выполнила:
Афанасьева Светлана Викторовна
музыкальный руководитель
МБДОУ №10 "Улыбка" г. Собинка
Владимирская область
Название проекта:
"Приемы и методы коррекции речи у дошкольников на музыкальных занятиях"
Целевая аудитория:
- дети от 1,5 до 3 лет (разновозрастная группа – 19 человек), посещающие детский сад;
- дети от 3 до 7 лет (разновозрастная группа – 25 человек), посещающие детский сад;
- дети от 4 до 5 лет (3 группы по 25 человек)
- дети логопедической группы от 5 до 7 лет (11 человек).
Цель проекта: развитие речи у дошкольников, при помощи специальных приемов и методов на музыкальных занятиях.
Продолжительность проекта: 2 года.
В рамках проекта запланированы как индивидуальные занятия детей (1 год обучения), так и занятия совместно с родителями (2 год обучения).
Проблема: Увеличение числа детей, имеющих речевые, а впоследствии физические и психические нарушения, мешающие образовательному процессу.
Данная проблема и привела меня к созданию этого проекта, направленного на нахождение новых и интересных методов воздействующих на речевые зоны коры головного мозга.
Содержание проекта:
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость.
Этому способствуют и массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.
Непосредственно на своих занятиях я применяю природные материалы в качестве атрибутов. Это шишки, желуди, камушки, деревянные палочки (конкретно палочки я использую как для массажа ладошек, так и для массажа ступней ног и для проведения логоритмических упражнений), а также один из видов Су Джок терапии, заменяя Су Джок массажер на резиновый мячик с иголочками. Приемы Су - Джок терапии используют с целью улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Покатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук.
Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. Поэтому такие занятия помогают решить несколько задач одновременно:
• Воздействие на биологически активные точки организма;
• Стимулирование речевых зон коры головного мозга;
• Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом.
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие памяти, внимания;
• Развитие связной речи;
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
• Развитие лексико–грамматических навыков.
Пальчиковые игры и Су-джок терапию я использую на каждом музыкальном занятии, так как для эффективного развития речи у детей упражнения должны быть системными.
Также на своих занятиях я обязательно использую элементы логоритмики, включающей в себя элементы фонопедических упражнений по методу В.В. Емельянова.
Данный проект базируется на программах и методических пособиях известных педагогов успешно работающих с детьми имеющими отклонения в развитии (И. За-харова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, Т.Н. Сауко, А.В.Доросинская, М. Картушина, была использована универсальная концепция элементарного музицирования Карла Орфа, подход К.Кенига к использованию музыкотерапии в лечебной педагогике. Использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми младшего возраста, собраны и систематизированы упражнения, игры из многочисленных литературных источников по дошкольному воспитанию, по логопедической работе с детьми, а так же авторские методические разработки.
Инновационная направленность данного проекта заключается в разработке и использовании педагогических инновационных методик и технологий коррекционной направленности, к которым относятся собственные методические разработки направленные на развитие речи детей, имеющих отклонения в развитии.
Я надеюсь, что представленный мной опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. В данном опыте представлен материал по развитию речи детей, начиная с младшего возраста и до подготовительной группы.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Литература
1.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. « Детство – пресс» Санкт- петер-бург1999.
2.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе му-зыкальных игр.- М.,1960.
3.Галянт И.Г. Смешные человечки: игры пальчиковые, игры с палочками.- Челябинск, 1999.
- Голубева Н.В. Серебрянный колокольчик. Издание -2, дополненное.- Тюмень: «век-тор Бук», 2008.
5.Доросинская А.В. Музыкальные- сюжетные игры для детей младшего возраста. Ека-теренбург, 1995.
- Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление речевого развития у дошкольников. М., 1973.
7.Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Издательство «Просвя-щение». Москва 1971.
- ЛукинаН.А., СарычеваИ.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста
9.Макшанцева Е.Д. Детские забавы.- Просвещение, 1991.
10.Назарова Н. М. методика музыкального воспитания для детей с проблемами в раз-витии и коррекционная ритмика. М.,2002.
11.Павлова П.А. Горбунова И.В. Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым малыш». Творческий Центр СФЕРА. Москва ,2006.
12.Русские народные песни: мелодии и тексты/ под редакцией О. Агафонова.- М.: Му-зыка, 1987.
13.СаукоТ.Н., Буренина А. И. Топ-Хлоп малыши: программа музыкально- ритмиче-ского воспитания детей 2-3 лет.- СПб.: Лань, 2000.
14.Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в Доме ребенка / Руководство для врачей Домов ребенка// Под редакцией Л.В. Дружининой. М., 1987.
15.ШишкинаГ.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи.-М.: Академия, 2005