ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

учитель-логопед

Фадеева Жанна Валерьевна

МБДОУ - детский сад № 424

Свердловская область, г. Екатеринбург

Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука (Р) по теме «Зоопарк».

Цель: Автоматизировать произношение звука (Р) на материале по теме «Зоопарк».
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
• Уточнить правильную артикуляцию звука (Р);
• Закреплять правильное произношение звука (Р) в слогах, словах, предложениях;
• Согласовывать существительное с числительным;
• Закреплять навыки словоизменения существительных;
• Уточнить представления по теме «Животные зоопарка».
2. Коррекционно – развивающие:
• Развивать мимическую мускулатуру ребенка;
• Развивать фонематический слух (определять наличие заданного звука в слове);
• Формировать навыки фонематического анализа (определять позицию звука в слове);
• Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать координацию речи с движением;
• Развивать мышление, память, внимание.
3. Коррекционно – воспитательные:
• Формировать навык самоконтроля за речью;
• Формировать положительную установку на участие в занятии;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Предварительная работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука (Р);
- постановка звука (Р);
- автоматизация звука (Р)изолированно, в слогах, в словах, в словах со стечением согласных, предложениях, чистоговорках.
Оборудование:
- игрушка тигр Амур, предметные картинки со звуком (Р);
- домики для определения места звука в слове, звуковые дорожки, мелкие игрушки животных, мячик.
Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- зрительная гимнастика,
- физкультминутка.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Установка на занятие.
Логопед:
- Здравствуй, Катя! Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук (Р).К нам в гости пришел тигр Амур, посмотри какой он красивый, полосатый. Он тебе загадает загадку, а ты послушай и постарайся отгадать:

«Ты иди сюда скорей,
Посмотри- ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках.
За высокою оградой
В нем зверей полным-полно,
Посетителям, однако,
Их кормить запрещено»
(Зоопарк)- Ребенок называет отгадку

Логопед:
- Молодец, Катя, а ты была в зоопарке? - (Ребенок).
Логопед:
- Катя, тигр Амур живет в зоопарке. Скажи, какой звук я выделила голосом? – (Звук Р).
Логопед:
- Правильно. Давай найдем в зоопарке животных, в названии которых есть звук (Р).
2. Артикуляционная зарядка:
Логопед:
- Чтобы твой язычок хорошо научился произносить этот звук, мы сделаем для него зарядку:

Упражнение «Лошадка»: - присосать язык к небу и щелкнуть языком. Цокать сначала быстро, затем медленно и сильно растягивать подъязычную связку.
Логопед:
«Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости». (Ребенок в это время выполняет упражнение).

Упражнение «Грибок»: - рот открыт, язык присосать к небу.
Логопед:
«На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик,
Присосался язычок!
Несколько секунд - молчок!»

Упражнение «Барабан»: - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д-Д-Д…
Логопед:
«В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
Д-Д-Д… мы застучали»

Упражнение «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к небу, не отрывая язык от неба сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз.
Логопед:
«У Антошки есть гармошка,
Поиграй-ка нам немножко»

Упражнение «Лягушка»: - губы в улыбке, зубы обнажены.
Логопед:
«Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем- перестанем
И нисколько не устанем»

Упражнение «Индюк» - улыбнуться, приоткрыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад произнося бл-бл-бл…
Логопед:
«Широко открыт мой рот,
Язычок назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И болбочет на бегу»

