ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома" Научный педагогический журнал "Мудрец" выходит ежемесячно
Педагогическое средство массовой информации (0+)
г. Туапсе
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома" Научный педагогический журнал "Мудрец" выходит ежемесячно

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнили:

Трофимчук Алеся Фаритовна

Педагог-психолог

Кравченко Галина Сергеевна

Педагог-психолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат №18»

Кемеровская область

г.Анжеро-Судженск

 

Пояснительная записка
В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с гиперактивным поведением. Изучение медицинских карт обучающихся, воспитанников МКС(К)ОУ «Ш-И №18 I-II видов» позволило сделать вывод о том, что у 8% обучающихся младшего звена имеется диагноз СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из основных причин нарушений поведения и трудностей обучения школьников с нарушениями слуха, который проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, несформированностью мелкой моторики, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях в семье и школе . Нарушение внимания влечет за собой трудности освоения школьных навыков, слабую успеваемость, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Социальная значимость проблемы определяется тем, что у обучающихся с гиперактивным расстройством с дефицитом внимания нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность.
Один из способов решения данной проблемы является психологическая коррекция. Раннее выявление гиперактивности и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением современных эффективных методов позволят преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное – и родителям, и педагогам, работающим с детьми с гиперактивностью, никогда не следует терять взаимопонимания с ребёнком и надежд на его успехи.
Существующие программы, пособия и методические рекомендации направлены на работу со слышащими детьми не в полной мере обеспечивают процесс сопровождения детей со слуховой депривацией.

Поэтому возникла необходимость в разработке и внедрении коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Непоседа», составленной для детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста, имеющих СДВГ.
Цель программы: Коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Задачи:
1. Формировать навыки произвольной саморегуляции деятельности.
2. Повышать уровень произвольности внимания и его основных свойств.
3. Развивать координацию движений и мелкую моторику.
4. Развитие рефлексивных способностей.
Для реализации программы будут использованы следующие методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (картинки, таблицы, схемы, видеофильмы, мультимедийные средства, таблички со словарём); (письменные работы); а также диагностические задания, серия упражнений «Цветные капельки», элементы арттерапии.
При проведении коррекционной работы, следует учитывать специфические условия работы с детьми с депривацией слуха, такие как: использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования); широкое применение наглядных средств обучения, с помощью которых можно привлекать непроизвольное внимание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности: схемы, диаграммы, таблицы).
Один из важных факторов, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи, что требует особой сосредоточенности на лице и губах говорящего или на положениях пальцев рук. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку – заранее продумывать речевой материал. С другой – формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определенные правила поведения – нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. Во время проведения коррекционной работы для привлечения регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.
В программе используются эффективные упражнения Фазлетдиновой Аллы «Цветные капельки». Данные упражнения направлены на развитие внимание, произвольности поведения; развитие мелкой моторики рук; формирование ориентации в пространстве.
По завершении реализации программы предусмотрено проведение повторного диагностирования с целью выявления эффективности проведенной работы.
Занятия проводятся совместно с воспитателем в групповой форме один раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Затем в течение недели воспитатель проводит с детьми различные игры, направленные на коррекцию гиперактивного поведения, развитие внимания и развитие зрительного восприятия.
Принцип комплектования групп: группы комплектуются по результатам предварительной диагностической работы, в состав группы состоящей из 5 человек входит не более 1-го ребёнка, имеющего диагноз СДВГ.
Данная программа содержит 32 занятия.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение гиперактивности и импульсивности поведения.
2. Положительная динамика в развитии внимания.
3. Развитие пространственной ориентировки и зрительного контроля
за своими действиями.
4. Овладение рефлексивными механизмами (самоанализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, чувств, состояний, отношений с собой и окружающими).
Содержательная часть программы
Данная программа включает в себя четыре блока:
1 Блок
Дыхательные упражнения с целью улучшения ритмики организма, развития самоконтроля и произвольности;
2 Блок
Упражнения, направленные на расширение поля зрения и улучшение восприятия;
3 Блок
Функциональные упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля, сглаживания гиперактивности и импульсивности, снижения гнева и агрессии.
4.Блок
Включает упражнения, направленные на развитие умения размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализом, осмыслением, оценкой результатов собственной деятельности, оценкой своего внутреннего состояния, что способствует развитию такого качества как рефлексия.

