ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»
Международное педагогическое средство массовой информации
г. Туапсе
88002014964
ped.portal@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»

Международное педагогическое средство массовой информации
МЕНЮ

выполнила:

Крашенинникова Оксана Георгиевна

Педагог-психолог

МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ»

Челябинская область

Город Троицк

Работа педагога-психолога по организации и оказанию ППМСП 

обучающимся МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ» за полугодие

Деятельность ППМСП МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ» регламентируется федеральными и региональными законодательными актами:
- ст. 42 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция прав ребенка;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- постановление Администрации города Троицка Челябинской области от 25.02.2016 г. №408 «О Порядке осуществления государственных полномочий по организации ППМС-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации».
Развитие ребенка, имеющего диагноз – нарушение интеллекта, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.). Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования воспитанников с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Работа ППМСП в МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ» в полугодии строится с учетом основной цели – выявление причин трудностей в обучении, в личностном и психическом развитии и социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта, в том числе детей-инвалидов, включает анализ условий, препятствующих полноценному освоению ими образовательной программы, развитию и социальной адаптации.
Оказание ППМСП включает в себя:
- участие в разработке и реализации индивидуальной программы педагогической и социально-педагогической помощи, психологического сопровождения обучающихся, находящихся в социально опасном положении;
- консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам обучения и развития обучающихся и ученических групп;
- оказание помощи обучающимся в профориентации и социальной адаптации, в том числе, по формированию жизнестойкости обучающихся, в соответствии в планом работы педагога-психолога;
Работа ППМСП охватывает все направления психологической работы: диагностику, профилактику, консультирование, коррекцию, просвещение.
Диагностическая работа.
Диагностические исследования планируются соответственно задачам психолого-педагогического медико-социального сопровождения воспитанников в процессе обучения и воспитания.
Виды диагностической работы специалистами ППМСП:
Индивидуальная диагностика с обучающимися Групповая диагностика с обучающимися Диагностика родителей Диагностика педагогов
Педагог-психолог 17 67 13 1

В начале учебного года отслеживаем адаптацию учащихся 1-го, 5-го классов и учащихся, вновь прибывших в школу, изучаем мотивацию к школьному обучению, отношение к школе и к учителям (с 1-го по 9-ый класс), интересы. Во второй четверти проводим социометрические исследования детских коллективов (с 1-го по 5-ый класс), возможности допрофессиональной подготовки учащихся (3-ий, 4-ый классы), и уровень самооценки («Лесенка»). Диагностируем когнитивную сферу учащихся, проводим диагностику жестокого обращения в школе и дома с 1-го по 5-й класс, степень выраженности отклонений в речевом развитии учащихся 1-7 класс. Психолог использует в своей работе наблюдение. Наблюдение - один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т. е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Методом наблюдения изучаются отдельные ученики (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и классные коллективы (взаимоотношений в них). Основная задача метода - наблюдение взаимоотношений ребенка в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта). По результатам диагностических исследований составляются заключения, даются рекомендации педагогам. Данные диагностических исследований используются в работе школьного консилиума, педагогических советах, совета профилактики школы, совещаний, для планирования и организации работы по устранению и предупреждению выявленных проблем.
Коррекционная и развивающая работа:
Индивидуальная работа с обучающимися Групповая работа с обучающимися
Педагог-психолог 70 230

