foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Яруллина Альбина

ГАУСО «КЦСОН в городском округе «город Казань»

Республика Татарстан

город Казань

 

Групповое занятие с элементами тренинга
«Конфликты и пути их решения»
(в рамках комплексной психолого-педагогической программы
«Калейдоскоп эмоций»)
В рамках работы по профилактике жестокого обращения среди несовершеннолетних специалистами ОСПСиД (Авиастроительный район) была разработана программа «Калейдоскоп эмоций» для несовершеннолетних 7-10 лет. В рамках реализации программы решаются следующие задачи:
1. Сформировать позитивную Я-концепцию, развить представления о личностных границах и способах психологических защит у несовершеннолетних участников программы.
2. Сформировать навыки саморегуляции и стрессоустойчивости, выражения своих эмоций в социально-приемлемой форме.
3. Сформировать навыки межличностного взаимодействия, в том числе конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
4. Сформировать понятия «безопасного» и «небезопасного» пространства, научить действовать в кризисных ситуациях.
5. Развить навыки коммуникационной культуры, толерантности, сформировать позитивные жизненные интересы.
Психологический блок программе направлен на формирование культуры дружелюбного общения с окружающими. На данном этапе ведется работа, направленная на коррекцию самооценки, развитие системы психологических защит, обучение навыкам саморегуляции и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Остановимся подробнее на групповом занятии с элементами тренинга «Конфликты и пути их решения» из цикла психологических занятий в рамках реализации комплексной психолого-педагогической программы «Калейдоскоп эмоций».
Цель занятия: профилактика межличностных конфликтов.
Задачи:
 сформировать навыки выстраивания эффективных коммуникаций;
 повысить самооценку и уровень стрессоустойчивости;
 развить открытость, умение выражать свое отношение к другим социально-приемлемыми способами;
 сформировать толерантное отношение к окружающим;
 развить коммуникативные навыки и умения без насилия разрешать конфликты.
Целевая группа: несовершеннолетние 7-10 лет, испытывающие трудности в социальной адаптации.

План занятия:
1. Приветствие. Знакомство участников. Упражнение «Снежный ком».
Цель: знакомство участников, создание благоприятной атмосферы для работы.
Задача психолога: способствовать включенности каждого из участников.
Первый участник в круге называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
2. Упражнение «Паровозик».
Цель: формирование первых эмоциональных контактов между участниками, навыков сотрудничества, ответственности друг за друга, сплочение группы.
Задача психолога: моделировать «препятствия», ситуации, требующие взаимопомощи участников.
Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
3. Групповое обсуждение «Конфликты и пути их решения».
Цель: анализ и оценка причин возникающих конфликтов, способов их решения с целью оценки их эффективности/неэффективности.
Задача психолога: способствовать дискуссии и обмену мнениями и опытом, направить участников занятия на оценку выбираемых ими моделей поведения в конфликте.
Возможные вопросы для дискуссии:
 С кем чаще всего возникают конфликты?
 Что является причиной конфликтов?
 С чего обычно начинается ссора, и можно ли было ее предотвратить?
 Какие стратегии поведения в конфликте вы знаете?
 Как вы решаете конфликтные ситуации? Насколько на ваш взгляд, данный способ является эффективным (способствует достижению цели, не нанеся вред межличностным отношениям)?
 Хотели бы вы научиться альтернативным способам решения конфликтов?
4. Психологическая социальная игра «Лепешка».
Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия: умение общаться, договариваться, уступать, извиняться и решать конфликтные ситуации.
Задача психолога: организовывать, направлять и контролировать процесс игрового взаимодействия. При необходимости моделировать конфликтную ситуацию, следить за соблюдением правил.
Игра проводится по следующим правилам: сначала каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, это его игровая фишка. Цвет пластилина, который дается участникам, совпадает с окрасом на игровом поле. Старт игры начинается на поле в нижнем левом углу. Игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его «дома». Игроки по очереди кидают игровой кубик и переставляют свои фигурки-фишки через соответствующее количество полей-домиков. Делая ход, как правило, игрок попадает в чужой домик. Пришедший в домик гость должен упросить хозяина впустить его на свою территорию, используя любые стратегии. Хозяин может разрешить остаться в домике, тогда фигурка ждет своего следующего хода на чужой территории, либо наказать ее, смяв или изменив ее форму. Цель игры – первым прийти к конечному пункту - попасть на планету людей (но правила определения победителя могут меняться в зависимости от психологических особенностей участников группы). Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила.
5. Снятие ролей-фигур и негативного осадка от игры.
Цель: восстановление гармоничного эмоционального состояния.
Задача психолога: способствовать снятию негативных переживаний, которые могут быть вызваны при взаимодействии в рамках игрового пространства, обозначить границы между общением персонажей в игре и реальными людьми в реальной жизни.
Работа в круге: каждый участник произносит фразу «Я не (образ животного в игре), я человек, меня зовут (свое имя)». Когда круг между участниками прошел, ведущий разъясняет, что взаимодействие в игре строилось между персонажами, нападали и защищались персонажи. Сами участники являются одной командой и настроены друг к другу дружелюбно, объединены одной целью - научиться эффективным стратегиям поведения в конфликте.
6. Обсуждение игры.
Цель: формирование новых эффективных стратегий поведения.
Задача психолога: способствовать обсуждению игры, обмену впечатлениями и личными открытиями участников.
Вопросы для обсуждения:
 Какая стратегия поведения в игре была вами выбрана и почему?
 Какие стратегии других участников вам понравились/не понравились? Почему?
 Чем полезна данная игра? Кому бы вы ее посоветовали?
 Чему лично вы научились в игре? Какой опыт постараетесь перенести в жизнь?
7. Упражнение «Ты мне нравишься».
Цель: завершение работы, формирование положительного опыта общения.
Задача психолога: помочь участникам сформулировать свое мнение, выделить значимое.
Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к другим участникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Обсуждение упражнения.
8. Рефлексия.
Каждый участник по круг дает обратную связь по завершении занятия с использованием незаконченных предложений «На занятии мне понравилось…», «Сегодня я узнал…», «Мне было интересно…», «Мне было сложно…», «Мне бы хотелось…».

Занятие с использованием настольной игры – один из элементов в комплексной психолого-педагогической работе с получателями социальных услуг. Коррекционная работа не заканчивается вместе с завершением занятия. По итогам работы в группе детям предлагается заполнить лист обратной связи в блокноте-дневнике «Калейдоскоп эмоций» и следующее занятие обязательно начинается с обмена информацией: об изменениях в мыслях, чувствах и привычках детей после предыдущего занятия.


Разработано: психолог Яруллина А.Р.