foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

Папкова Анастасия Степановна, психолог,
МКОУ «Детский дом №1», с. Белогородка,
Мариинский район, Кемеровская область.


Тренинг для воспитанников детского дома:
Тема: «Общаться как? Зачем?»
Цель: Формирование представления у воспитанников о понятии феномена «Общение», его содержании и средствах передачи информации и навыков эффективного взаимодействия между участниками общения.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с понятием «общение», его содержанием и структурными компонентами.
2. Знакомство с иерархией потребностной сферой человека (пирамида А. Маслоу). Выделить потребности, которые побуждают человека к саморазвитию и совершенствованию качества его жизни.
3. Практический блог:
- Практическое применение полученных знаний через проблемное обучение.
- Развитие сплоченности, повышение уровня доверия и сотрудничества между воспитанниками и педагогами.
-Формирование позитивных форм общения и умения работать в группе.
Количество человек: 20.
Количество часов: 2 часа.
Материал: листы бумаги, фломастеры, коктейльные трубочки, пластмассовые стаканы, тематические карточки.
Актуальность данного тематического направления заключается в содействии благополучной социально-психологической адаптации воспитанников без родительской опеки. Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств в помещениях; отсутствие личных вещей и своего места), нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.
Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Ход занятия:
1. Приветствие. Знакомство. Игра «Имя-движение».
Цель: знакомство, установка доверительных взаимоотношений.
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Поэтому, я каждого попрошу высказаться, каким бы именем Вы хотели, чтобы Вас называли сегодня?
Во время представления, хотелось бы услышать с каким настроением Вы сегодня пришли сюда и каковы Ваши ожидания от тренинга?
2. Игра «Активатор». Элементы танцевально-двигательной терапии. Цель: создание положительного фона настроения, снятие эмоционального напряжения, снятие двигательных зажимов.
Звучит танцевальная, динамичная музыка.
Участники становятся рядом друг с другом, образуя круг.
Задания для участников: поздороваемся плечами, пятками, поздороваемся затылками и указательными пальцами (касания названными частями тела).
3. Обсуждение и принятие с участниками правил поведения в тренинге.
Правила нашей работы:
-Работа, чувства и эмоции «здесь и сейчас». Прошу быть максимально искренними, активными.
-Уважение к словам и действиям других людей. Слышим, говорим и слушаем.
-Каждый имеет право высказывать свое мнение (друг друга не перебиваем) и быть услышанным.
- конфиденциальность происходящего.
4. Дискуссия. Цель: формирование понятия «общение», его структурных компонентов. Знакомство с потребностями человека, иерархией потребностей «Пирамида А.Маслоу».(Приложение 1).
Педагог спрашивает у детей: какие потребности есть у человека? Довести до осознания потребности быть в социуме и взаимодействовать с другими людьми.
Воспитанники и педагоги работают с карточками, где им необходимо соотнести определение и его понятие.(Приложение 1)
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.
ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
Мы с ребятами уже начали изучение темы общение, давайте актуализируем наши знания:
1.Что такое общение?
2. А теперь вспомним компоненты общения, какие бывают, и найдем соответствующее определение? (соотнести понятие и его определение: содержание, цель, средства общения).
3. Что важно при общении с другими людьми? А мы все похожи или нет? Нас отличает что-то друг от друга?
Каждый человек имеет свои характерологические особенности, которые
Хотели бы вы получить свой психологический портрет?
5.Диагностическая методика «Выбор траектории».
Цель: выявление личностных особенностей участников ассоциативным методом, дать возможность осознать сходства и различия между людьми.
Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:
— У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат или прямоугольник... (показывает), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся но траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории и выбрать ту,которая наиболее комфортна для вас.2-3 минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения.
— А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Как думает, что отличает вашу группу?
9. Работа в группах «Проблемные ситуации». 4 СИТУАЦИИ- 4 группы.
Цель: Сформировать представление о компонентах общения и правилах эффективного взаимодействия.
Сейчас мы с Вами будем выступать в роли экспертов ситуаций, которые происходят в жизни, во время общения с людьми. Надеюсь, данная работа нам поможет сделать вывод о том, что же мешает нам при общении, что нарушает этот процесс и какие правила можно выделить.
В конце обсуждения зафиксировать:
-факторы, препятствующие общению.
-правила успешного и продуктивного общения.
Выводы, которые можно сделать:
Основная форма взаимодействия - общение, которая организует все наши жизненные циклы общественные. Мы организуем совместную деятельность. Что нам поможет сделать наше общение и деятельность успешным?
