foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Бирюкова Ирина Владимировна

педагог-психолог

МАДОУ №15 « Звездочка»

Кемеровская область, Калтан

Психологические аспекты сюжетно – ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. В игре ребенок реализует свой замысел, обыгрывает такие роли, которые в силу возраста ему еще не доступны. А кто является источником вдохновения для ребенка? Взрослые. В первую очередь ближайшее окружение, семья. Для того, чтобы ребенок смог справиться с задачами, которые поставит перед ним жизнь в будущем, в детстве ему необходимо освоить несколько ролей. Психологи выделяют 6 основных ролей, освоение которых происходит посредством сюжетно – ролевой игры.
Итак, вот эти роли:
1. Семьянин (поведение в семье, создание будущей модели семьи)
2. Робинзон Крузо (определяет способность к биологическому выживанию)
3. Коммуникатор (определяет уровень навыков общения)
4. Колумб (связан с исследованием и освоением мира)
5. Ученый (отражает способность ребенка учиться и работать с информацией).
6. Лидер, босс, руководитель (отражает способность ребенка освоить лидерскую позицию)

В течение дошкольного детства ребенок проигрывает эти роль в различных, создаваемых им сюжетах, тем самым приобретает определенные навыки, которые приводят к успеху или неудаче в будущем.
Разберем подробнее каждую из ролей:

