foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Коновалова Ольга Геннадьевна

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» в г. Бугуруслане

Оренбургская область

город Бугуруслан

Автор программы:

психолог ОСР Коновалова О. Г.
«Семья — это интересный мир, прочный дом.
Как кирпичики, плотно лежащие друг к другу,
так и традиции, которые мы устанавливаем и сохраняем, делают наш дом прочным. Если у семьи есть традиции,
то она никогда не разрушится.
Традиции — это фундамент, основа любой семьи». В.А.Сухомлинский.

Проблема семейного неблагополучия и социального сиротства остается одной из сложных и наболевших, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин и форм, а также поиска более эффективных мер оказания психологической помощи семьям: превентивной, профилактической, коррекционной, реабилитационной.
Поэтому так важно уметь распознавать социальное неблагополучие и социальное сиротство в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать своевременную социально-психологическую помощь детям и родителям.
Крепка и дружна семья, когда ее члены собираются за одним столом: к завтраку, к ужину – не только для приема пищи, но и для того, чтобы поделиться впечатлениями о прожитом дне, своими успехами и неудачами, обсудить планы на будущие выходные, отпуск, и, главное, чтобы дети также высказывали свои мнения. Если такие душевные разговоры будут сопровождать совместную деятельность, творческую или обыденную, реальностью станет семейная гармония, к которой хочется стремиться в нашей жизни.
В работе мобильной арт-студии «Мобиарт» мы вместе с семьями возраждаемзабытую для многих традицию совместно-организованного досуга, призванную укрепить семейные связи и предотвратить разлад.
С января 2018 года специалистами ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок» в г. Бугуруслане было организована работа по оказанию квалифицированной психологической помощи семьям воспитанников Центра. Кроме этого, были созданы условия для получения помощи родителями в овладении навыками эффективного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком, организована комплексная поддержка замещающих семей, принявших на воспитание детей.
Программа рассчитана на 12 внутрисемейных занятий продолжительностью 1 час, 3 занятия групповых в форме мастер - классов с участием нескольких семей, а также проведение творческих акций, совместно-организованных с волонтёрами.
Материальное оснащение.
Для занятий необходимы бумага для рисования, ватман, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти, клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков. Кроме того, необходим небольшой мяч, ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.
В состав Мобильной арт-терапевтической студии (далее «Мобиарт») входят специалисты Центра и волонтёры, при этом ведущая роль отводится психологам.
Цель организации мобильной арт-терапевтической студии «Мобиарт» - оказание своевременной помощи и поддержки в процессе преодоления трудностей семейного воспитания и гармонизация внутрисемейных отношений.
В ходе реализации Программы решаются следующие задачи:
 организация психологической помощи детям, «мобильной арт-терапевтической студии как формы оказания адресной помощи семьям;
 развитие у участников Программы навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих успешной адаптации в социуме;
 создание условий для помощи родителям в овладении навыками успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком;
 поддержка замещающих семей, принявших на воспитание детей;
 формирование позитивной «Я – концепции» и адекватной самооценки детей;
 снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности;
 создание системы работы специалистов, работающих с детьми и подростками, посредством реализации инновационного здоровьесберегающего подхода, использования метода арт-терапии и компонентов эстетопсихотерапии, фототерапии в условиях арт-студии «Мобиарт»;
 развитие специальных и профессионально-личностных компетенций специалистов, работающих с детьми и подростками, реализуя при этом инновационный здоровьесберегающий подход, используя методы арт-терапии и компоненты эстетопсихотерапии: фототерапию и видеотренинги.
 презентация опыта работы отечественных и зарубежных специалистов с использованием методов арт - терапии (психотерапия посредством изобразительного искусства) и компонентов эстетопсихотерапии, фототерапии и видеотренинги.

