выполнила:
педагог-психолог
Щербакова Екатерина Владиславовна
ГКУСО МО «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»
Московская область
Наро-Фоминск
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «СКАЗКА»
143300 г.Наро-Фоминск, ул. Мира 11 телефон 3-63-60
Утверждаю решением Методического совета М.П.
протокол заседания
№ от «___»________2018 года.
Директор ГКУСО МО «Наро-Фоминский
РЦ «Сказка»
_______ _ ____ Е.С.Константинова
Паспорт рабочей программы педагога-психолога высшей квалификационной категории Щербаковой Еекатерины Владиславовны «Сказка своими руками» (комплексное психолого-педагогическое сопровождение групп детей стационарного отделения)
Название учреждения |
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка», стационарное отделение. |
Адрес организации |
143300, Московская область г. Наро-Фоминск ул. Мира 11 |
Автор-разработчик программы |
Педагог-психолог высшей квалификационной категории Щербакова Е.В. |
Научный консультант |
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» к. психол. н., доцент, доцент кафедры социальной и организационной психологии Косов А.В. |
Исполнители программы |
Педагог-психолог высшей квалификационной категории Щербакова Е.В. |
Целевые установки программы |
· Организация дифференциального обследования и наглядного отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения; · Организация и оптимизация комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями; · Построение процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения как целостной единой системы; · Организация развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка; · Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма; · Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности. · Профилактика дивиантного поведения и социально опасных привычек. |
Задачи программы |
1. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей: - осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей; - осознание нужности и функциональной значимости частей тела; - реализация своего потенциала. 2. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей: - различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации; - различие, осознание эмоций других людей; - развитие произвольного поведения; 3. Обучение взаимодействия детей друг с другом и с взрослым: - развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками; - воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности; - приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания; - усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие. |
Главные ожидаемые результаты |
1. Повышение уровня психического развития по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие); 2. Расширение зоны ближайшего развития. 3. Раскрытие потенциальных возможностей ребенка; 4. Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья. |
Критерии результативности |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Срок действия программы |
Сентябрь 2018 –сентябрь 2023 года |
Этапы реализации |
1- подготовительный (июнь-август 2018 года) 2 - основной (2018-20232 годы.) 3- заключительный (август 2023 год) |
Система контроля программы |
§ Текущее управление и наблюдение за ходом реализации рабочей программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и автором-разработчиком программы, а такие методическим советом в лице ответственного за разработку и реализацию программ представителя. § Для определения эффективности рабочей программы применяется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики). § Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки. Формой отчетной документации является ежегодный аналитический отчет. |
Согласовано:
Заведующий СО ГКУСО МО РЦ «Сказка» З.С. Андрюшков
Заместитель председателя Методического Совета Т.А. Храброва
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. Общая информация о блоках рабочей программы педагога-психолога высшей квалификационной категории Щербаковой Еекатерины Владиславовны «Сказка своими руками» (комплексное психолого-педагогическое сопровождение групп детей стационарного отделения)
Наименование блока |
Блок «Цветик-Семицветик» Диагностико-аналитическая деятельность в рамках групп стационарного отделения. |
Блок «Неведомые дорожки». Комплексная коррекционно-развивающая деятельность в рамках разновозрастной группы пятидневного пребывания. |
«Блок «Зазеркалье». Психологическое сопровождение детей групп заездного типа. |
Цель направления: |
Осуществление комплексных диагностических мероприятий, направленных на определение оптимального маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. |
Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях разновозрастной и разноуровневой группы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. |
Осуществление психологического сопровождения детей групп заездного типа. |
Целевые установки блока |
· Организация дифференциального обследования · наглядное отображение динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного коррекционного воздействия. · Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ |
1. Организация и оптимизация комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями. 2. Построение комплексного коррекционно-развивающего процесса как целостной единой системы: · Развитие психических процессы у детей; · Осуществление коррекции негативных тенденций развития; · Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка; 3. Профилактика вторичных отклонений в развитии детей |
· Организация развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка; · Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма; · Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности. |
Главные ожидаемые результаты |
1. Составление индивидуального маршрута сопровождения 2. Оптимизация процесса комплексного психолого-педагогического процесса |
1. Повышение уровня психического развития по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие); 2. Расширение зон актуального и ближайшего развития. |
1.Раскрытие потенциальных возможностей ребенка; 2. Расширение зон актуального и ближайшего развития 3. Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья. |
Условия реализации программы блока по данному направлению. |
Обладание необходимыми знаниями · характерных особенностей развития детей с различными нарушениями, · современных форм и методов работы с различными категориями детей. |
1.Взаимодействие специалистов разных категорий 2.Обладание необходимыми знаниями · характерных особенностей развития детей с различными нарушениями, · современных форм и методов работы с различными категориями детей. |
1. Взаимодействие специалистов разных категорий 2. Обладание необходимыми знаниями · характерных особенностях развития детей с различными диагнозами, · современных формах и методах работы с различными категориями детей. |
Объем данного направления программы блока. |
Программа по данному направлению рассчитана на два вида диагностических мероприятий: 1. Экспресс-диагностика для групп 21 дня пребывания 2. Дифференциальная диагностика для группы пятидневного пребывания. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение девятимесячного периода (сентябрь-май). |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года. |
Формы мероприятий |
Подгрупповая, индивидуальная.
