выполнила:
педагог-психолог
Шмарихина Юлия Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Родничок» города Белово
Кемеровская область
город Белово
Психологическая поддержка детей с нарушением в интеллекте
Опыт работы
Белово 2019
Автор-составитель Шмарихина Юлия Викторовна , педагог-психолог
В описании опыта работы представлен материал по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Адресована педагогам-психологам, осуществляющим коррекционную деятельность.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………4
Развитие эмоционально - волевой сферы детей с нарушением в интеллекте…...7
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………………..13
Приложение…………………………………………………………………………14
Введение
Проблема воспитания и обучения дошкольников с нарушением в интеллекте является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды.
Детский сад № 32 является образовательным учреждением комбинированного вида . Общее количество специализированных групп - 1. В группе 20 детей имеющих разный возраст (от 3 до 8 лет) и разный диагноз (РДА, ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и др.).
В процессе психологической коррекции детей с нарушением в интеллекте необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто¬ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Данному вопросу отводится большое место в работах И.И. Мамайчук , «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», а так же в работах В.В.Лебединского ,О.С. Никольской , «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». Авторы отмечают, что каждая форма отклоненного развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне¬го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек¬ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви¬тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак¬тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор¬мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де¬ятельности, контроля, интеллекту¬альных функций. [10, с. 11].
С этой целью в детском саду № 32 разработана программа с включением коррекционного раздела по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением в интеллекте. За основу взята программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающие обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой , и программа О.В. Хухлавой « Тропинка к своему я» .
Приоритетным направлением деятельности детского сада № 32 по реализации основной общеобразовательной программы является коррекционное развитие детей с нарушением в интеллекте. В реализации программы участвуют квалифицированные специалисты: педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель- логопед, воспитатели, медицинские работники, руководитель по музыкальному воспитанию.
В данный момент существует проблема, связанная с тем, что в специализированной группе находятся дети разного возраста и дети с разным диагнозом. В работе с такими детьми необходимо учитывать, как возрастные особенности, так и в большей степени специфические особенности болезни ребенка.
Задачи:
• содействовать повышению психологической компетентности по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и развития эмоционально- волевой сферы;
• осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми специализированной группы по развитию эмоционально-волевой сферы;
Развитие эмоционально- волевой сферы детей ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Таким образом, для ребенка с нарушением в интеллекте эмоционально-волевая сфера приобретает особенное значение для дальнейшего развития ребенка, а так же как пишет Лебединский В.В., Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С.Выгот¬ский (1960) предложил различать в аномальном раз¬витии две группы симптомов: первичные — наруше¬ния, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. [ 15 с.23].
Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения
Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важных аспектов воспитания ребенка.
Анализ результатов диагностики, проводимой педагогом-психологом в начале учебного года, показал, что только у 70% детей специализированный группы высокий уровень тревожности; Низкий уровень сформированности произвольности поведения, низкий уровень развитие навыков саморегуляции у 95% воспитанников, высокий уровень предпосылок формирования неврозов и неврозоподобных состояний (часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.) – 80% воспитанников.
Важнейшей задачей психолога , является профилактика развития вторичных дефектов и обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей с ОВЗ .
На мой взгляд для создания наиболее благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения, необходимо работать в следующих направлениях. С семьёй, с воспитателями, с детьми.
В содержание работы с родителями входит консультативная и просветительская деятельность. Используются следующие формы работы:
• индивидуальные и групповые консультации, на которых психолог не только знакомит родителей с результатами диагностики, но и даёт необходимые рекомендации по взаимодействию с детьми;
• тренинг- группа «Я и мой ребенок », способствует созданию условий для доверительных отношений между родителями, снижает неуверенность родителей в вопросах воспитания ребенка, так как каждый родитель может поделиться своим опытом, помогает родителям принять своего ребенка таким какой он есть. (Приложение 1);
• информационные уголки позволяют знакомить родителей с разнообразными приемами взаимодействия с детьми (« Страхи аутичных детей »и др.) (Приложение 2);
• памятки, буклеты - эта форма удобна тем, что родители могут использовать рекомендации педагога-психолога в семейных условиях («Психологические приемы поддержки детей» и др.) (Приложение 3).
Работа с родителями видеться как одна из наиболее необходимых, так как многие родители имеющие детей с ОВЗ, не идут на контакт, отрицают болезнь детей, испытывают тревогу и страх, или не принимают своих детей такими какие они есть.
Работа с педагогами носит информационный характер, способствует профилактике эмоциональных нарушений у детей.
• познакомить с особенностями и закономерностями развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением в интеллекте;
• проводятся групповые занятия с воспитателями, с целью обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, овладения навыками практического самопознания. Способствовать развитию личностно- значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, гибкости установок;
• индивидуальные, групповые консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
При разработке диагностического комплекса методик исхожу из основных принципов психолого-педагогической диагностики: системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность, прогностичность, оптимизация форм и методов диагностики, сочетание её констатирующей и коррекционно-развивающей функций, доступность методик и процедур.