Семьянин
Самая сложная и самая важная роль для ребенка. Что же осваивает он через наблюдение за родителями и проигрыванием в игре:
• Поведенческие реакции в семье
• Создание модели будущей семьи
• Осознание половой роли
• Формирование платонического либидо
Ребенок в игре будет отражать именно те поведенческие реакции, которые он наблюдает в семье: любовь, привязанность, заботу дружбу или отвержение, неприязнь, конфликтность.
Наверное, невозможно найти таких родителей, которые бы говорили «Мы хотим, чтобы у нашего ребенка была несчастливая семья» Однако очень много родителей совершают промахи и ошибки, которые в будущем отразятся в виде сложностей и проблем в семье ребенка.
В рамках собственной семьи ребенок должен решить и обыграть еще одну важнейшую проблему – принятие половой роли. Ребенку дошкольнику необходимо выполнить 3 психологические программы
1. Идентификация себя с родителем того же пола. Понимание мужских и женских ролей.
2. Перенос либидо с родителя противоположного пола на другие объекты.
3. Создание прообраза будущего партнера.
В норме ребенок принимает на себя роль соответственно полу. В игре происходит отработка роли в различных, создаваемых самим ребенком сюжетах. Однако вы, наверное, не раз замечали, что некоторые дети в игре предпочитают брать на себя противоположную своему полу роль. Я не говорю о единичных случая. Это постоянные предпочтения. Все это связано с нарушением половой идентификации ребенка. Такое нарушение имеет разные причины, но чаще всего выступает эмоциональное отвержение ребенка родителем одного с ним пола. А в будущем, это приведет к проблемам, таким как непонимание своей роли, места в жизни, поиске партнера, создание семьи.
Либидо – влечение, способность испытывать чувство любви. Уже в раннем возрасте малыш проявляет платоническое чувство к родителю противоположного пола. Затем психика ребенка должна совершить еще один прорыв вперед. Подсознательно ребенок должен осуществить перенос платонической любви к родителю на другие объекты. Такой процесс мы можем наблюдать в повышенных знаках внимания, например у мальчика к девочке, посещающей с ним ту же группу, в, играх в папу и маму, в обсуждениях планов на совместное будущее. Если этот перенос происходит в детстве, то ребенок, будучи взрослым обретет способность любить.
Глядя на родителя противоположного пола, мозг ребенка осуществляет еще один великий проект – он создает прообраз будущего партнера. В сюжетных играх происходит серьезная проработка образа.
Робинзон Крузо
Эта роль включает в себя умение удовлетворять свои биологические потребности, умение выживать в условиях стресса, не терять надежду в казалось бы безвыходных ситуациях.
Первые предметные манипуляции мальчика с игрушечным молотком, а девочки с поварешкой и кастрюлькой можно отнести к началу реализации роли «Робинзона Крузо». В дальнейшем происходит отработка все более сложных сюжетных линий, направленных на одну важную цель – научиться удовлетворять свои биологические потребности. А уж если эти сюжеты подкреплять реальным выполнением определенных дел, совместно со взрослым, то все это как раз и будет способствовать развитию умения позаботиться о себе.
Трудности в освоении этой роли приведут в будущем к бытовой беспомощности, сложности адаптации к быстро меняющимся условиям жизни, повышенной невротизации.
Колумб
Данная роль отражает потребность в поиске, новизне, стремлении освоения новых пространств. Как правило, дети любят путешествовать с родителями, происходит расширение сознания от уровня «Мой дом», «моя улица», «мой город» до уровня «Моя страна» и «Моя земля». Такое стремление к освоению пространств, конечно же найдет продолжение в различных игровых сюжетах. В будущем произойдет полноценное формирование интереса к социальной и политической жизни.
Когда родители сами не проиграли подобную роль в детстве, они, как правило, не могут передать навыки своему ребенку. Такие дети тяжело адаптируются в социуме. Стремятся занять определенную социальную нишу и по возможности не выходить из нее. Жизненные ситуации, провоцирующие выходу за границы комфортной ниши, могут привести к серьезной дезадаптации, невротизации и возникновению психосоматических проблем.
Коммуникатор
Умение общаться в семье и социуме, легко устанавливать отношения с новыми людьми, находить друзей – все это развивается благодаря овладению роли коммуникатора. У каждого из нас существует 3 зоны общения: 1.близкие и друзья 2. Приятели 3. Незнакомые люди. Умение общаться в каждой из этих 3 зонах способствует благоприятному течению жизни. И, конечно же, ребенок реализует это стремление к общению через сюжетно – ролевую игру. Иногда, можно заметить, что малыш участвует в коллективных сюжетно – ролевых играх, но выбирает роль молчаливого исполнителя. В данном случае он не отрабатывает коммуникативные навыки. Это может быть связано с застенчивостью, а иногда с низкой мотивацией к общению (за которой стоит страх, низкая самооценка ребенка, депрессия) В таких случаях необходима поддержка близких людей, профессиональная помощь специалистов.
Ученый
Освоение этой роли связано с потребностью в интеллектуальной работе, в освоении новых интеллектуальных навыков, в получении радости от познания. Узнавая что то новое, ребенок обязательно обыграет эту информацию в сюжете игры. Часто дети старшего дошкольного возраста проигрывая сюжет «Школа» стремятся к реальному отображению ролей. Поэтому они пишут, считают и читают, хотя по –настоящему, многие, не умеют этого делать. Но стремление проиграть роль ученика или учителя, подталкивают ребенка к приобретению новых знаний. Главное, вовремя создать условия, для удовлетворения этой потребности ребенка.
Лидер
Данная роль отражает потребность во власти, умение занять достойный ранг в иерархической лестнице. Ребенок, овладевший этой ролью, хорошо адаптируется среди сверстников, может постоять за себя, его ценят за способность в организации игр и развлечений. Отработка этой роли происходит в сюжетной игре. Будучи взрослым, ребенок полноценно реализовав роль лидера в детских сюжетных играх, сможет занять достойное место на иерархической лестнице, и не только занять, но и удержаться на ней, отстаивая свои права.
Как уже было сказано ранее, что программу развития детей задают родители, семья. Насколько жестко работает принцип программирования детской психики? Неужели если у ребенка мать – тиран, а отец – гуляка , то и ребенку не суждено вырваться из семейной ловушки ? Оказывается, что в программировании детской психики существует поправочный коэффициент, так называемая отрицательная идентификация. Происходит она, когда ребенок, становясь взрослым, отказывается следовать примеру родителя, типу семейного поведения. Как вы думаете, где ребенок черпает «вдохновение» для создания новых моделей поведения? Из окружающей его действительности, из социума. И чем раньше у ребенка возникнет зерно сомнения в правильности реализуемой семейной программы, тем больше у него шансов на собственную благополучную счастливую жизнь. А кто больше всего оказывает воздействие на ребенка дошкольника после семьи?» Конечно же, мы, педагоги. Мы являемся тем поправочным коэффициентом, способным скорректировать негативные детские поведенческие реакции. И осуществить такую коррекцию возможно посредством правильно организованной сюжетно - ролевой игры.