Этапы реализации Программы:

Предполагаемые результаты:

- информирование потенциальных участников Программы о Мобильной арт-терапевтической студии как форме оказания адресной помощи семьям, находящимся в потенциальном социально-опасном положении,
- получение первичной информации об эмоционально - значимых состояниях детей, подростков и их родителей;
- создание условий для развития в семье личности ребенка и его эмоционально - волевой сферы, обучение эффективному взаимодействию в системах ребенок - ребенок и ребенок - взрослый, используя элементы интерактивных (тренинговых) технологий воспитания, в том числе методы арт-терапии и компоненты эстетопсихотерапии - фототерапию и видеотренинги.
- внедрение технологий фото-видео-арт-терапии в работе с семьями, что позволит целенаправленно осуществлять профилактические меры по предотвращению социального неблагополучия в семьях воспитанников Центра и социального сиротства в таких семьях.

Описание мероприятий Программы
Мобильной арт-студии «Мобиарт»

Занятия с членами семей проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Комплекс применяемых арт-терапевтических технологий направлен в целом на повышение уровня самооценки, формирование чувства доверия к себе, своим близким, уверенности в своих силах и формирование новых способов поведения и решения конфликтных ситуаций.

Тематическое планирование
№ Тема Основная используемая техника
арт-терапии Количество занятий,
дата
1. Волшебные краски Изотерапия 1

2. Древо семьи аппликация, фототерапия,
прикладное творчество 1

3. Я в натуральную величину Изотерапия 1

4. Рисунок в круге «Мандала» Мандалотерапия, изотерапия 1

5. Пасхальная корзина Аппликация, изотерапия 1

6. Творческая акция «Марафон добрых дел» Аппликация, изотерапия 1

7. Рисуем музыку Изотерапия, музыкотерапия 1
8. Коллаж «Какой Я» Изотерапия, аппликация, коллаж 1
9. Кукла из фольги Куклотерапия, сказкотерапия 1
10. Рисование на руках Изотерапия 1
11. Герб моей семьи Изотерапия, аппликация, коллаж 1
12. Фруктовая мандала Мандалотерапия 1
13. Мастер-класс «Использование техник
фото-терапии в работе с семьёй» Фототерапия 1
14. Мастер-класс «Использование техник рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми, пережившими стресс» Изотерапия 1
15. Мастер-класс «Коррекционное занятие «Пещера страхов» в работе
с детскими страхами» Изотерапия, аппликация, коллаж 1
16. Чудеса из теста Лепка из теста 1

Проведение групповых занятий позволяет провести коррекцию негативных эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития и социальной адаптации детей, а также формирование навыков успешной интеграции в социум. Каждое занятие имеет свою направленность и вместе с тем, в силу многостороннего воздействия арт-терапевтических методов, позволяет решать несколько задач одновременно. В процессе общения и совместной деятельности в группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции, самоконтроля и формируются новые коммуникации, используются разнообразные методы: информирование, беседа, фото-видео-арт-терапевтические техники, социально-психологические игры, релаксационные упражнения.
Основной формой работы, применяемой специалистами Мобильной арт-терапевтической студии является проведение совместных занятий родителей с детьми, гармонизация межличностных отношений в семье и формирование поддерживающей среды. Для достижения цели специалистам необходимо провести работу по коррекции внутрисемейных отношений: расширить представления друг о друге, укрепить чувства доверия друг к другу, развить эмпатичность, научить самовыражаться через процесс совместного семейного творчества, повысить уровень сплоченности между членами семьи.

Оценка эффективности программы

Для оценки эффективности работы программы «Мобиарт» в начале и в конце курса занятий проводится диагностика с помощью следующих методик: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан. С целью получения обратной связи участникам программы предлагается оставить отзыв о работе студии в Книге предложений.


Специалистами Мобильной арт-терапевтической студии по результатам первичной психодиагностики был составлен обобщенный психологический портрет семьи.
В ходе проведения первичной диагностики (см. рисунок) было выявлено наличие у всех членов семьи высокого уровня тревожности, чувства неуверенности в себе, страхов, выраженное снижение уровня самооценки личности. Также типичными нарушениями являлись нарушения коммуникаций в семье: разобщенность или, наоборот, недифференцированность «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей. Часто дети включали в состав семьи тех, кто не относился к близким родственникам(например, своих друзей, домашних питомцев), т.е. их представления о «семье» были искажены.
В ходе реализации комплексной работы в условиях Мобильной арт-студии «Мобиарт», как видно из рисунка, психологический портретсемьи, существенно был скорректирован и компенсирован.