В настоящее время существует большое количество программ, методических пособий, разработок практической направленности по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, но в них не делается акцент на специально организованные, целенаправленные занятия с детьми с нарушением в интеллекте.
В связи с этим возникла необходимость создания программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с отклонением в развитии «Учимся общаться ». Разработана на основе программы по развитию эмоционально- волевой сферы детей О.В. Хухлаевой « Тропинка к своему я ». Психологические этюды, предлагаемые данной методикой, не только помогают детям осознать основные человеческие чувства, такие как радость, грусть, страх, злость, любовь, но и учат контролировать своё эмоциональное состояние.
У них сформируются начальные навыки саморегуляции, положительный образ своего тела, дети научатся принимать себя такими, какие они есть.
Цель программы : Знакомство детей с чувствами и эмоциями, помочь прожить и понять свои собственные эмоциональные состояния.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с эмоциями.
2. Способствовать выражению своих эмоций и понимания их.
3. Создание психологически комфортного пребывания в группе.
В ходе реализации программы активно используются: ролевые игры построены на понимании необходимости ро¬левого развития человека; коммуникативные игры, используемые в программе, де¬лятся на три группы:
1) игры, направленные на формирова¬ние у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное эмоциональное «поглажива¬ние»;
2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
3) игры, обучающие умению сотрудничать;
4) игры и упражнения на обыгрывание положительных и отрицательных эмоция, с целью вырабатывания общего эмоционального фона.
Занятия проводиться психологом один раз в неделю в течение всего года.
Для детей с нарушением в интеллекте рекомендуемое время продолжительности— 10 -15 минут. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на не¬котором расстоянии от купола. Это дает возможность ведуще¬му держать в поле своего вниманию всю группу, а детям — хорошо его видеть. Занятия проходят в мини- группах по 4- 5 человек в каждой( учитывается возраст детей и особенности дефекта) .
Перейти к публикациям в печатном сборнике "Мудрец"
Заключение
Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы показал низкий показатель продуктивности данной программы, что поспособствовало в дальнейшем разработке программы комплексного сопровождения детей с ранним детским аутизмом « Волшебные ниточки», направлена на развитие эмоциональной и познавательной сфер дошкольников с диагнозом ранний детский аутизм. Данная программа находиться в разработке совместно с учителем- дефектологом.
Так же необходимым видится работа с некоторой категорией детей в индивидуальном формате, например, дети имеющие диагноз ЗПР.
В группе находились дети, которые по окончании детского сада, пошли в общеобразовательную школу. С ними проводилась работа по развитию познавательных процессов в индивидуальной форме.
Наиболее благотворная работа проходила в направлении с родителями, в рамках тренинга « Я и мой ребенок», родители выпустившихся детей , отмечали необходимость подобных мероприятий.
В работе с воспитателями так же видится позитивная динамика, педагоги стали более открыты. По результатам диагностики, снизился уровень тревожности, они стали более эмпатичны к детям. Воспитатели так же отмечают необходимость в групповых занятиях с психологом.
Литература
1. Белопольская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспевае¬мостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 2002.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 2002.
3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М.,2003.
4. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999.
5. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.
6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
7. Корнеев А. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиа-гностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 2001.
8. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
9. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нару¬шениями общения. — М., 1989.
10. Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.
11. Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмо-циональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4.
12. Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Между-народная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Те¬зисы докладов. — М., 1998.
13. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т — М 2002.
Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Ро-зановой, Н.В.Яшковой. — М., 2000
Приложение 1
Содержание первой встречи тренинг- группы « Я и мой ребенок»
Цель группы : Снижение тревожности у родителей воспитывающих детей с отклонением в развитии. Создание благоприятной и дружелюбной атмосферы в группе для совместного решения поставленных задач.
1 встреча. Знакомство.
Цель встречи: Знакомство и сплочение участников группы.
Материалы:
1. Релаксационная музыка.
2. Бейджики.
3. Карандаши, фломастеры.
4. Газеты.
План:
1. Знакомство с психологом и правилами поведения на тренинге.
2. Расстановка приблизительных целей и приоритетов группы.
3. Игра « Я и мое имя».
Каждый участник пишет имя на бейджике, а потом называет его группе, давая себе характеристику, на каждую букву в имени.
4.Упражнение « Надувная кукла»
Это упражнение нацелено на преодоление скованности и напряжения участников группы.
Ведущий играет роль « насоса», делая движения руками, имитирующие работу с насосам. Участники группы сначала расслаблены, а с каждым движение насоса как бы « надуваются».
5.Упражнение « Печатная машинка»
Участники загадывают слово или фразу. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами хлопает в ладоши.
6.Упражнение « Без масок»
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Задача участника, закончить фразу. Такой вид упражнений позволяет участникам лучше узнать друг друга, а так же узнать и о себе что то новое.
7. Упражнение « Цвет эмоций».
