foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

педагог-психолог

Щербакова Екатерина Владиславовна

ГКУСО МО «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»

Московская область

Наро-Фоминск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАРО-ФОМИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «СКАЗКА»

143300 г.Наро-Фоминск, ул. Мира 11                                                                                             телефон 3-63-60

 

Утверждаю решением Методического совета                                                    М.П.

протокол заседания

                    от «___»________2018 года.                                     

Директор ГКУСО МО «Наро-Фоминский

РЦ «Сказка»

_______  _      ____ Е.С.Константинова                                   

 

                                                                                

Паспорт рабочей программы педагога-психолога  высшей квалификационной категории  Щербаковой Еекатерины Владиславовны «Сказка своими руками» (комплексное психолого-педагогическое сопровождение  групп детей стационарного отделения)

 

Название учреждения

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка», стационарное отделение.

Адрес организации

143300, Московская область г. Наро-Фоминск ул. Мира 11

Автор-разработчик программы

Педагог-психолог высшей квалификационной  категории Щербакова Е.В.

Научный консультант

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» к. психол. н., доцент, доцент кафедры социальной и организационной психологии Косов А.В.

Исполнители программы

Педагог-психолог высшей квалификационной категории Щербакова Е.В.

Целевые установки программы

·   Организация дифференциального обследования и наглядного  отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения;

·   Организация и оптимизация комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями;

·    Построение процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения  как целостной единой системы;

·   Организация развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка;

·   Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма;

·   Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности.

·   Профилактика дивиантного поведения и социально опасных привычек.

Задачи программы

1. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:

- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

- реализация своего потенциала.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:

-  различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

-  различие, осознание эмоций других людей;

-  развитие произвольного поведения;

3. Обучение взаимодействия детей друг с другом и  с взрослым:

- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;

- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.

Главные ожидаемые результаты

1.                                   Повышение уровня психического развития по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие);

2.                                   Расширение зоны ближайшего развития.

3.                                   Раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

4.                                   Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья.

Критерии результативности

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Срок действия программы

Сентябрь 2018 –сентябрь 2023 года

Этапы реализации

1- подготовительный (июнь-август 2018 года)

2 - основной (2018-20232 годы.)

3- заключительный (август 2023 год)

Система контроля программы

§  Текущее управление и наблюдение за ходом реализации рабочей программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и автором-разработчиком программы, а такие методическим советом в лице ответственного за разработку и реализацию программ представителя.

§  Для определения эффективности рабочей программы применяется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики).

§  Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.

Формой отчетной документации является ежегодный аналитический отчет.

 

 

Согласовано:

Заведующий СО ГКУСО МО РЦ «Сказка»                                              З.С. Андрюшков

Заместитель председателя Методического Совета                                 Т.А. Храброва

                                                  


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. Общая информация о блоках рабочей программы педагога-психолога высшей квалификационной категории  Щербаковой Еекатерины Владиславовны «Сказка своими руками» (комплексное психолого-педагогическое сопровождение  групп детей стационарного отделения)

Наименование блока

Блок «Цветик-Семицветик»

Диагностико-аналитическая деятельность в рамках групп стационарного отделения.

Блок  «Неведомые дорожки».

Комплексная коррекционно-развивающая деятельность в рамках разновозрастной группы пятидневного пребывания.

«Блок    «Зазеркалье».

Психологическое сопровождение детей групп заездного типа.

Цель направления:

Осуществление комплексных диагностических мероприятий, направленных на определение оптимального маршрута психолого-педагогического  сопровождения ребенка с ОВЗ.

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми   в условиях разновозрастной и разноуровневой группы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Осуществление психологического сопровождения детей групп заездного типа.

Целевые установки блока

·         Организация дифференциального обследования

·         наглядное  отображение динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного коррекционного воздействия.

·         Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ

1. Организация и оптимизация комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями.

2. Построение комплексного коррекционно-развивающего процесса как целостной единой системы:

·         Развитие психических процессы у  детей;

·         Осуществление коррекции негативных тенденций развития;

·         Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

3. Профилактика вторичных отклонений в развитии детей

·         Организация развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка;

·         Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма;

·         Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности.

Главные ожидаемые результаты

1.                                 Составление индивидуального маршрута сопровождения

2.                                 Оптимизация процесса комплексного психолого-педагогического процесса

1.                                   Повышение уровня психического развития по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие);

2.                                   Расширение зон актуального и ближайшего развития.