-Умение считывать информацию с окружающих;
-умение договариваться, сотрудничать, распределять задачи;
-внимание и уважение к словам, действиям, чувствам людей,
-умение слушать и мн. др.
6. Двигательное упражнение «Штанга».
Цель: Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Игру можно повторить 2-3 раза. Обсуждения игра не требует.
Участники становятся в круг. Инструкция, предварительно, тренер показывает и говорит о необходимости расслабить мышцы всего тела. Инструкция: «Представьтн, что мы- тяжелоатлеты,выехали на сборы-соревнования и нам необходимо установить рекорд!». Участники, имитируя подъем тяжелой штанги, напрягая мышцы всего туловища, подняв «штангу» над головой, сбрасываем ее на пол, достигая максимального расслабления.
7. «Между лбами». Цель: Обучение координации совместных действий, умению чувствовать партнера.
Участники делятся по парам, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместить по заданной траектории, зажав лист между лбами. Руки за спиной, придерживать зубами, ногами,и.т.д. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию. Победит тот, кто пройдет эстафету, не уронив лист.
Обсуждения:
Что мешало, что помогало в прохождении траектории?
8. «Корабль». Цель: развитие сплоченности в группе, координированности действия и умения работать в команде. Социометрия, выявление лидерских позиций. Развитие творческости, вариативности мышления, критичности и умения лабильно изменять модель поведения в трудной ситуации.
«Сейчас мы с Вами перевоплотимся в строителей кораблей. Очень серьезная и ответственная миссия. Так как мы поплывем по океану, который очень неспокойный, с постоянными штормами, шквалами ветра, нападающими акулами, наш корабль должен быть очень прочным, устойчивым и непотопляемым, т.к. мы повезем ценный груз.
Разбиваются команды по 5 человек. Командам необходимо из коктейльных трубочек построить корабль,который выдержит при падении с высоты и стакан с водой не прольется. Время подготовки: 15 мин. Обязательно придумать название.
Обсуждение:
С каждой группой: Что было сложным? самым легким? Долго ли приходили к общему мнению?
Легко ли было контактировать с другими?
Что понравилось? Не понравилось?
Какие выводы можно сделать?
10. Зубы дареного коня
Цель:игра "Зубы дареного коня" предоставляет участникам две важные возможности: во-первых, испытать себя в качестве "душеведа", способного к эмпатии и синтонности, и, во-вторых, получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьмиГруппа разбивается на шестерки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести.
Негромкая лирическая музыка.
— Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех – день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто.
В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...
А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят, дареному коню в зубы не смотрят. Постарайтесь присмотреться к "зубам дареного коня", прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он "попал в точку" со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете.
Дарители! Не нужно спорить с именинником. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.
Когда каждый из участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии.
Интересно обсудить следующие вопросы:
Легко ли было подбирать,дарить и отвергать подарок?
Какого типа были подарки?
Какие из них оказались самыми удачными?
Каков самый оригинальный подарок?
Обнаружились ли "именинники", принявшие все подарки без исключения?
Если да, то не является ли причиной их "всеядности" нежелание обидеть дарителей? Все ли сумели быть искренними?
Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?
Насколько трудным было отказываться от подарков?
Есть ли такие "именинники", кто не принял ни одного подарка? Почему?
Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались? И т. п.
11. «Посудомоечная машина.
Цель: закрепление положительных эмоций, формирование чувства нужности и важности.
Инструкция: представьте себя посудой на кухне,которую нужно помыть, отмыть все нехорошее, противное, мерзкое.А теперь подумайте каким же образом вас нужно мыть: Тереть, гладить, шампунем, Постучать и.т.д.. Каждый участник проходит через ручеек-«посудомоечную машину».

Заключительный этап: обсуждение в группе, рефлексия:
Что запомнилось и произвело впечатление больше всего (меньше)? Какая информация была полезной, какая и вовсе оказалась ненужной.
Выявить, насколько участники освоили теоретический блок.
Мозговой штурм
1. Что такое «общение», какие компоненты включает процесс общения.
2. Выделить способы, которые помогают нам выстраивать общения продуктивно и комфортно?
Ведущий просит отразить способы, которые будут предложены на большом листе.

Упражнение « Я благодарю…»
Цель: закрепление эмоционального единства, взаимопонимания и умения саморефлексии.
Ведущий просит участников встать в круг, с помощью массажного мяча су-джок, передавая его из рук в руки, просит выразить свое отношение к занятию, своему состоянию и обязательно, заканчивает фразу: «Я благодарю……»( ограничений в благодарности нет). Время 15 минут.

Конкурсы для психологов «В мире людей»