Выбирается водящий , по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением и эмоциональным состоянием пытаются изобразить этот цвет. А водящий должен отгадать.
8. Упражнение « Снежный бой».
Группа делиться на две команды, им раздаются газеты, из них делают шарики и начинается бой бумажными шариками. Этот вид упражнения способствует снятию психологических барьеров.
Заключительный этап, рефлексионный. Каждый из участников делиться своими впечатлениями и чувствами.
Приложение 2
Консультация для родителей на тему» Страхи аутичных детей»
У детей с аутизмом, в отличие от здоровых детей, наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Возникнув однажды, страх у ребенка с аутизмом впоследствии не исчезает и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни. Страхи, которые появляются у детей с аутизмом в раннем возрасте, отличаются неконкретностью, диффуз-ностью и часто не имеют причины, возникая на фоне общей тревоги и беспокойства, вместе с тем объектов страха у детей с аутизмом чрезвычайно много. Нередко ребенок боится определенных предметов и явлений: это может быть шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.
Страхи у детей с аутизмом могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внутренним факторам относятся гиперчувствительность ребенка с аутизмом, которая проявляется в повышенной чувствительности к звуковым, световым, тактильным, вестибулярным и другим сенсорным воздействиям. Например, у большинства людей свет и звук люминесцентной лампы в помещении не вызывают неприятных ощущений, в то время как для ребенка с аутизмом они могут оказаться чрезмерно неприятными, стать источником эмоционального дискомфорта.
Внешние причины страхов у детей с аутизмом можно условно разделить на две группы. В первом случае объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в аффективных переживаниях ребенка, то есть опасность как бы переоценивается ребенком. Такого рода страхи — их называют сверхценными — могут наблюдаться и у здоровых детей. Однако если у здоровых детей повторные взаимодействия с пугающим объектом уменьшают страх, то у детей с аутизмом, наоборот, усиливают его, повышают фиксацию на источнике страха, делают страх устойчивым. Ко второй группе можно отнести страхи, которые могут быть связаны с реальным пугающим событием.
В связи с этим становится очевидным, что крайне важно своевременное, или раннее, выявление страхов у детей. В преддошкольном возрасте (до развития экспрессивной речи) определить наличие страха у детей возможно только по особенностям их поведения. Радикалами страхов у детей в этот возрастной период являются:
• повышение мышечного тонуса;
• немотивированные крики;
• замирание или внезапное «бегство» от предмета;
• закрывание глаз, затыкание ушей;
• искажение лица и пр.
1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста и обусловленные реакцией ребенка на реальную, значимую опасность (например, боязнь остаться одному, потерять мать, страх чужих людей, незнакомой обстановки). Такие страхи наблюдаются у 28% детей с ранним детским аутизмом.
2. Страхи, обусловленные характерной для детей с аутизмом аффективной и сенсорной гиперчувствительностью. Такие страхи наблюдаются значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх различных бытовых шумов (пылесоса, шума воды и пр.), зрительных, тактильных раздражителей: света люстры, попадания на тело комаров или др. объектов. Ряд страхов связан с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере: объектами страха становятся незнакомые люди, новые места и пр.
3.Неадекватные бредоподобные страхи, возникающие в связи с крайней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутичного ребенка об окружающем его мире.
Приложение 3
Психологические приемы поддержки детей
Маленькие советы
Первый совет: наблюдайте ребёнка, анализируйте и замечайте, что ему нравится, а что вызывает плач, протест, отторжение. Будьте с ребёнком единым целым: чувствуйте его и понимайте. Иногда родители могут рассказать врачу и педагогу гораздо больше, чем те поведают родителям. Надо верить в себя, осознавать свой долг и свято следовать ему.
Второй совет: кажется простым и сложным одновременно. Ребёнка нужно включить во взаимодействие, т.е. получить от него ответную реакцию.
Третий совет: будьте с ребёнком спокойны, терпеливы, выдержанны в любой ситуации. Если у него что-то не получается, ищите причину прежде всего в себе: нет ли с вашей стороны перегибов, недопонимания, контрастности родительских влияний и проявлений. Даже взрослый человек страдает, когда его радостные ожидания сталкиваются с печальной действительностью. Но особенно разрушительно это действует на ребёнка. Жизнь беспечальной и бесконфликтной не бывает, поэтому быть всегда спокойным, уравновешенным сложно.
Главное - научиться понимать и любить ребёнка. Воспитание ребёнка начинается с первого дня рождения и даже до его рождения. Родители наблюдают за ребёнком, анализируют его действия. Они могут знать особенности и потребности ребёнка лучше других.
Ребёнок включается во взаимодействие. Он выполняет действия совместно, по образцу, показу, при оказании полной, частичной помощи.
Ребёнку обеспечиваются положительные эмоции. Родители допускают ошибки: впадают в уныние, сомневаются, теряют себя как индивидуальность. Важно надеяться, действовать и ждать.