foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Берг Мария Александровна

МБДОУ «Детский сад 260»

Алтайский край, г. Барнаул

Музыкальное занятие «Звуки весны».

Старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание»,
«Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развивать творческие способности детей. Способствовать развитию музыкальных способностей детей старшей группы.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить с произведением «Подснежник», композитора П.И. Чайковского, закреплять умение характеризовать музыку.
Развивающие: Развивать познавательный интерес; мыслительную активность; продолжать развивать устную речь как средство общения, фонематический слух, воображение. Упражнять в соотношении слов и действий. Развивать познавательные способности детей. Учить детей преображаться, способствовать развитию навыков танцевальных движений, формировать ритмическую организацию. Развивать певческий голос.
Воспитывающие: Воспитывать желание участвовать в обсуждениях, высказывать своё мнение.
Словарная работа: обогащение словаря.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приёмы: беседа, пояснение, художественное слово, поощрение.
Оборудование: магнитофон, цветы из бумаги, картинки начало и конец весны, микрофон игрушечный, музыкальные инструменты, куклы (театр).

Звучит фонограмма дети на носочках легко забегают в зал и встают в полукруг.

Музыкальное приветствие:
М.Р: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!

Затем исполняется музыкальное приветствие «Зашагали ножки».

М.Р подходит к детям
М.Р: Ребята, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю. (Весна).

Правильно, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по музыкальной стране, в которой наступила весна.

Какие звуки природы мы можем с вами услышать в начале весны?
(Шум ручейка, пение птиц, капель, шум ветра, шум дождя, шум ручейка, хруст снега и т.п.). А как называются эти звуки? (Шумовые).

Правильно, ребята, вы готовы отправляться?
Дети:
М.Р: Тогда предлагаю встать в кружок. Я буду произносить текст, а вы выполняйте движения.

Мы отправимся гулять, будем весело шагать
- шагают друг за другом
По тропиночке пойдем, друг за дружкою гуськом
- дробный шаг
На носочки встали, дружно побежали.
- бег на носочках врассыпную
Ноги выши поднимаем, на сугробы наступаем.
- шагают врассыпную с высоким подниманием колена
И снова по дорожке весело шагаем
- идут по кругу

М.Р просит детей присесть.
Под щебетание птиц дети садятся на стульчики.
М.Р: Вот мы и попали в музыкальную страну. В музыкальной стране живут разные звуки, мелодии ,можно познакомиться с композиторами. И сегодня я вас познакомлю с произведением русского композитора, с некоторыми его произведениями мы уже знакомы. Я вам покажу портрет и думаю, что вы сразу поймете, о ком я вам говорю.

На экране портрет П.И. Чайковского

М.Р: Кто это, ребята? (ответы детей).
А кто из вас хотел бы сказать, кто такой композитор? Что вы о нем знаете? С какими произведениями П.И. Чайковского вы знакомы?

М.Р: Отгадайте еще одну загадку:

В лесу стал таять снег
И появилось чудо.
Появился из – под снега,
Увидал кусочек неба,
Самый чистый, самый нежный,
Чистый, маленький?
Дети: Подснежник (слайд с подснежниками ).

А вы знаете о том, что на русский язык подснежник переводится как «Молочный цветок», его бутоны похожи на застывшие капельки молока.
Во многих странах мира существует праздник «День подснежника» отмечают его 19 апреля.
Подснежники это цветы, которые появляются самыми первыми. Предвещая конец лютой зимы и начала весны.
Хотя они выглядят хрупкими, подснежники умеют защитить себя хорошо. Их луковицы ядовиты, так что ни один грызун не смеет их трогать.
Существует много разных легенд и интересных фактов об этом цветке.
Я вам расскажу одну из легенд...
Давным – давно жила Богиня Флора. Однажды в королевстве цветов был праздник и Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала. Подснежнику она подарила кипельно – белый, наряд. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеждой.
Цветы боясь холода не откликнулись на его просьбу и только подснежник укрыл его своей накидкой. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом, как друзья.

М.Р: Ребята, вам понравилась легенда? (ответы детей). А кто из вас может вспомнить сказку, в которой встречаются эти красивые цветы? (Ответы детей).

М.Р: У композитора П.И Чайковского есть произведение, которое называется «Подснежник». Хотите послушать это произведение? (ответы детей).

В этой музыке переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы.
Слушайте внимательно, поменяет ли музыка свой характер?
Постарайтесь услышать в какой части это произойдет: в начале, в конце или в середине.
Можете закрыть глаза, чтобы почувствовать сильнее настроение музыки, представить какую картину нарисовала музыка.


Слушание.
М.Р: ребята, чтобы узнать смогли ли вы услышать как менялся характер и настроение музыки, я предлагаю вам поиграть в игру. Согласны? (ответы детей) я предлагаю встать. Я буду называть слова, подходящие к характеру музыки, а вы, если соглашаетесь, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то топаете ногами.
-спокойная и взволнованная
-трепетная и беспокойная
-ласковая и светлая (добавляю противоположные).