|
Подгрупповая, индивидуальная.
|
Групповая индивидуальная
|
Форма работы. |
Диагностические мероприятия в рамках дифференциальной диагностики осуществляются три раза за период реабилитации ребенка: начало, середина и завершение реабилитации. Мероприятия в рамках экспресс-диагностики осуществляются два раза за период реабилитации: начало и окончание периода .
|
2 раз в неделю – подгрупповое занятие. 1-3 раза в неделю – индивидуальные занятия (в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта). |
Групповая - 1 раз в неделю. Индивидуальная – при необходимости, в зависимости от тяжести состояния.
|
Время поведения мероприятий |
В соответствие с требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам. |
В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 25 до 40 минут. |
В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 25-40 минут. |
Максимальное число участников. |
1-5 человек |
2-4 человека. |
4-8 человек. |
Возраст. |
От 3 до 18 лет |
3-12 лет. |
6-18 лет. |
Принципы построения программы блока в рамках данного направления. |
1.Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 2.Валидность методов и методик психодиагностики. 3.Учет объема и степени разнообразия стимульного материала. |
4.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. 5.Единство диагностики и коррекции. 6.Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 7.Комплексность методов психологического воздействия. 8.Учет объема и степени разнообразия материала. |
· Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. · Единство диагностики и психологического воздействия · Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. · Комплексность методов психологического воздействия. · Учет объема и степени разнообразия материала. |
Этапы работы. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя сбор анамнестических данных и определение и подбор стимульного материала с учетом всех особенностей ребенка. 2. Непосредственно диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной и/или экспресс-диагностики детей, 3 Аналитико-прогрностический этап. Определение зон актуального и ближайшего развития ребенка. Составление индивидуального маршрута сопровождения. 4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. |
1 .Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2 .Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной диагностики детей, сбор анамнестических данных. 3. Коррекционно–развивающий этап. Индивидуальные и групповые мероприятия. 4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Диагностический этап. Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей, 3. Непосредственно психологическое сопровождение. 4. Заключительный этап. Проведение при необходимости итоговой экспресс-диагностики. Подведение итогов. |
Материально-техническая база. |
1. Помещение для проведения мероприятий; 2. Наличие специализированного и сертифицированного диагностического инструментария. 3. Компьютер или ноутбук. |
1. Помещение для проведения занятий; 2. Наличие специализированных методических материалов, пособий;
|
1. Помещение для проведения занятий; 2. Наличие специализированных методических материалов, пособий; |
Алгоритм сопровождения. |
· Проведение первичной диагностики · Составление индивидуального маршрута сопровождения · Проведение срединной ли агностики (при необходимости) · Корректировка маршрута сопровождения (при необходимости) · Проведение итоговой диагностики · Анализ результатов · Составление рекомендаций (при необходимости) |
· Диагностика с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения; · Индивидуальное консультирование родителей о дальнейшем маршруте сопровождения, о перспективах развития. Разъяснение специалистами учреждения специфических особенностей коррекционно-развивающей деятельности; · Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. · Итоговая диагностика. |
· Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения; · Непосредственно психологическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. · Подведение итогов. Проведение при необходимости итоговой экспресс-диагностики. |
Противопоказания |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра), |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра), |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра), |
Методы работы
|
Стандартизированные методы психолого-педагогической диагностики. |