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа в течение этого года представлена занятиями по компенсации и коррекции нарушений речевой деятельности, развитию психических и сенсомоторных процессов для учащихся 1-4-ых классов. На этих занятиях формируются у детей процессы восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, речи. Данный курс имеет коррекционно-развивающую направленность. Занятия подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и позволяют развивать ребёнка исходя из структуры его «дефекта», работать в зоне его ближайшего развития. В ходе таких занятий формируется как познавательная, так и эмоционально-волевая сфера обучающихся. На занятиях с младшими школьниками особое внимание уделяется игре, так как именно игра является ведущим видом деятельности в данный период жизни человека. Кроме того, специалисты учат общаться со сверстниками, уделяют внимание совершенствованию артикуляцию, мелкую моторику, и общую координацию движений ребёнка. Коррекция развития речевых, психических и сенсорных процессов повышает уровень психического развития детей, способствует повышению уровня учебных умений и знаний. Специалист проводит занятия с обучающимися 1-го класса по адаптации к условиям школы – интерната. Коррекция и развитие межличностных отношений является одной из важнейших задач в работе с подростками. С этой целью для воспитанников 7-го и 8-го классов педагог-психолог, социальный педагог проводят занятия по общению. Обучающиеся учатся устанавливать связи, строить отношения, вести беседу, обучаются приемам снятия внутреннего напряжения. Для воспитанников 9-го класса проводятся занятия по профориентации. Были выявлены первичные профессиональные интересы подростков. Обучающиеся ориентированы на профессии, которые доступны выпускникам коррекционной школы. Особая роль отводится проведению индивидуальных занятий для детей «группы риска» и находящихся на профилактическом контроле. Эти воспитанники имеют трудный характер, нарушения эмоционально – волевой сферы.
На учете в КДН состояли 4 воспитанника. Они посещали индивидуальные занятия, каждый посетил по 8-10 занятий.
Дети – инвалиды посещают индивидуально – коррекционные занятия. На каждого ребенка – инвалида заведена индивидуальная программа реабилитации (38 ИПРА), в которой указаны определенные сферы для развития и коррекции. Воспитанники с удовольствием посещают данные занятия. В школе-интернате функционирует сенсорная комната, где дети расслабляются, успокаиваются, получить массу ощущений, положительно влияющих на эмоциональную сферу. Есть сенсорная тропа, сухой бассейн с подсветкой, сухой дождь (фибероптическое волокно), пузырьковая колонна, «Галактика» (поточный модуль), массажные валики, мягкий геометрический конструктор, кресла для релаксации «Капля». Занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на настроение и поведение детей. Эти занятия посещают дети – инвалиды, дети, состоящие на профилактическом контроле, дети начального звена.
Психолог проводит индивидуальные занятия с детьми по запросам администрации и педагогов. Проводят индивидуальные занятия по снятию эмоционального напряжения и коррекции тревожности у детей. Такие занятия очень важны в условиях школы-интерната, так как у детей мало возможности уединиться, остаться в тишине. Такие занятия дети посещают по своему желанию, когда у них возникает такая потребность. Хочется отметить, что учащиеся лучше идут на контакт и обсуждают свои проблемы и переживания в индивидуальной беседе, чем в классе. В октябре ежегодно проводятся мероприятия ко Дню психического здоровья. С раннего утра в холле школы-интерната были оформлены стенды, на которых родители, педагоги и обучающихся оставляли «Хорошее настроение в любую погоду» свое пожелание - настроение на лепесточках осенних цветов. На стенде: «Лекарство от плохого настроения», освещались эффективные способы улучшения настроения; на переменах звучала спокойная, приятная музыка об осени; в актовом зале школы проходила акция «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется» (на переменах участники закрепляли способность подарить свою улыбку всем, кто окажется на пути), обсуждались правила безопасности в интернете. Учащиеся применяли правила, помогающие справиться со своим гневом, знакомились с «Памятками расслабления», старались почувствовать себя в классе единым целым, принимали участие в оформлении плаката «Наш класс – просто класс!». Тренинговые упражнения «Как я справляюсь со своей тревогой» способствовали ощущению держать себя в состоянии «Все хорошо» и позиции «Мир дружественен», пополняли копилку позитивной энергии, развивали психические процессы. С желающими ребятами проводилась работа с ассоциативными картами «Персона», «Персонита» - внутренним ресурсом представления ребенка о себе. Из волшебного ларца «РадостеДарин»» участники получить аффирмацию по улучшению настроения. Также прошла творческая акция «Как прекрасен этот мир», конкурс рисунков, стихотворений.
Консультативная работа
Консультативная работа реализовывается через проведение консультаций:
Индивидуальные консультации с обучающимися Групповые консультации с обучающимися Консультации родителей Консультации педагогов
Педагог-психолог 35 19 48 (31 индивидуальные
17 групповые) 34