Ребята, а кто из вас заметил, как менялся темп музыки?
Какой темп музыки был в начале в первой части? (ответы детей-спок.певуч)
А какой стал во второй части произведения? (ответы детей – порывист.стремит)
А в третьей части в конце произведения ? (ответы детей- спокойная)
Педагог: Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?
Дети: 3-х частное.
Посмотрите, у меня две картинки (на 1ом слайде 2 картинки начало и конец весны)
Что на них изображено? (Весна). Кто из вас назовет цифру картинки, на которой изображен конец весны? (ответы детей). А как вы определили, по каким приметам? (ответы детей). Ребята, назовите приметы начала, на картинке №1 (ответы детей).
Ребята, а как вы думаете произведение подснежник характеризует начало или конец весны ? (ответы детей).

М.Р: Молодцы, ребята, вы верно почувствовали настроение музыки и смогли подобрать подходящую картинку.
Давайте вместе еще раз скажем, как называлось произведение, которое мы с вами послушали «Подснежник» и к- р, который его написал П.И. Чайковский
Закрепить название произведение и имя композитора.

М.Р: А сейчас предлагаю послушать фрагмент уже знакомого вам произведения «Весенний вальс» Ф.Шопена.

Слушают не большой фрагмент.

М.Р: Ребята, а какая это музыка. (согл не согл можно).
А кто может сказать, что такое Вальс? (танец).

Предлагаю вам поиграть. Для этого нам понадобятся цветы .
Ребята, приготовьте руки (одеваем с Н.П).
Становитесь на ковер в шахматном порядке.

1.Мы сейчас попробуем показать, как весной расцветают цветы.
Как вы думаете, снег сошел цветы сразу стоят красивые и радуют наш глаз?

Ответы детей.
2. Вот и у нас еще нет цветов, они скрыты под землей.
3. Я включаю музыку, а вы слушайте музыку и мои слова и постарайтесь изобразить то, что я проговариваю, каждый по – своему.
4. Пришла весна, солнышко ярко светит и согревает землю.
Тает снег, побежали ручейки и появляются первые проталины на которых появляется первая весенняя трава. А вместе с травой появляются первые ростки весенних цветов.
Солнышко светит и ростки медленно раскачиваясь поднимаются к солнцу, тянется выше и выше.
5. И вот стебелек вырос и появился бутон. И он медленно раскрывается, легкий ветерок обдувает цветочек и колышит лепесточки.
6. Вот он раскрылся и радуется солнышку, словно танцует, легко покачиваясь обдуваемый весенним ветерком.

Выполняется задание (на ковре).

Обсуждение: Как вы думаете, смогли мы движениями рук передать характер музыки?
Почему вы так думаете?
Ответы детей: (плавные, скользящие, воздушные).
А еще, кто как думает, какие движения мы делали с вами? (навод.вопрос).

М.Р: Молодцы, ребята. Вам понравилось? (проходят на стулья.)

А теперь, я предлагаю вам спеть, но для начала мы подготовим наши голоса к пению.
Если хочешь ровно петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!

Артикуляционная гимнастика, распевание (плавно, отрывисто, округляя).

Ну вот, теперь, мы готовы к пению и споем с вами песню
«Весна пришла» (стоя).

Ребята, как мы будем исполнять эту песню, какие будут предложения?

Пение.

Молодцы, вы постарались чисто петь мелодию и в правильном темпе.

Ребята, а вы хотите еще выполнить творческое задание?
Дети:
Тогда я предлагаю вам стать музыкантами, а чтобы стать музыкантами, что для этого нам нужно? (Ответы детей)
Предлагаю выбрать себе инструмент.
Как мы ребята будем играть? (В оркестре).

А для того, чтобы наш оркестр играл слаженно, у нас на экране будет ритмический рисунок.
Что такое ритмический рисунок, вы помните? (чередование длинных и коротких звуков в музыке так, как придумал композитор).
Теперь будьте внимательны, смотрите на экран и попробуйте передать ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах. «Солнечные зайчики».

М.Р: Ребята, сегодня нам музыка подарила не только красоту, но и хорошее настроение. И для хорошего настроения я предлагаю вам поиграть в игру «Ку-ку». Хотите поиграть?
Дети:

 Публикации для педагогов (СМИ) 

Музыкальная игра «Ку – ку».

М.Р: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Мы отправимся гулять, будем весело шагать
- шагают друг за другом
По тропиночке пойдем, друг за дружкою гуськом
- дробный шаг
На носочки встали, дружно побежали.
- бег на носочках врассыпную
Ноги выше поднимаем, на сугробы наступаем.
- шагают врассыпную с высоким подниманием колена
И снова по дорожке весело шагаем
- идут по кругу, затем садятся на стульчики.
Итог занятия:
Ребята, что вам запомнилось из сегодняшнего путешествия?
(можно использовать детский микрофон для ответа).
Дети:
М.Р: А что больше всего вам понравилось? Что полезное узнали, что можете рассказать друзьям, что может вам пригодиться?

Дети:
М.Р: А мне очень понравилось, что вы были активными, справились с творческими заданиями и хочу пожелать вам хорошего настроения и сказать спасибо за сегодняшнее путешествие.
М.Р:( поет): До свидания, дети!
Дети: До свидания!
Дети под музыку выходят из зала.