ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ходырева Ирина Васильевна

воспитатель МБДОУ «Волошка»

город Ноябрьск

Практическая консультация для педагогов

«Современные проблемы

 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

 

В наше время становится очевидным, что проблема роста преступности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами.

Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви и милосердия.

Сегодня странно слышать слова «поговорим о забытом» - о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.

Между тем, актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня, бесспорна.

На всем протяжении развития педагогической науки по-разному обсуждались цели, задачи и методы нравственного воспитания детей и сам термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание» и предлагал усвоение детьми норм и правил поведения в обществе, ибо мораль я общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, своего рода внешние вехи, распределяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, в конкретной ситуации его развития. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали, о чем мы говорили выше, стал внутренним, принятым образом личности. В отличие от морали, нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

В другой период развития педагогики термин «нравственное воспитание» заменялся близким по значению – «духовное воспитание», хотя духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности, познания смысла жизни и социальной потребности – жить для других.

Современное определение «социальное воспитание» тоже не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как оно конечно шире. Социально все, что касается человека, призванного жить в социуме, т.е. в обществе себе подобных.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, и ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо и комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. Это все – знания принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношениях других людей, развития собственных качеств и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

Вопрос содержания всегда неоднозначен, ясно одно, что оно не может быть заданным раз и навсегда, так как общество постоянно развивается, меняется и зачастую новые содержания – это, как принято говорить, хорошо забытые старые черты развития общества.

К «забываемым» проблемам сегодня можно отнести воспитание трудолюбия. Сегодня ни в одной инновационной программе воспитания и обучения дошкольников нет задач трудового воспитания. Не секрет, что в современных социальных условиях произошли изменения в отношении взрослых к труду, что естественным образом и отражается на детях. Взрослые больше говорят об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше – об интересной. Изменились и мечты о будущей профессии, где дети, мечтающие стать летчиками и космонавтами, хотят стать «богатыми», чтобы их все боялись.

Все меньше и реже слышишь слова благодарности за оказанную услугу и чаще фразы типа: «Зачем говорить спасибо, она на работе», «Ей деньги за это платят». Мы знаем, что дети в своих играх – «зеркало общества», именно поэтому обществу стоит присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня необходимо пересмотреть методологию трудового воспитания дошкольников.

Для детей не нужен «невзаправдашний» труд, которые не стимулирует желание трудиться, а нужны условия для такого труда,  в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут кому-то нужны.

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма, в свое время она была отвергнута по причине «опасности культивирования стадности». Но человеческое общество не может существовать без взаимодействия, взаимоподдержки и прочих «взаимо». Каждое человеческое качество направлено на другого человека.

Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития, как существа социального. Значит, на современном этапе, следует не отрицать коллективизм, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.

Отрадно, что в последние годы педагогика стала возвращаться к таким понятиям, как патриотизм, любовь к Родине, терпимое отношение к людям разных национальностей.

Патриотизм – по определению С.И.Ожегова – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Поэтому сегодня вопросы нравственного и патриотического воспитания в их нерасторжимом единстве выдвигаются на первый план. Теперь надо этот вопрос поставить по-другому: роль личности педагога в нравственном и патриотическом воспитании в среде д/сада, понимая при этом среду как дружеское сообщество: сотрудников, детей и родителей.

На сегодня есть еще очень важная проблема, о которой прежде не говорили вовсе – это самоценность личности. Счастье, любовь – как цель жизни и воспитания человека. Человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение.

Исключение одного из компонентов такого механизма приведет к формализму в воспитании, а тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.

 

Используемая литература

  1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 9, 2001 год.
  2. Газета «Дошкольное образование», № 23, (119), 2003 год.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.