Психологический портрет семьи
по результатам диагностики, в % соотношении

Рисунок
Психокоррекционная работа с семьями с использованием методов фото-арт-терапии

Психокоррекционная работа с семьями строится с учетом результатов психодиагностики воспитывающегося в семье ребенка (детей). Основными элементами данного вида работы являются просветительские и психокоррекционные мероприятия. Просветительская деятельность повышает эффективность оказания помощи ребенку через проведение подготовки родителей к участию в групповой психологической работе. Работа в студийной группе предполагает спонтанность и активность участников с разной динамикой взаимодействия.
Арт-терапевтические занятия (сессии) проводятся как неструктурированные, так и структурированные. Для первых характерна высокая степень свободы выбора участниками не только материалов, изобразительных средств, инструментов, но также и самой темы творческой работы. Структурированные занятия приоритетны для тематически-ориентированной арт-терапии, отличаются заданностью темы или изобразительных средств. Содержание, способ воплощения задуманного, темп творческой деятельности определяются каждым самостоятельно. Это, наряду с терапевтическими целями, имеет диагностическую значимость.
Например, нами используется техника с применением фотоматериалов «Цвета вокруг нас».
Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены объекты разной окраски. Когда снимки были напечатаны, участники группы обсудили то, какие ассоциации у них вызывают разные цвета.
При проведении арт-терапевтического занятия логично выделить две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
Таким образом, родители передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность продемонстрировать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи. Этап коллективной работы, основанный на совместной творческой деятельности и групповой коммуникации, активизирует групповые процессы, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, т. е. смоделирован как потенциальное условие социализации участников арт-терапии.
Открытые вопросы способствуют нахождению скрытых значений фотографии, связанные с прошлым, настоящим и будущим родителей. При работе с людьми, оказавшихся в трудном положении, фотографии могут помочь в осознании своих страхов, с одной стороны, и символически обозначить разные ресурсы, позволяющие обрести внутреннее равновесие:

1. Какая фотография может обозначать момент кризиса?
2. Какая фотография может отражать то, что вас больше беспокоит в настоящее время?
3. Какая фотография дает ощущение безопасности и внутреннего равновесия?
4. Какая фотография может отражать поворотный момент в переживании кризиса?

5. Что является целью в преодолении кризисной ситуации?
Специалист иногда предлагает участникам занятия выполнить одно из следующих домашних заданий, связанных с выбранными фотографиями:
- написать историю, письмо или стихотворение;
- найти фотографию, чем-то похожую на выбранную;
- сделать одну или несколько фотографий, которые могли бы являться продолжением выбранного образа.
Выбор и обсуждение фотографий обычно используются в начале и в конце занятия. Фотографии, как правило, выбираются интуитивно, но в целом для выбора могут быть использованы разные приемы. Например, они могут выбираться наугад, либо специалист выбирает фотографию для участника группы.
В совместной работе родителя и ребенка, участники могут выбирать фотографии друг для друга, исходя из предположения о том, какую фотографию мог бы выбрать другой человек.
Также участники делают фотоснимки в процессе занятия.
Проведение занятий с применением методов фото-арт-терапии позволяет создать условия для невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, помогая детям и родителям общаться друг с другом. На занятиях фото-арт-терапия выступает средством для выражения и разрешения внутрисемейных, межличностных, индивидуальных конфликтов как детей, так и родителей.
Специалисту, при проведении таких занятий необходимо обращать особое внимание на качество их взаимодействия, проявлявшееся в их двигательных реакциях, позах, жестах, мимике и вербальной экспрессии.
Также, благодаря совместной работе родители и дети могут находить новые формы взаимодействия.
Для проведения коррекции родительско-детских отношений используются методы арт-терапии, которые направлены на актуализацию и выражение различных, в том числе сложных или негативных чувств, их осознание и интеграцию, развитие самоконтроля, раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности.
Ключевым моментом в работе совместной детско-родительской группы для родителей является ориентация преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. Кроме того, арт-терапия дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно развивать способность к саморегуляции. В тренинге используются также техники фото- и видео-терапии (фотоколлаж, создание фотографий, просмотр видео или слайд-фильма, видеосъемка отдельных упражнений с последующим обсуждением).