1. Тетоды тренинговой работы в группе 2. Психотерапевтические методы воздействия (Игротерапия, Сказкотерапия ит.п.) 3. Нейропсихологические методы коррекции. |
Тренинговые технологии, игровые технологии. |
Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку |
· Эмпатическое принятие ребенка. • Создание атмосферы психологической безопасности. • Постановка четко определенной и понятной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
|
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
Критерии результативности |
Соответствие диагностического материала стандартам, предъявляемым к методикам психодиагностики. |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Срок действия программы блока |
В соответствие с периодом реабилитации ребенка и непосредственными сроками реадизации рабочей программы. |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
Этапы реализации |
1- подготовительный (июнь-август) 2 - основной (в течение года.) 3- заключительный (август) |
1- подготовительный (июнь-август) 2 - основной (в течение года.) 3- заключительный (август) |
1- подготовительный (июнь-август) 2 - основной (в течении года) 3- заключительный (август) |
Система контроля за выполнением программы блока |
· Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и автором-разработчиком программы · Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики).
|
· Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и автором-разработчиком программы · Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики). · Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки. |
· Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы · Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. · Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.. |
|
|||
Наименование блока |
Блок «Тайная Комната». Психотерапия и релаксация в сенсорной комнате. |
Блок «Чудо-Юдо Рыба-КИТ» Комплексное сопровождение детей с ОВЗ с применением компьютерного игрового тренажера. |
Блок «В гостях у Айболита». Здоровьесбережение, БОС-терапия. |
Цель направления: |
Осуществление психотерапевтической деятельности и релаксационных мероприятий в рамках стационарного отделения; сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды |
Расширение зон актуального и ближайшего развития по критериям когнитивной сферы, общее оздоровление ребенка. |
выработать у человека навык оптимального дыхания с точки зрения его состояния здоровья, возраста и даже характера \ |
Целевые установки блока |
1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок; 2. Создание положительного эмоционального состояния; 3. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела; 4. Облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло; 5. Формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии. |
Развитие тела ребенка. Развитие простейших движений ребенка Развитие целенаправленных действий ребенка. Развитие двигательного поведения ребенка. Развитие психики и интеллекта ребенка. |
обучение саморегуляции, а “обратная связь” облегчает процесс обучения физиологическому контролю. |
Главные ожидаемые результаты |
1. Повышение уровня стрессоустойчивости; 2. Расширение зоны ближайшего развития; 3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля. |
1.Повышение уровня стрессоустойчивости; 2. Расширение зоны ближайшего развития; 3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля. |
По итогам курса БОС ребенок должен уметь расслабляться, дышать диафрагмой (животом), снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания, использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи. |
Условия реализации программы блока по данному направлению. |
Обладание необходимыми знаниями · характерных особенностях развития детей с различными диагнозами, · современных формах и методах работы с различными категориями детей. |
Обладание необходимыми знаниями · наличие сертификата по работе с КИТ-тренажером. |
Обладание необходимыми знаниями · наличие сертификата по БОС-терапии. |
Объем данного направления программы блока. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс мероприятий курсового характера (от 6 до 24 сеансов, в зависимости от степени тяжести состояния) |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года. |
Формы мероприятий |
Подгрупповая, индивидуальная (в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта)
|
индивидуальная |
индивидуальная
|
Форма работы. |
2 раз в неделю – подгрупповое занятие. 2 раза в неделю – индивидуальные занятия.
|
1-3 раз в неделю.
|
1-3 раз в неделю.
