ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»
Международное педагогическое средство массовой информации
г. Туапсе
88002014964
ped.portal@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»

Международное педагогическое средство массовой информации
МЕНЮ

выполнила:

Покидова Тамара Геннадьевна

МАДОУ №224 «Детский сад общеразвивающего вида» «Аист»

г. Кемерово

Я и моя профессия

Профессиональное эссе
Я, Покидова Тамара Геннадьевна, педагог-психолог детского сада.
Вот они, мои основные «клиенты», - тихони и шалунишки, плаксы и драчуны, «умники» и «тупицы», - уж кому как повезло. Доверчивые, любящие, любопытные, со своим жизненным опытом, который стремительно складывается в тот самый «фундамент» личности, который будет держать, питать, определять всю дальнейшую жизнь.
Я не собиралась работать с детьми, и не планировала долго задерживаться в детском саду. В психологию пришла осознанно. К моим 40 годам рухнула система, сформировавшая меня, идеалы комсомольской юности мало помогали в вопросах воспитания троих собственных детей, и вечные вопросы «Что делать? и «Как быть?» привели меня, в конце концов, на психологический факультет Томского государственного университета, закончив который, «ненадолго» устроилась работать в детский сад. Пришла ненадолго, а осталась навсегда, увидев в этой работе и смысл и призвание, имея возможность реализовывать любые свои идеи в разных формах работы, на разных категориях участников – детях и взрослых; воспитанниках, родителях, педагогах.
При этом важными для меня стали следующие факторы:
• Основы личности закладываются в период дошкольного детства. Именно в этот период происходит присвоение человеческих форм общения, овладение предметной деятельностью; проявляются определенные черты темперамента, первые способности, овладение речью, полоролевая идентификация. Именно дошкольная образовательная ступень, когда детская психика очень гибка, восприимчива, а родители еще близки с детьми, дает возможность направить или скорректировать процесс воспитания таким образом, чтобы гармонизировать развитие личности ребенка.
• Произошедшие за последние годы изменения в обществе, высокий темп жизни, социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, привели к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностей. Родители озабочены прежде всего материальной стороной жизни. Часто они связывают будущие успехи детей с ранней интеллектуализацией, либо, напротив, считают, что детей не нужно специально развивать, все проблемы решатся «сами собой». Во многих семьях нарушение детско-родительских отношений происходит очень рано, - дети не имеют доверительных теплых и стабильных отношений с родителями, при этом нарушаются базисные стремления в овладении окружающим миром («Я могу»); в стремлении к самостоятельности («Я сам»); в ощущении нужности («Я хороший, я любимый»); в осознании собственной исключительности («Я есть!»). Остаются без внимания также потребности ребенка в любви, ласке, успехе, понимании, уважении, познании, свободе, реализации собственного потенциала. В результате, страдают обе стороны, и самые родные люди не умеют договариваться, взаимодействовать, получать радость от общения.
• Детский сад как образовательное учреждение представляет собой достаточно жесткую систему, привязанную к определенной программе. Любая программа, даже самая замечательная, не может в полной мере раскрыть возможности каждого отдельно взятого ребенка. Любая программа не может конкурировать с ценностями семейного воспитания, с тем опытом, который ребенок получает в семье.
• Воспитатель - человек, который в огромной степени влияет на формирование личности ребенка. Своим отношением, требованиями, поддержкой или замечаниями, любыми высказываниями он может либо созидать, либо разрушать самосознание воспитанников. Поэтому, очень важно педагогам развивать профессионализм, психологическую и педагогическую грамотность, коммуникативную компетентность, эмпатию, рефлексию, умение видеть последствия тех или иных воспитательных воздействий.
• Максимально эффективным педагогический процесс может быть только тогда, когда и педагоги, и родители будут действовать согласованно, предъявляя и поддерживая единые требования к ребенку.
Поэтому, главной своей целью я вижу максимальное содействие психологизации педагогического процесса, создание оптимальных условий для психологического и социального благополучия детей.
Организация психологического сопровождения педагогического процесса в дошкольном учреждении придумана не мной. Направления сопровождения прописаны в регламентирующих документах. Тем не менее, каждый из нас – автор и создатель своего уникального продукта, поскольку мы работаем собственной душой, знаниями, опытом.
Достаточно сложно оценить качество психологического сопровождения, ведь работа психолога  далеко не всегда имеет видимые плоды. Чаще они отдалены по времени, поскольку психолог, как и учитель «прикасается к вечности, ибо никто не

© 2019. публикации для педагогов.