Тематический план

Название занятия
и цель,
оборудование Кол-во
часов виды и формы деятельности, мероприятия ожидаемые результаты
1 «Первая встреча»
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия; установление контакта между детьми.
Оборудование: мячик, карточки с названием стихий, семь цветных карандашей, листы А4 по количеству детей, цветные карандаши, таблички со словарём.

 

 

 

 

 

1 1.Игра ''Давайте познакомимся!''
Цель: сближение детей и взрослых, четкое произношение своего имени и фамилии.
2.«Четыре стихии»
Цель: развитие внимания.
3.«Запоминай порядок»
Цель: развитие памяти.
4.Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
5.Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»
Цель: развитие моторики рук.
6.Рисование «Это я»
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога. Сближение участников команды;
Снятие первичных коммуникативных барьеров.

2 «Помогаем друг другу»
Цель: Оптимизирование навыков сотрудничества; приобретение позитивного опыта; развитие выдержки, терпения, контроля, снятие поведенческих нарушений
Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, маленькие подносы с песком, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
3.Упражнение «Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
4.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
5.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения.
6.Игра с песком
Цель: снятие напряжения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.
Сплочение группы.
Сформированность навыков самоконтроля.
Создание позитивного настроения.

3 « Ты и я – такие разные!»
Цель: Формирование способности считаться с различиями между людьми; развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей.


Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, презентация о планетах, таблички со словарём.

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
3.Беседа
Цель: развитие интереса к другому человеку
4.Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение самооценки
5.Ролевая игра «Две планеты»
Цель: формирование коммуникативных навыков.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.
Приобретение навыка игрового взаимодействия.

4 «Взаимоуважение»
Цель: формирование терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; развитие выдержки, внимания, самоконтроля.
Оборудование: картинки с ситуациями, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Встреча»
Цель: формирование умения помогать и принимать помощь дугих.
4.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве.
5.Упражнение «Кулачки»
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
6.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.
Развитие толерантного отношения к другим людям.

5 «Сказочные герои»
Цель: обучение через игру, навыкам контролировать свои импульсивные действия.
Оборудование:картинки с изображениями сказочных героев, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём, картинки с изображением съедобного и несъедобного.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Выбор сказочного героя
4.Игра «Съедобное-несъедобное»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия
5.Игра «Путаница»
Цель: развитие положительных отношений в группе
6.Упражнение «Черепаха»
Цель: развитие двигательного контроля
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве.
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога. Приобретение навыков контроля импульсивности
6 «Всё запомню»
Цель: развитие зрительного восприятия и памяти.
Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём, набор из 12 карточек с изображением различных предметов, картинки «Найди отличия».
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Ассорти»
Цель: развитие внимания
4.Упражнение «Портрет»
Цель: развитие зрительного внимания
5.Упражнение «Сравни картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве.
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога. Увеличение объёма внимания
7
«Мир ассоциаций»
Цель: развитие внимания к окружающему миру.
Оборудование: парные картинки, картинки с выделенным признаком, различные материалы: ткань, стекло, бумага, мука, пластмасс; пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Парочки»
Цель: развитие объёма внимания
4.Упражнение «Соответствие по признаку»
Цель: развитие
5.Игра «Что я видел?»
Цель: развитие памяти и внимания
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога. Сформированность произвольного внимания.

8 «Путешествие с друзьями»
Цель: развитие зрительного внимания, умения регулировать движения.
Оборудование: карандаши, листы бумаги А 4, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Рисование двумя руками
Цель: развитие координации движений
4.Упражнение «Гусята»
Цель: развитие ориентировки в пространстве
5.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
6.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога. Сформированность умения ориентироваться в пространстве.
9 «В мире волшебства»
Цель: развитие восприятия и пространственных отношений.
Оборудование: картинки с изображение частей суток, картинки «Найди отличия», схема поиска клада, клад, метки для клада, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, тряпочки,таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Части суток»
Цель: закрепление временных понятий
4.Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие восприятия
5.Упражнение «Клад»
Цель: развитие умения ориентироваться по схеме
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога Увеличение концентрации внимания
10 «Я шагаю по бумаге»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа
Оборудование: раздаточный материал к заданиям, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнения «Домики гномиков»
Цель: развивать умение ориентироваться на бумаге.
4.Упражнение «Соедини точки»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
5.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
6.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога Сформированность умения ориентироваться на листе бумаги.
11 «Запомни и нарисуй»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: набор геометрических фигур, деманстрационный материал к заданию «Запомни и нарисуй» , картинки с разной тематикой для игры «Кто больше?», пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Какой фигуры не стало?
Цель: развитие объема внимания.
4.Упражнение «Запомни и нарисуй»
Цель: развитие зрительной памяти.
5.Упражнение «Кто больше?»
Цель: развитие внимания и зрительного восприятия.
6.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога


Увеличение объёма внимания.

