выполнила:
Савушкина Валентина Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова»
РФ
обл. Тульская
Г. Щекино
Эссе педагога-психолога
«Кто он – школьный психолог?»
Познай самого себя,
и ты познаешь Вселенную и богов.
Сократ.
Школьная жизнь безмерно интересна. Роль школьного психолога в ней незаменима. На мой взгляд, он является связующим звеном всех участников образовательного процесса.
Я работаю в школе 33 года. Вначале была учителем начальных классов, и именно в этот период поняла, что мне не хватает психологических знаний, а детям не достаёт психологической поддержки. И вот уже 22 года я работаю в должности педагога-психолога.
Школьный психолог проходит нелёгкий путь вместе с ребенком. И весь смысл в самой дороге, как по ней идти. Если ты идёшь с удовольствием, значит, это верная дорога, значит, твой попутчик это твой друг и твой единомышленник, и все проблемы будут решены. А если ты чувствуешь себя некомфортно, то надо сойти с этой дороги на каком бы этапе ты не находился и стремиться выбрать более правильный путь.
Рядом с ребенком идет родитель. Нахождение общего языка с родителем является залогом успешности развития ребенка. На помощь приходят знания нейролингвистического программирования. Выделяют несколько типов людей с характерными для каждого особенностями взаимодействия с окружающими: аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты. Наблюдая за человеком, его позой, телодвижениями, особенностью взгляда, поведением в конфликте, слушая его речь, понимаю, какой канал восприятия у него ведущий, и как мне следует с ним выстраивать эффективно работу.
Психолог это помощник, который обладает определенными знаниями и умеет применить разные средства и способности в нужный момент. Он принимает чужую боль как свою, а главное помогает докопаться до её причины и справиться с ней. Он стремиться дать импульс к изменениям.
В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся нравственность. Слово обладает невероятным могуществом. На мой взгляд, притча является одним из способов разрешения духовно-нравственных проблем. Притчи несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча будет уместна и при психологическом консультировании, и на родительском собрании, и на педагогическом совете, и, конечно, на тренинговом занятии.
Психолог в школе это практик, который живет школьной жизнью и занимается многими психолого-педагогическими проблемами. Когда ты понимаешь, что ты с радостью идёшь в родную школу, и, что тебя там ждут и радуются встрече с тобой, то убеждаешься в правильности выбранной тобой профессии.
Педагоги школы – понимающие люди. В сотрудничестве с ними психолог «может горы свернуть». К сожалению, актуальна проблема эмоционального выгорания педагогов. Клуб «Женская академия» помогает моим коллегам сохранять свое психическое и физическое здоровье.
Замечательно, что в нашей жизни появился компьютер – один из источников информации, а, значит, и развития интеллектуальной сферы. Но только в общении на уровне чувств и эмоций ты можешь понять динамику развития ребенка. Занятия Арт-терапией, Сказкотерапией, Образовательной кинесиологией дают возможность корректировать и гармонично формировать личность человека.
Психолог – непростая профессия, ведь он вкладывает в людей частичку себя, а это подтверждает то, что главное орудие психолога – его личность. Он должен всё время развиваться и быть интересным для окружающих. Ведь только познавая себя, ты способен познать других.
Савушкина Валентина Викторовна, педагог-психолог Средней школы №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова, города Щёкино Тульской области