|
Время поведения мероприятий |
от 25 минут до 1,5 часа в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта. |
20-35 минут |
20-35 минут |
Максимальное число участников. |
до 5 человек. |
1 человек. |
1 человек. |
Возраст. |
3-18 лет. |
3-5 лет |
7-17 лет. |
Принципы построения программы блока в рамках данного направления. |
1. Системность подхода в работе. 2. Единство диагностики и практики. 3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 4. Комплексность методов психологического воздействия. |
Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. |
Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. |
Этапы работы. |
× 1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение возможности посещения сеансов в сенсорной комнате, с учетом показаний и противопоказаний к сеансам и рекомендаций невропатолога. × 2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной диагностики детей, сбор анамнестических данных. × 3. Непосредственно сеансы в сенсорной комнате.. × 4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Подготовительный этап (1-2 теоретических занятия) 3. Основной этап включает 4-12 практических занятий:. 4. Заключительный этап. Подведение итогов. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Подготовительный этап (1-3 теоретических занятия) 3. Основной этап включает 13 практических занятий:. 4. Заключительный этап. Подведение итогов. |
Материально-техническая база. |
1. помещение для проведения занятий; 2. наличие специализированного мультимедийного оборудования для сенсорной комнаты;; 3. диагностический инструментарий. |
1) помещение для проведения занятий; 2) КИТ-тренажер, 3) компьютер. |
4) помещение для проведения занятий; 5) прибор БОС, 6) компьютер. |
Алгоритм сопровождения. |
1. Сбор анамнеза ребенка для определения возможности получения сеансов в сенсорной комнате; 2. Непосредственно сеансы в сенсорной комнате с учетом потенциальных возможностей ребенка. 3. Итоговая диагностика. |
1. Сбор анамнестических данных. 2.Непосредственно занятия с КИТ-тренажером. · Подведение итогов. диагностики. |
3. Сбор анамнестических данных. 4.Непосредственно БОС-терапия. · Подведение итогов. диагностики. |
Противопоказания |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания. |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), Весовое ограничение до 100 кг. |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), |
Методы работы
|
1 цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света); 2 звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки); 3 ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека). |
Компьютерные игровые технологии |
БОС-технология |
Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка.
|
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка.
|
Критерии результативности |
Приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления. |
Качественное совершенствование
сила мышц подошвы (продольного свода всей стопы, поперечного свода наружного и внутреннего края стопы); сила кровотока в капиллярах тканей опорной поверхности тела.
тактильная чувствительность тканей на опорной поверхности тела; нервно-мышечные ощущения; восприятие цвета; дифференциация предметов по форме и величине; быстрота реакции на сигналы.
сообразительность; внимание; память; терпение;собранность; находчивость.. |
Овладение способом диафрагмального дыхания и возможность применять его на практике без помощи технических средств. |
Срок действия программы блока |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
Этапы реализации |
1- подготовительный (июнь-август) 2 - основной (в течение года.) 3- заключительный (август) |
· Для оценки эффективности используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. · Процесс контроля состоит из анализа графических представлений результатов сеансов и анализа результатов компьютерной диагностики. · Контроль осуществляется специалистом непосредственно. |
· Для оценки эффективности используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. · Процесс контроля состоит из анализа графических представлений результатов сеансов и анализа результатов компьютерной диагностики. · Контроль осуществляется специалистом непосредственно. |
Система контроля за выполнением программы блока |
· Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и автором-разработчиком программы · Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики). · Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки. |
§ Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы § Для оценки эффективности программы используется система показателей компьютерной диагностики КИТ. |
§ Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы § Для оценки эффективности программы используется система показателей компьютерной диагностики БОС. |
|
|||
Наименование блока |
Блок «Царство Берендея». Психологическое сопровождение в летний период. |
Блок «Летучий Корабль» Профилактика употребления ПАВ.