Результаты реализации программы «Мобиарт»

Занятие «Волшебные краски»
Цель: знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения.
Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие гибкости, оригинальности мышления.
Целевая группа: родители и дети.
Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканчики, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, листы бумаги (плотные), клеенка, газеты, салфетки для вытирания рук, ватман, релаксационная музыка.
Каждая встреча начинается с ритуала приветствия: Участникам предложили вариант, который будет использоваться при каждой встречи.
Беседа с психологом
1. Рассказ психолога о студии.
2. Рассказ участников о себе: Что я люблю делать в свободное время?
Арт-терапевтическое упражнение «Волшебные краски»:
«Волшебная краска» изготавливается самостоятельно.
Рецепт краски (в расчете на одного человека): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Участники занятия рассаживаются вокруг этих материалов.
Первый этап: участники в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.
Готовая краска выставляется в центр. Участникам раздаются листы бумаги и под приятную музыку предлагается пальцами, используя свою полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.
После обсуждения полученных работ и ощущений от рисования, участникам предлагается нарисовать совместный рисунок на ватмане.
Обсуждение: Какие ощущения у вас были, когда вы рисовали волшебными красками? Понравилось или не понравилось рисовать? Что вы хотели изобразить? Что получилось? Что хотелось бы изменить? Дайте название своей работе.
Ритуал прощания также выбирается участниками, в завершении этого занятия, все остановили свой выбор на совместном фотографировании.
Занятие «Древо семьи»
Цель: развитие способности к взаимопониманию, проработка детско-родительских отношений, воссоздание в памяти позитивных моментов семейной жизни.
Материалы и оборудование: фотографии из семейного альбома, веточка дерева, салфетки, картон, ножницы, клей, скатерть, музыкальное соровождение.
Целевая группа: родители и дети.
Ход занятия: детям совместно с родителями предлагается провести ревизию в старом фотоальбоме с семейными фотографии и выбрать самые удачные для оформления собственного генеалогического «Древа семьи». Родители и дети самостоятельно выбирают форму будущего дерева, плоды на нём и фотографии. При этом используют заранее приготовленный реквизитный материал.
В процессе проведения этого упражнения особое значение имеет поведение детей и родителей, хорошо прослеживается стиль поведения в обычной жизненной ситуации, в семье, в обществе и т.д. Создавая безопасную обстановку для родителей и детей мы можем понаблюдать за их поведением, в этом заключается диагностическая составляющая нашей работы.
Публикации для педагогов (СМИ) 
Творческая акция «Марафон добрых дел»
Цель: активизация участников акции (дети, родители, волонтёры и жители города) к творческой и альтруистической деятельности, развитие позитивного мышления, формирование активной жизненной позиции.
Материалы и оборудование:картон, цветная бумага, воздушные шары, цветные ручки, фотоаппарат, музыкальное сопровождение.
Целевая группа: родители, дети, волонтёры, жители города.
Ход проведения: Ребята совместно со специалистами и родителями подготовили лотереи добрых дел, разучили стихотворения, которые призывают творить добрые поступки. Вместе с волонтёрами и специалистами Центра дети отправились на улицы города, с целью напомнить горожанам о добрых делах. Чтобы узнать номер лотерейного билета, нужно было лопнуть шарик. После этого прохожие получали призовыелотерейные билеты, где в качестве выигрыша получали возможность выполнить то или иное доброе дело.
Спектр дел весьма разнообразен: посадить дерево, организовать чаепитие, помочь пожилому человеку, отправить смс со словом «добро» на номер 5541, сделать кормушку для птиц и многое другое.
Граждане с большой охотой подхватили такое начинание, обещали сделать доброе дело и передать лотерейный билет своим знакомым. Дети, в свою очередь, читали стихи о доброте и добрых делах.Со всеми задачами участники акции справились успешно и единогласно решили проводить подобные мероприятия систематически.