выполнила:
Баранова Ксения Викторовна
МКДОУ №1 «Улыбка»
ЗАТО п. Солнечный
«Развитие психических функций детей с ОВЗ с использованием световых столов»
Сравнительно недавно многие специалисты стали использовать в работе с детьми интересное техническое средство – световой стол. В условиях «инклюзивного образования» каждый педагог, а особенно педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ищут новые способы эффективного взаимодействия с ребёнком. В своей работе со старшими детьми с ОВЗя выбрала способ рисования песком на световом столе.
Данная методика очень эффективна для работы с детьми, имеющими недостатки развития. Песок позволяет таким детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Возможно общение даже без слов, что особенно актуально для «неговорящих» детей с диагнозами алалия, задержка речевого развития.
Занятия я провожу в просторном кабинете, оснащённом световыми столами с разноцветной подсветкой и специальным песком.
Большинство занятий проходит в сопровождении музыки для релаксации по различным тематикам (море, лес, птицы и т.д.)
Также в работе я использую различные материалы и приспособления для создания композиций в различных техниках: трафареты, наборы гребней, кисти, камни, природные материалы и т.д
Каждое занятие я разрабатываю в определенной тематике (животные, природные явления, времена года и т.п. ).
Занятия имеют определенную структуру:
- пальчиковая гимнастика на световом столе;
- определение темы;
- изображение рисунка на световом столе по выбранной теме;
- логоритмические упражнения
(ЛОГОРИТМИКА — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развитию речи ребенка.
Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий);
- подделка на выбранную тему.
Дети с удовольствием посещают такие занятия, а коррекционный эффект не заставляет себя ждать.
Развитие общей моторики
Рисование и игра на песочном столе происходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. Я считаю обязательным проведение динамических пауз, физминуток в виде пальчиковых игр, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Развитие мелкой моторики
При рисовании песком мы используем обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины мы рисуем определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействуем всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Таким образом, у детей появляется определенный опыт игры в песке, и они начинают создавать свои сказочные миры, прощупывать то или иное явление на «своих руках», что сильно влияет на развитие психических процессов у детей.