1.Раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

2. Расширение зон актуального и ближайшего развития

3. Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья.

Условия реализации программы блока по данному направлению.

Обладание необходимыми знаниями

·                           характерных особенностей  развития детей с различными нарушениями,

·                           современных форм и методов работы с различными категориями детей.

1.Взаимодействие специалистов разных категорий

2.Обладание необходимыми знаниями

·                           характерных особенностей  развития детей с различными нарушениями,

·                           современных форм и методов работы с различными категориями детей.

1.       Взаимодействие специалистов разных категорий

2.       Обладание необходимыми знаниями

·                                   характерных особенностях  развития детей с различными диагнозами,

·                                   современных формах и методах работы с различными категориями детей.

Объем данного направления программы блока.

Программа по данному направлению рассчитана на два вида диагностических мероприятий:

1.                                                         Экспресс-диагностика для групп 21 дня пребывания

2.                                                         Дифференциальная диагностика для группы пятидневного пребывания.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение девятимесячного периода (сентябрь-май).

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года.

Формы мероприятий

Подгрупповая, индивидуальная.

 

Подгрупповая, индивидуальная.

 

Групповая  индивидуальная

 

Форма работы.

Диагностические мероприятия в рамках дифференциальной диагностики осуществляются три раза за период реабилитации ребенка: начало, середина и завершение реабилитации.

Мероприятия в рамках экспресс-диагностики осуществляются два раза за период реабилитации: начало и окончание периода .

 

2 раз в неделю – подгрупповое занятие.

1-3 раза в неделю – индивидуальные занятия (в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта).

Групповая - 1 раз в неделю.

Индивидуальная – при необходимости, в зависимости от тяжести состояния.

 

Время поведения мероприятий

В соответствие с требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам.

В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться  от 25 до 40 минут.

В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться  от 25-40 минут.

Максимальное число участников.

1-5 человек

2-4 человека.

4-8 человек.

Возраст.

От 3 до 18 лет

3-12 лет.

6-18 лет.

Принципы построения программы блока в рамках данного направления.

1.Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2.Валидность методов и методик  психодиагностики.

3.Учет объема и степени разнообразия стимульного материала.

4.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

5.Единство диагностики и коррекции.

6.Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

7.Комплексность методов психологического воздействия.

8.Учет объема и степени разнообразия материала.

·   Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

·   Единство диагностики и психологического воздействия

·   Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

·   Комплексность методов психологического воздействия.

·   Учет объема и степени разнообразия материала.

Этапы работы.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя сбор анамнестических данных и определение и подбор стимульного материала с учетом всех особенностей ребенка.

2. Непосредственно диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной и/или экспресс-диагностики детей,

3 Аналитико-прогрностический этап. Определение зон актуального и ближайшего развития ребенка. Составление индивидуального маршрута сопровождения.

4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

1 .Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2 .Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной диагностики детей, сбор анамнестических данных. 

3. Коррекционно–развивающий этап. Индивидуальные и групповые мероприятия.

4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Диагностический этап. Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей,

3. Непосредственно психологическое сопровождение.

4. Заключительный этап. Проведение при необходимости итоговой экспресс-диагностики. Подведение итогов.

Материально-техническая база.

1.          Помещение для проведения мероприятий;

2.          Наличие специализированного и сертифицированного диагностического инструментария.

3.          Компьютер или ноутбук.

1. Помещение для проведения занятий;

2. Наличие специализированных методических материалов, пособий;

 

1. Помещение для проведения занятий;

2. Наличие специализированных методических материалов, пособий;

Алгоритм  сопровождения.

·    Проведение первичной диагностики

·    Составление индивидуального маршрута сопровождения

·    Проведение срединной ли агностики (при необходимости)

·    Корректировка маршрута сопровождения (при необходимости)

·    Проведение итоговой диагностики

·    Анализ результатов

·    Составление рекомендаций (при необходимости)

·  Диагностика с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения;

·   Индивидуальное консультирование родителей о дальнейшем маршруте сопровождения, о перспективах развития. Разъяснение специалистами учреждения специфических особенностей коррекционно-развивающей деятельности;

·  Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка  с учетом его потенциальных возможностей.  

·   Итоговая диагностика.

·                      Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения;

·  Непосредственно психологическое сопровождение ребенка  с учетом его потенциальных возможностей.  

·   Подведение итогов. Проведение при необходимости итоговой экспресс-диагностики.