Основные направления вопросов касались проблем поведенческого характера воспитанников, их взаимодействия с окружающими, повышенного уровня агрессивности у воспитанников, профессиональному самоопределению, повышению уровня словарного запаса, улучшению запоминания на предметных уроках. Была оказана консультативно – методическая помощь воспитателям по проблеме психологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В отношении консультативной работы специалистов с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание к проблемам ребенка, игнорируют рекомендаций. Поэтому работа строится как психотерапевтический ориентированный процесс краткосрочного информирования клиентов. С детьми младшего школьного возраста психолого-педагогическое консультирование проводится в рамках кратковременного и преимущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях: - при внезапном появлении дезадаптивного состояния, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения правила как в учебное время, так и во внеурочное время. - при появлении «всплесков» аффективных состояний. Такие «всплески» часты в школе-интернате, а убедить родителей обратиться в медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным. В индивидуальных беседах с родителями затрагиваются следующие темы: «Профилактика дезадаптации в МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ». «Коррекция нарушений развития обучающихся». «Профилактика агрессивного (деструктивного) поведения детей». Обсуждение памятки для родителей: «Нет! Жестокому обращению с детьми». «Каникулы вместе с родителями: правила бесконфликтного взаимодействия». «Профилактика попадания в группу риска по буллингу». «Проблема употребления несовершеннолетними наркотических веществ». «Обогащение словарного запаса детей – залог успешного обучения в школе». Рекомендации «Как искоренить ложь». «Личная гигиена девочек и мальчиков». «Профилактика здорового образа жизни». «Результаты освоения детьми программы обучения».
Просветительская и методическая работа:
В течение полугодия, как и в другие периоды работы, специалист ППМСП пополняет и обновляет картотеку стимульного материала, библиотеку кабинета. В настоящее время в кабинете психолога имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан банк коррекционных и релаксационных упражнений. На занятия с обучающимися приобретаются средства для расширения коррекционной направленности познавательной сферы.
Под руководством педагога-психолога подготовлен и проведен Педагогический совет на тему: «Школа без агрессии и конфликтов». Докладчик знакомила коллег с разными теориями в психологии, связанными с агрессивностью; причинами, порождающими детскую агрессию. Воспитание и обучение в аспекте педагогической коррекции агрессивного поведения обучающихся строится на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, носит диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организации жизнедеятельности основываясь на принципах взаимопонимания и поддержки. Педагоги анализировали признаки, мотивы, этапы, фазы конфликта, потребности, которые могут фрустрироваться или находиться под угрозой, специальные методики диагностики агрессивности, методы, снижающие агрессивное поведение. Приводились примеры работы школьной службы медиации. Закрепляли наиболее целесообразное использование того или иного стиля разрешения конфликта в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека. Тренировались в использовании методов саморегуляции, в которых педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.
Психолог принимает участие в работе школьного ПМПк. В полугодии проведено 5 заседаний: «Изучение уровня познавательной сферы поступивших в школу-интернат обучающихся (классификация по степени дефекта М.С. Певзнер и этиологии Г.Е. Сухаревой)». «Изучение адаптационного периода в 1 и 5-х классах к обучению в школе-интернате». «Индивидуальные особенности обучающегося 5б класса Дениса К.». «Индивидуальные особенности обучающихся 4-х классов, готовность к трудовому обучению». «Особенности познавательной сферы обучающихся 8 класса».
На совете профилактики школы, и заседаниях методических объединений школы раскрывались темы «Адаптация и преемственность учащихся 1-го и 5-го классов», «Результаты диагностирования жестокого обращения среди детей и взрослых школы-интерната».
На общешкольном родительском собрании педагог-психолог осветила тему: «Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у школьников с нарушением интеллекта», социальный педагог – «Профилактика асоциального поведения школьников», учитель-логопед – «Виды работ по развитию связной речи у обучающихся с нарушением интеллекта».
Систематически заполняется на сайте школы-интерната страничка: «Деятельность психолого-педагогической службы» различной методической информацией: «Новые типы агрессивных взаимоотношений среди несовершеннолетних». «Как помочь ребенку избежать буллинга?» « Родителям о суициде». «Безопасный интернет».
Обновляется стендовая информация для педагогов: «Рекомендации и игры для работы с гиперактивными детьми». «Упражнения на развитие толерантности». Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению травли среди учащихся «Профилактика суицидального поведения подростков» «Поддерживающие техники в работе с обучающимися, повышающие уровень «Я могу».
Профилактическая работа:
Психопрофилактическая работа направлена, прежде всего, на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей. Создан банк данных на детей, состоящих на профилактическом контроле по исследованиям (Алворд М.). На начало учебного года на профилактическом контроле состояло 12 младших школьников и 15 подростков. Индивидуально – коррекционные занятия были нацелены на предупреждения эмоционального дискомфорта, снятия эмоциональных перегрузок проводилась часы психологической разгрузки для воспитанников с 5-го по 9-ый класс и детей, состоящих на профилактическом контроле. Специалисты пропагандируют среди коллег необходимость заниматься личностным и профессиональным самосовершенствованием.
Таким образом, проанализировав работу ППМСП, обозначились проблемы, на которые следует обратить внимание при дальнейшем планировании:
- систематизировать материал для занятий;
- прослеживать динамику работы с детьми, состоящими на профилактическом контроле; динамику межличностных отношений;
- проводить работу с педагогами по оптимизации психологического климата в коллективе;
- активизировать специалистов, привлекаемых к оказанию ППМСП прохождению курсов повышения квалификации в рамках оказания ППМСП;
- показать родителям, что определённые трудности в обучении и развитии ребёнка существуют и мотивировать их к скорейшему решению возникших проблем всеми возможными методами и способами.


Исполнитель: Крашенинникова О.Г., педагог – психолог

 

 

 

 

 

© 2019. публикации для педагогов.