12 «Занимательные картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: сюжетные картинки, раздаточный материал к упражнению «Дорисуй недостающую половинку», ?», пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Вспомни всё»
Цель: развитие зрительного всприятия
4.Упражнение «Дорисуй недостающую половинку»
Цель: развитие ориентации на листе бумаги
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога
Сформированность навыков самоконтроля


13 «Будь внимательным»
Цель: развитие внимания(концентрации), умения ориентироваться на бумаге.
Оборудование: раздаточный материал к заданиям, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Расставь значки»
Цель: Развитие концентрации внимания
4.Упражнение, «Какие предметы спрятаны в рисунке?»
Цель: Развитие концентрации внимания
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Развитие умения концентрироваться внимание на одном предмете длительное время.
14 «Самый внимательный»
Цель: развитие объёма внимания.
Оборудование: раздаточный материал к заданиям, картинки человечков, изображающих различные движения, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Домик-яблоко»
Цель: развитие устойчивости внимания
4.Упражнение «Весёлые человечки»
Цель: развитие концентрации внимания
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог. Увеличение объёма внимания
15 «Внимание!»
Цель: развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.
Оборудование: листы с напечатанным текстом (корректурная проба), картинке к игре «Четвёртый лишний», раздаточный материал к заданию «Что забыл нарисовать художник?», пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

 


1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение: «Вычеркни букву»
Цель: развитие концентрации внимания
4.Упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развитие умения обобщать предметы
5.Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие мышления
6.Упражнение «Море волнуется»
Цель: развитие двигательного контроля
7.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
8.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
9.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог. Развитие умения сосредотачиваться


16 «Внимание!»
Цель: развитие концентрации внимания
Оборудование: пазлы по количеству детей, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Запрещённое движение»
Цель: преодоление двигательного автоматизма
4.Пазлы
Цель: развитие концентрации внимания
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог
Повышение концентрации внимания


17 «Внимание!»
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

 


1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
4.Игра «Ловим комаров»
Цель: Снятие мышечного напряжения с кистей рук.
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие внимания
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Развитие умения сосредотачиваться


18 «Мы всё замечаем»
Цель: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Оборудование: картинки «Найди отличия», поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.), пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Чего не хватает?»
Цель: усиление концентрации внимания
4.Игра «Зоопарк»
Цель: увеличение объёма зрительного внимания
5.Упражнение «Квадрат»
Цель: тренировка распределения зрительного внимания
6.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие внимания
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Развитие умения распределять внимание
19 «Кто больше?»
Цель: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного внимания.
Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Зеркало»
Цель: развитие способности концентрировать внимание
4.Упражнение «Три изменения»
Цель: развитие зрительного внимания
5.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие внимания
6.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Увеличение объёма зрительного внимания.


20 «Смотри - не смотри»
Цель: тренировка переключения, распределения и избирательности
Оборудование: таблицы с определённым количеством разных предметов, таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Математик»
Цель: развитие переключения внимания.
4.Упражнение «Найди слово»
Цель: тренировка избирательности внимания
5.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие внимания
6.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Сформированность умения концентрироваться на одном предмете
21 «Я учусь владеть собой»
Цель: Формирование навыков адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу
Оборудование: бланки с изображением примерных ситуаций тревоги, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём, маленькие подносы с песком по количеству детей.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Я тревожусь…»
Цель: выявление причины тревожности ребёнка
4.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
5.Упражнение «Дракон»
Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия.
6.Дыхательная гимнастика «Домики»
Цель: развитие силы воли
7.Рисование песком
Цель: снятие эмоционального напряжения
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог. Овладение навыками адекватного поведения
22 «Учимся менять своё настроение»
Цель: развивать умение управлять своим настроением, обучение приёмам релаксации
Оборудование: листы в крупную клетку, простые карандаши, картинки с изображением повторяющихся предметов, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