Противопоказания

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра),

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра),

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога, психиатра),

Методы работы

 

 

Стандартизированные методы психолого-педагогической диагностики.

1.  Тетоды тренинговой работы в группе

2. Психотерапевтические методы воздействия

 (Игротерапия, Сказкотерапия ит.п.)

3. Нейропсихологические методы коррекции.

Тренинговые технологии, игровые технологии.

Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку

·                       Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание атмосферы психологической безопас­ности.

• Постановка четко определенной и понятной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

 

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Критерии результативности

Соответствие диагностического материала стандартам, предъявляемым к методикам психодиагностики.

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Срок действия программы блока

В соответствие с периодом реабилитации ребенка и непосредственными сроками реадизации рабочей программы.

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

Этапы реализации

1- подготовительный (июнь-август)

2 - основной (в течение года.)

3- заключительный (август)

1- подготовительный (июнь-август)

2 - основной (в течение года.)

3- заключительный (август)

1- подготовительный (июнь-август)

2 - основной (в течении года)

3- заключительный (август)

Система контроля за выполнением программы блока

·         Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и автором-разработчиком программы

·         Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики).

 

·         Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и автором-разработчиком программы

·         Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики).

·         Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.

·         Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

·         Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

·         Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки..

 

Наименование блока

Блок «Тайная Комната».

Психотерапия и релаксация в сенсорной комнате.

Блок «Чудо-Юдо Рыба-КИТ»

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ с применением компьютерного игрового тренажера.

Блок «В гостях у Айболита».

Здоровьесбережение,  БОС-терапия.

Цель направления:

Осуществление психотерапевтической деятельности и релаксационных мероприятий в рамках стационарного отделения; сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды

Расширение зон актуального и ближайшего развития по критериям когнитивной сферы, общее оздоровление ребенка.

выработать у человека навык оптимального дыхания с точки зрения его состояния здоровья, возраста и даже характера \

Целевые установки блока

1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2. Создание положительного эмоционального состояния;

3. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4. Облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5. Формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.

Развитие тела ребенка.

Развитие простейших движений ребенка

Развитие целенаправленных действий ребенка.

Развитие двигательного поведения ребенка.

Развитие психики и интеллекта ребенка.

обучение саморегуляции, а “обратная связь” облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

Главные ожидаемые результаты

1.                                                                     Повышение уровня стрессоустойчивости;

2.                                                                     Расширение зоны ближайшего развития;

3.                                                                     Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

1.Повышение уровня стрессоустойчивости;

2. Расширение зоны ближайшего развития;

3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

По итогам курса БОС ребенок должен уметь  расслабляться, дышать диафрагмой (животом), снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания, использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи.

Условия реализации программы блока по данному направлению.

Обладание необходимыми знаниями

·                           характерных особенностях  развития детей с различными диагнозами,

·                           современных формах и методах работы с различными категориями детей.

Обладание необходимыми знаниями

·                                        наличие сертификата по работе с КИТ-тренажером.

Обладание необходимыми знаниями

·                                        наличие сертификата по БОС-терапии.

Объем данного направления программы блока.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс мероприятий курсового характера (от 6 до 24 сеансов, в зависимости от степени тяжести состояния)

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года.

Формы мероприятий

Подгрупповая, индивидуальная (в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта)

 

индивидуальная

индивидуальная

 

Форма работы.

2 раз в неделю – подгрупповое занятие.

2 раза в неделю – индивидуальные занятия.

 

1-3 раз в неделю.

 

1-3 раз в неделю.

 

Время поведения мероприятий

от 25 минут до 1,5 часа в зависимости от степени проявления и курабельности дефекта.

20-35 минут

20-35 минут

Максимальное число участников.

до 5 человек.

1  человек.

1  человек.

Возраст.

3-18 лет.

3-5 лет

7-17 лет.

Принципы построения программы блока в рамках данного направления.

1.                    Системность подхода в работе.

2.                    Единство диагностики и практики.

3.                    Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4.                    Комплексность методов психологического воздействия.

Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы работы.

×         1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение возможности посещения сеансов в сенсорной комнате, с учетом показаний и противопоказаний к сеансам и рекомендаций невропатолога.

×         2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой дифференциальной диагностики детей, сбор анамнестических данных. 

×         3. Непосредственно сеансы в сенсорной комнате..

×         4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Подготовительный этап  (1-2 теоретических занятия)

3. Основной этап включает 4-12 практических занятий:.

4. Заключительный этап. Подведение итогов.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Подготовительный этап  (1-3 теоретических занятия)

3. Основной этап включает 13 практических занятий:.