Упражнение «Бегемотик» - открыть рот как можно шире и удерживать его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрыть рот.
Логопед:
«Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота –
Подшутить над ним охота».
3. Постановка звука:
Логопед:
- Катя, покажи, как рычит тигр (картинка с рычащим тигром).
- Давай покажем нашему тигру Амуру, как мы произносим звук (Р).
- Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука (Р)?
- Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: Р-Р-Р-Р-Р…
Демонстрируем звуковые дорожки.
Логопед:
- Катя, тигр похож на большую кошку.
- как мурлыкает кошка?
- Мур-р-р-р, мур-р-р-р.
- Одновременно выполняются движения руками:
Попеременно царапается то правая рука, то левая.
Затем попеременное поглаживание поверхности стола.
4. Автоматизация звука (Р) в слогах:
Игра с мячом:
Логопед:
- Я назову слоги и буду бросать тебе мячик, а ты будешь повторять слоги и бросать мяч мне обратно.
РА—РА,РА,РА,РА
РО—РО,РО,РО,РО
РУ—РУ, РУ, РУ, РУ
РЫ—РЫ, РЫ, РЫ, РЫ
ДРА—ДРО
ДРО—ДРУ
ДРУ—ДРЫ
ДРЫ—ДРА
ТРА—ТРО—ТРУ
КРА—КРО—КРУ
БРА—БРО—БРУ
ГРА—ГРО—ГРУ
5. Развитие фонематического слуха:
Логопед:
- Тигр Амур предлагает тебе хлопнуть в ладоши, если ты услышишь в слове звук (Р). Выкладываем на стол 6 картинок со звуком (Р) и 4 картинки без этого звука. Ребенок ищет картинки и озвучивает их.
6. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Сложи по образцу».
- Тигр Амур принес картинки. Назови, что изображено на них. Проговори четко с выделением звука (Р). Выложи из камней на стол каждый предмет по образцу. (Картинки:РЫБКА, КОРАБЛИК, РАКЕТА).
7. Работа с предметными картинками, звуковыми и слоговыми схемами:
Логопед:
- Катя, гуляя по зоопарку, мы пришли к животным в названии которых есть звук (Р). Рядом с вольерами ездят вагончики. В первый вагончик посадим животных в названии которых звук (Р) стоит в начале слова. Во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.
• Назови слово и определи место звука:
РЫСЬ
КЕНГУРУ
ТИГР
ЖИРАФ
ЗЕБРА
КРОКОДИЛ
БОБР
ПАНТЕРА
• У животных есть детеныши, назови их ласково (в единственном и во множественном числе):
КРОКОДИЛ - КРОКОДИЛЬЧИК, КРОКОДИЛЬЧИКИ
РЫСЬ – РЫСЕНОК, РЫСЯТА
БОБР – БОБРЕНОК, БОБРЯТА
ТИГР – ТИГРЕНОК, ТИГРЯТА
КЕНГУРУ – КЕНГУРЕНОК, КЕНГУРЯТА
8. Физкультминутка:
Логопед:
- Давай поиграем с нашими животными и выполним несколько движений:
Логопед:
- «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде.
Где?
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, коленях и носках» - (Ребенок хлопает по всему телу ладошками и дотрагивается до соответствующих частей тела).

- «А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.
Где?
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, коленях и носках» - (Ребенок «рисует» ребром ладони полоски по всему телу и дотрагивается до соответствующих частей тела).
(Е.С. Железнова)
9. Согласование существительных с числительными:
Логопед:
- Наши вагончики приехали обратно к вольерам. Давай посчитаем наших животных:
* Один жираф, один тигр, один крокодил, один бобр;
* Три жирафа, три тигра, три крокодила, три бобра;
* Пять жирафов, пять тигров, пять крокодилов, пять бобров.
10. Автоматизация звука во фразе:
Логопед:
- Катя, пришло время обеда. Нужно накормить наших животных (ребенок отбирает картинки и проговаривает кого и чем накормит):
- Тигру дам мясо;
- Моржу дам рыбу;
- Жирафу дам листья;
- Верблюду дам траву;
- Мартышке дам банан.
11. Произношение чистоговорок:
БРА—БРО—БРУ—БРЫ- приходили к нам бобры
ПРА—ПРО—ПРУ—ПРЫ- любит Прохор пироги
СКРА—СКРО—СКРУ—СКРЫ- раскрути-ка ты ковры
12. Пальчиковая гимнастика с помощью су-Джок шарика:
Логопед:
- «Шарик пальчиком катаю,
Ловкость пальцев проверяю,
Ты колючий шарик мой,
Подружись сейчас со мной» - (Ребенок повторяет движения за логопедом).
13. Домашнее задание:
Логопед:
- Катя, выучи дома стихотворение и нарисуй главного героя:
«Виден тигр издалека,
Он похож на моряка –
От макушки и до пят,
Как тельняшка, полосат!»
(С. Пшеничных)
14. Подведение итогов:
Логопед:
- Катя, тебе понравилась наша прогулка по зоопарку с тигром Амуром?
- Какой звук мы сегодня часто произносили?
- Звук (Р)! -Молодец!
- Давай скажем спасибо нашим пальчикам и язычку. Следи за своей речью и правильно произноси звук (Р).

 


Используемая литература:
1. Агранович З.Е., Детство-Пресс, С.-Петербург, 2015;
2. Ткаченко Т.А., Эксмо, Москва, 2015;
3. Куликовская Т.А., Детство-Пресс, С.-Петербург 2016;
4. Яворская О.Н., Каро, С.-Петербург, 2015;
5. Кнушевицкая Н.А., Детство-Пресс, С.-Петербург, 2014;
6. Еромыгина М.В., ,Детство-Пресс, С.-Петербург, 2017;
7. Рыжанкова Е.Н., Сфера, Москва, 2010;
8. Железнова Е.С., Москва, 2012.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.