1 9.Приветствие
10.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
11.Упражнение «Палочки и крестики»
Цель: определение уровня саморегуляции
12.Упражнение «Найди предмет»
Цель: развитие саморегуляции и умение концентрировать внимание
13.Упражнение «Штанга»
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
14.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: формирование ориентации в пространстве
15.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Овладение навыками саморегуляции
23 «Избавляемся от плохих мыслей»
Цель: обучение способам саморегуляции, обучение приёмам расслабления
Оборудование: изображение предметов с пересекающимися контурами, поролоновые подушки, доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина), пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Найди, что спрятал художник»
Цель: формирование пространственных отношений.
4.Упражнение «Бой подушками»
Цель: снятие эмоционального напряжения
5.Игра «Сделай так же»
Цель: развитие саморегуляции.
6.Упражнение «Муха»
Цель: развитие внимания
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Овладение навыками саморегуляции
24 «Прогоняем злость»
Цель: предупреждение агрессивных состояний детей, обучение приёмам расслабления
Оборудование: картинки с изображением различных эмоций, листы бумаги А4, цветные карандаши, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём.

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: снятие напряжения
4.Игра «Угадай эмоцию»
Цель: закрепление знаний об эмоциях
5.Упражнение «Копилка обид»
Цель: отражение своих обид через рисунок
6.Упражнение «Лопни шар»
Цель: повышение уверенности в себе
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Овладение навыками саморегуляции
25 «Как просить прощения»
Цель: закрепление правил поведения, обучение приёмам саморегуляции
Оборудование: картинки с правилами поведения, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,

1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Беседа о правилах поведения
4.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: демонстрация опыта через воду и цвет.
5.Упражнение «Измени настроение»
Цель: снятие напряжения
6.Упражнение «Прощение»
Цель: закрепление правил поведения
7.Упражнение «Сороконожка»
Цель: развитие навыков взаимодействия
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Овладение навыками саморегуляции
26 «Саморегуляция»
Цель: обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии
Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Игра «Шалуны
Цель: развитие двигательного контроля
4.Игра «Компас»
Цель: развитие навыков взаимодействия
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолог Овладение навыками саморегуляции
27 «Мои дела»
Цель: Развитие умения гордиться своими достоинствами.
Оборудование: пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Школьные дела»
Цель: развить позитивное отношение к школьной жизни
4.Упражнение «Слушаем себя»
Цель: обращение внимание на себя
5.Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышение самооценки
6.Игра «Я похож на тебя»
Цель: повышение самооценки
7.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
8.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для Овладение навыками саморегуляции
28 «Правила поведения»
Цель: формирование сознательной дисциплины, понимание не-обходимости школьных правил, способствовать сплочению класса.
Оборудование: картинки с ситуациями, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Работа с проблемными ситуациями
4.Упражнения «Вежливые слова»
Цель: закрепление вежливых слов
5.Упражнение «Весёлая дыхательная гимнастика»
Цель: формирование навыков самоконтроля.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации.

Овладение навыками саморегуляции

29 «Кто Я?»
Цель: Заложить основы процесса самопознания; формировать позитивный образ «Я»; способствовать повышению самовосприятия.
Расширение ролевого диапазона.
Оборудование: листы бумаги А4, простые карандаши, таблица со словами, выражающими качества человека, цветные карандаши
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Свет мой зеркальце скажи»
Цель: установка на самоанализ
4.Упражнение «Хорошо-плохо»
Цель: развитие умения понимать себя
5.Рисунок «Я»
Цель: Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации.
Овладение навыками саморегуляции
Развитие способности к самоанализу
30 «Я и другие»
Цель: формирование навыков общения, способствовать самопознанию.
Оборудование: картинка большой звезды, краски, ватман.
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Звёздочка»
Цель: определение положительных и отрицательных качеств человека
4.Психологические загадки
Цель: закрепление словаря
5.Упражнение «Только вместе»
Цель: развитие сотрудничества
6.Создание «Фото» класса
Цель: развитие сотрудничества
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации Развитие умения понимать другого человека
Овладение навыками саморегуляции

31 «Проверь свои силы»
Цель: формирование навыков общения, способствовать самопознанию.
Оборудование: картинка корабля, фотоаппарат, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад
4.Театр масок
Цель: расслабление мышц лица
5.Упражнение «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу
6.Упражнение «Цветные капельки»
Цель: развитие произвольности поведения
7.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации. Развитие умения понимать другого человека
Овладение навыками саморегуляции