4. Заключительный этап. Подведение итогов.

Материально-техническая база.

1.     помещение для проведения занятий;

2.     наличие специализированного мультимедийного оборудования для сенсорной комнаты;;

3.     диагностический инструментарий.

1)     помещение для проведения занятий;

2)     КИТ-тренажер,

3)     компьютер.

4)     помещение для проведения занятий;

5)     прибор БОС,

6)     компьютер.

Алгоритм  сопровождения.

1. Сбор анамнеза ребенка для определения возможности получения сеансов в сенсорной комнате;

2. Непосредственно сеансы в сенсорной комнате с учетом потенциальных возможностей ребенка.  

3.  Итоговая диагностика.

1.                    Сбор анамнестических данных.

2.Непосредственно занятия с КИТ-тренажером.  

·   Подведение итогов. диагностики.

3.                    Сбор анамнестических данных.

4.Непосредственно БОС-терапия.  

·   Подведение итогов. диагностики.

Противопоказания

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога),

Весовое ограничение до 100 кг.

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога),

Методы работы

 

 

1 цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2 звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3 ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Компьютерные игровые технологии

БОС-технология

Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

 

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

 

Критерии результативности

Приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния  расслабления.

Качественное совершенствование

    1. Физические качества:

сила мышц подошвы (продольного свода всей стопы, поперечного свода наружного и внутреннего края стопы); сила кровотока в капиллярах тканей опорной поверхности тела.

    1.  Психические качества:

тактильная чувствительность тканей на опорной поверхности тела; нервно-мышечные ощущения; восприятие цвета; дифференциация предметов по форме и величине; быстрота реакции на сигналы.

    1. Интеллектуальные качества:

сообразительность; внимание; память; терпение;собранность; находчивость..

Овладение способом диафрагмального дыхания и возможность применять его на практике без помощи технических средств.

Срок действия программы блока

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

Этапы реализации

1- подготовительный (июнь-август)

2 - основной (в течение года.)

3- заключительный (август)

·         Для оценки эффективности используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

·         Процесс контроля состоит из анализа графических представлений результатов сеансов и анализа результатов компьютерной диагностики.

·         Контроль осуществляется специалистом непосредственно.

·         Для оценки эффективности используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

·         Процесс контроля состоит из анализа графических представлений результатов сеансов и анализа результатов компьютерной диагностики.

·         Контроль осуществляется специалистом непосредственно.

Система контроля за выполнением программы блока

·         Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и автором-разработчиком программы

·         Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач (наглядное представление результатов дифференциальной диагностики).

·         Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.

§  Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

§  Для оценки эффективности программы используется система показателей компьютерной диагностики КИТ.

§  Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

§  Для оценки эффективности программы используется система показателей компьютерной диагностики БОС.

 

Наименование блока

Блок «Царство Берендея».

Психологическое сопровождение в летний период.

Блок «Летучий Корабль»

Профилактика употребления ПАВ.

 

Блок «По Щучьему велению». Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Цель направления:

Осуществление психологического сопровождения детей групп заездного типа в летний период реабилитации.

·         привлечь внимание подростков к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);

·         оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.

реализация комплекса мероприятий, направленных на эффективную профилактику саморазрущающего (суицидального) поведения подростков.

·          

Целевые установки блока

·         Организация  комфортной среды, стимулирующей личностное развитие ребенка;

·         Сохранение резервных возможностей, повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов, общее оздоровление организма;

·         Развитие и совершенствование общих представлений об окружающей действительности.

·         Тренировка коммуникативных навыков и когнитивных функций.

·         предоставить объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

·         сориентировать на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ) ;

·         помочь овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ;

·         способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка;

 

. Организация психолого-педагогической профилактики суицидального поведения через осознанное саморазвитие подростков и развитие позитивного (оптимистичного) мироощущения:  адекватного самовосприятия и самооценки, адаптивного поведения, поиск и обретение жизнеутверждающих ценностей, совершенствование волевых качеств, социальной компетентности, коммуникативных умений.

2. Формирование у родителей теоретической основы и отдельных практических навыков по профилактике суицидального поведения.

·          

Главные ожидаемые результаты

1.Раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

2.Расширение зоны ближайшего развития;

3.Стабилизация основных показателей психо-эмоционального здоровья.

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам.

2. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) активная жизненная позиция в вопросах ЗОЖ;

б) конструктивное общение между собой и со взрослыми;

в) отстаивание и защита своей точки зрения;

г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

3. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

·                    у детей повысится уровень умения договариваться, согласовывать свои действия, находить решения;

·                    у детей будут сформированы навыки сотрудничества;

·                    повысится самостоятельность и активность детей в совместной деятельности;

·                    повысится уровень умения понимать чувства других людей и адекватно выражать свои чувства и  эмоции; снизится уровень проявлений агрессии, тревоги, гиперактивности.

Условия реализации программы блока по данному направлению.

1. Взаимодействие специалистов разных категорий

2. Обладание необходимыми знаниями

·                                 охарактерных особенностях  развития детей с различными диагнозами,

·                                 осовременных формах и методах работы с различными категориями детей.

1. Взаимодействие специалистов разных категорий

2. Обладание необходимыми знаниями

·                                 охарактерных особенностях  развития детей с различными диагнозами,

·                                 осовременных формах и методах работы с различными категориями детей.

1. Взаимодействие специалистов разных категорий

2. Обладание необходимыми знаниями

·                                 охарактерных особенностях  развития детей с различными диагнозами,

·                                 осовременных формах и методах работы с различными категориями детей.

Объем данного направления программы блока.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение летнего периода реабилитации.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года.

Программа по данному направлению работы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение всего периода реабилитации детей с возможностью цикличного повторения на протяжении всего года.

Формы занятий:

Групповая

 

Групповая , индивидуальная по показаниям

 

Групповая , индивидуальная по показаниям

 

Форма работы.

3 раз в неделю.

 

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Время поведения занятий.

В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться  от 40 до 1 часа 20  минут.

В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться  от 40 до 1 часа 20  минут.

В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться  от 40 до 1 часа 20  минут.

Максимальное число участников.

8-12 человек.

4-6 человек

4-6 человек

Возраст.

6-15 лет.

11-18 лет

11-18 лет

Принципы построения программы блока в рамках данного направления.

1.  Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2.  Комплексность методов психологического воздействия.

3.  Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4.  Комплексность методов психологического воздействия.

5.  Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

6.  Комплексность методов психологического воздействия.

Этапы работы.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Непосредственно психологическое сопровождение.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Непосредственно психологическое сопровождение.

1. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Набор детей в группу осуществлять по рекомендации УСЗН.

2. Непосредственно психологическое сопровождение.

Материально-техническая база.

·       помещение для проведения занятий;

·       наличие специализированных методических материалов, пособий;

·       помещение для проведения занятий;

·       наличие специализированных методических материалов, пособий;

·       помещение для проведения занятий;

·       наличие специализированных методических материалов, пособий;

Алгоритм  сопровождения.

·                      Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения;

·  Непосредственно психологическое сопровождение ребенка  с учетом его потенциальных возможностей.  

·                      Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения;

·  Непосредственно психологическое сопровождение ребенка  с учетом его потенциальных возможностей.  

·                      Сбор анамнестических данных, при необходимости проведение индивидуальной и групповой экспресс-диагностики детей с целью выявления дальнейшего маршрута сопровождения;

·  Непосредственно психологическое сопровождение ребенка  с учетом его потенциальных возможностей.  

Противопоказания

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога),

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога),

Соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога),

Методы работы

 

 

Тренинговые технологии, игровые технологии.

Тренинговые технологии, игровые технологии.

Тренинговые технологии, игровые технологии.

Функции, осуществляемые при организации работы по данному блоку

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

•  Эмпатическое принятие ребенка.

•  Создание психологической атмосферы и психологической безопас­ности.

•  Эмоциональная поддержка ребенка.

•  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

•  Тематическое структурирование задачи.

•  Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуа­лизируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Критерии результативности

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, вариативность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Срок действия программы блока

3 месяца (с 1 июня по 31 августа)

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

1 год (с 1 сентября по 31 августа)

Этапы реализации

1- подготовительный

2 - основной

3- заключительный

1- подготовительный

2 - основной

3- заключительный

1- подготовительный

2 - основной

3- заключительный

Система контроля за выполнением программы блока

§  Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

§  Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

§  Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки..

§  Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

§  Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

§  Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки..

§  Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией в лице заведующего стационарным отделением  и авторами-разработчиками программы

§  Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

§  Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки..

 

 Публикации для педагогов (СМИ) 

Согласовано:

Заведующий СО ГКУСО МО РЦ «Сказка»                                              З.С. Андрюшков

Заместитель председателя Методического Совета                                 Т.А. Храброва