|
Блок «По Щучьему велению». Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья |
Цель направления: |
Осуществление психологического сопровождения детей групп заездного типа в летний период реабилитации. |
· привлечь внимание подростков к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ); · оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ. |
реализация комплекса мероприятий, направленных на эффективную профилактику саморазрущающего (суицидального) поведения подростков. · |
Целевые установки блока |
· Организация комфортной среды, стимулирующей личностное развитие ребенка; · Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма; · Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности. · Тренировка коммуникативных навыков и когнитивных функций. |
· предоставить объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека; · сориентировать на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ) ; · помочь овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ; · способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка;
|
. Организация психолого-педагогической профилактики суицидального поведения через осознанное саморазвитие подростков и развитие позитивного (оптимистичного) мироощущения: адекватного самовосприятия и самооценки, адаптивного поведения, поиск и обретение жизнеутверждающих ценностей, совершенствование волевых качеств, социальной компетентности, коммуникативных умений. 2. Формирование у родителей теоретической основы и отдельных практических навыков по профилактике суицидального поведения. · |
Главные ожидаемые результаты |
1.Раскрытие потенциальных возможностей ребенка; 2.Расширение зоны ближайшего развития; 3.Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья. |
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам. 2. Повышение уровня развития умений и навыков: а) активная жизненная позиция в вопросах ЗОЖ; б) конструктивное общение между собой и со взрослыми; в) отстаивание и защита своей точки зрения; г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней; 3. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека. |
· у детей повысится уровень умения договариваться, согласовывать свои действия, находить решения; · у детей будут сформированы навыки сотрудничества; · повысится самостоятельность и активность детей в совместной деятельности; · повысится уровень умения понимать чувства других людей и адекватно выражать свои чувства и эмоции; снизится уровень проявлений агрессии, тревоги, гиперактивности. |
Условия реализации программы блока по данному направлению. |
1. Взаимодействие специалистов разных категорий 2. Обладание необходимыми знаниями · охарактерных особенностях развития детей с различными диагнозами, · осовременных формах и методах работы с различными категориями детей. |
1. Взаимодействие специалистов разных категорий 2. Обладание необходимыми знаниями · охарактерных особенностях развития детей с различными диагнозами, · осовременных формах и методах работы с различными категориями детей. |
1. Взаимодействие специалистов разных категорий 2. Обладание необходимыми знаниями · охарактерных особенностях развития детей с различными диагнозами, · осовременных формах и методах работы с различными категориями детей. |
Объем данного направления программы блока. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение летнего периода реабилитации. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года. |
Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года. |
Формы занятий: |
Групповая
|
Групповая , индивидуальная по показаниям
|
Групповая , индивидуальная по показаниям
|
Форма работы. |
3 раз в неделю.
|
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Время поведения занятий. |
В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 40 до 1 часа 20 минут. |
В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 40 до 1 часа 20 минут. |
В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 40 до 1 часа 20 минут. |
Максимальное число участников. |
8-12 человек. |
4-6 человек |
4-6 человек |
Возраст. |
6-15 лет. |
11-18 лет |
11-18 лет |
Принципы построения программы блока в рамках данного направления. |
1. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 2. Комплексность методов психологического воздействия. |
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 4. Комплексность методов психологического воздействия. |
5. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 6. Комплексность методов психологического воздействия. |
Этапы работы. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Непосредственно психологическое сопровождение. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Непосредственно психологическое сопровождение. |
1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН. 2. Непосредственно психологическое сопровождение. |
Материально-техническая база. |
· помещение для проведения занятий; · наличие специализированных методических материалов, пособий; |
· помещение для проведения занятий; · наличие специализированных методических материалов, пособий; |
· помещение для проведения занятий; · наличие специализированных методических материалов, пособий; |
Алгоритм сопровождения. |
· Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения; · Непосредственно психологическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. |
· Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения; · Непосредственно психологическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. |
· Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения; · Непосредственно психологическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. |
Противопоказания |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), |
Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), |
Методы работы
|
Тренинговые технологии, игровые технологии. |
Тренинговые технологии, игровые технологии. |
Тренинговые технологии, игровые технологии. |
Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
• Эмпатическое принятие ребенка. • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности. • Эмоциональная поддержка ребенка. • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком. • Тематическое структурирование задачи. • Помощь в поиске формы выражения темы. • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. |
Критерии результативности |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Срок действия программы блока |
3 месяца (с 1 июня по 31 августа) |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
1 год (с 1 сентября по 31 августа) |
Этапы реализации |
1- подготовительный 2 - основной 3- заключительный |
1- подготовительный 2 - основной 3- заключительный |
1- подготовительный 2 - основной 3- заключительный |
Система контроля за выполнением программы блока |
§ Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы § Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. § Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.. |
§ Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы § Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. § Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.. |
§ Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением и авторами-разработчиками программы § Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. § Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.. |
Публикации для педагогов (СМИ)
Согласовано:
Заведующий СО ГКУСО МО РЦ «Сказка» З.С. Андрюшков
Заместитель председателя Методического Совета Т.А. Храброва