32 «Моё будущее»
Цель: формирование позитивного образа будущего, формирование навыков уверенного поведения
Оборудование: бумага А4, карандаши, пипетки, крышечки, краска (шесть цветов), вода, одноразовые тарелочки, бумажные салфетки, таблички со словарём,
1 1.Приветствие
2.«Броуновское движение»
Цели: сплочение коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения
3.Упражнение «Ассоциации»
Цель: обсуждение возможных вариантов будущего.
4.Упражнение «Я взрослый»
Цель: проявление уверенного поведения, развитие воображения
5.Упражнение «Цветные капельки» (прощание)
Цель: развитие произвольности поведения
6.Ритуал прощания
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации
Овладение навыками саморегуляции
Формирование положительной самооценки

Требование к материально-техническому и кадровому обеспечению программы
Необходимые ресурсы

Требования

Кадровый
1 ведущий (педагог-психолог)
*наличие опыта работы с данной целевой аудиторией
*наличие опыта использования предлагаемых техник

Материально-технический
*помещение предназначенное для проведения занятий с использованием разных видов деятельности детей: рисования, развивающих игр, двигательной активность детей
* аудиотехника
*канцелярские принадлежности (краски, кисточки, штампы, карандаши, листы формата А 4., А 2) по количеству участников.
*развивающие игры, игрушки, пособия.


Нормативно-правовой
* согласие законных представителей детей на участие в мероприятиях психологической, коррекционно – развивающей направленности

 

 

 

 


Информационное обеспечение
1. Альтхерр, П., Берг, Л., Вельфль, А., Пассольт, М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития [Текст]: учебное пособие для вузов// П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль, М. Пассольт - М.: Издательский центр «Академия», 2004 -160с.
2. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст]/ И.Л. Арцишевская – М.: Книголюб, 2003.- 64с.
3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст]: Н.Н. Заваденко — М.: Издательский центр «Академия», 2005 -256с.
4. Заваденко, Н.Е. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания [Текст]/Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5 // Н.Е. Заводенко – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с.
5. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] /И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова – М.: Издательство Института психотерапии, 2001. – с.14-25.
6. Дробинский, А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания [Текст] // Дефектология.  №1.  1999.  31-36с.
7. Костина, Я.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]/ Я.М. Костина - СПб., 2001. -159с.
8. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. [Текст]/ Н.Л. Кряжева - Ярославль: Академия развития,1997 – 212с.
9. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]/Е.К.Лютова, Г.Б.Монина  М.: Издательство «Генезис», 2000.  192 с.
10. Методический материал (комплексы занятий) для специалистов, осуществляющих реабилитацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Текст] - ГУ СО КК «Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка», 2010
11. Чутко, Л. С., Пальчик, А. Б., Кропотов, Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков [Текст]/Л.С.Чутко, А.Б.Пальчик, Ю.Д. Кропотов — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004 -112с.
12. Шевченко, М.Ю. Игровая психокоррекция при работе с детьми с СДВГ [Текст]/М.Ю. Шевченко – М.: Витас-Пресс, 1997 -58с.

Использованные электронные ресурсы:
1. http://www.autisminrussia.ru/index.ht
2. http//www.deafworld.ru/index.php/article/archive/2124
3. http://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/
4. http://www.medlinks.ru/article.php?sid=16463
5. http://www.childrenofearth.org/ru/page/advice
6. http://www.7ya.ru/article/Osobennosti-razvitiya-lichnosti-i-jemocionalno-volevoj-sfery-u-detej-s-DCP/
7. http://www.integration.com.ua/ter_music/49.htm
8. http://www.vashpsixolog.ru/index.php/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/489-methods-except-the-words
9. http://iemcko.narod.ru/4333.html
10. http://www.psylist.net/praktikum/pamobr

 

 

Перечень ключевых слов
Внимание
Гиперактивность
Дефицит внимания
Импульсивность
Концетрация внимания
Самоконтроль
Саморегуляция
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром
Объём внимания

 

 

 

 

 

Глоссарий
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточение на каком-либо объекте
Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
Концетрация внимания – удержание внимания на каком-либо объекте.
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью.
Синдром (от греч. syndrome - скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
Объём внимания - одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий - может совершаться одновременно.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

    за размещение  1 статьи 500 руб

    за получение печатного сборника  500 руб

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2019. публикации для педагогов.