ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Шмарихина Юлия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Родничок» города Белово

Кемеровская область

город Белово

 Психологическая поддержка детей с нарушением в интеллекте
Опыт работы

 

 Белово 2019
Автор-составитель Шмарихина Юлия Викторовна , педагог-психолог

В описании опыта работы представлен материал по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Адресована педагогам-психологам, осуществляющим коррекционную деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
Развитие эмоционально - волевой сферы детей с нарушением в интеллекте…...7
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………………..13
Приложение…………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

Введение
Проблема воспитания и обучения дошкольников с нарушением в интеллекте является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды.
Детский сад № 32 является образовательным учреждением комбинированного вида . Общее количество специализированных групп - 1. В группе 20 детей имеющих разный возраст (от 3 до 8 лет) и разный диагноз (РДА, ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и др.).
В процессе психологической коррекции детей с нарушением в интеллекте необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто¬ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Данному вопросу отводится большое место в работах И.И. Мамайчук , «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», а так же в работах В.В.Лебединского ,О.С. Никольской , «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». Авторы отмечают, что каждая форма отклоненного развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне¬го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек¬ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви¬тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак¬тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор¬мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де¬ятельности, контроля, интеллекту¬альных функций. [10, с. 11].
С этой целью в детском саду № 32 разработана программа с включением коррекционного раздела по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением в интеллекте. За основу взята программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающие обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой , и программа О.В. Хухлавой « Тропинка к своему я» .
Приоритетным направлением деятельности детского сада № 32 по реализации основной общеобразовательной программы является коррекционное развитие детей с нарушением в интеллекте. В реализации программы участвуют квалифицированные специалисты: педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель- логопед, воспитатели, медицинские работники, руководитель по музыкальному воспитанию.
В данный момент существует проблема, связанная с тем, что в специализированной группе находятся дети разного возраста и дети с разным диагнозом. В работе с такими детьми необходимо учитывать, как возрастные особенности, так и в большей степени специфические особенности болезни ребенка.
Задачи:
• содействовать повышению психологической компетентности по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и развития эмоционально- волевой сферы;
• осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми специализированной группы по развитию эмоционально-волевой сферы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие эмоционально- волевой сферы детей ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Таким образом, для ребенка с нарушением в интеллекте эмоционально-волевая сфера приобретает особенное значение для дальнейшего развития ребенка, а так же как пишет Лебединский В.В., Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С.Выгот¬ский (1960) предложил различать в аномальном раз¬витии две группы симптомов: первичные — наруше¬ния, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. [ 15 с.23].
Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения
Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важных аспектов воспитания ребенка.
Анализ результатов диагностики, проводимой педагогом-психологом в начале учебного года, показал, что только у 70% детей специализированный группы высокий уровень тревожности; Низкий уровень сформированности произвольности поведения, низкий уровень развитие навыков саморегуляции у 95% воспитанников, высокий уровень предпосылок формирования неврозов и неврозоподобных состояний (часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.) – 80% воспитанников.
Важнейшей задачей психолога , является профилактика развития вторичных дефектов и обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей с ОВЗ .
На мой взгляд для создания наиболее благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения, необходимо работать в следующих направлениях. С семьёй, с воспитателями, с детьми.
В содержание работы с родителями входит консультативная и просветительская деятельность. Используются следующие формы работы:
• индивидуальные и групповые консультации, на которых психолог не только знакомит родителей с результатами диагностики, но и даёт необходимые рекомендации по взаимодействию с детьми;
• тренинг- группа «Я и мой ребенок », способствует созданию условий для доверительных отношений между родителями, снижает неуверенность родителей в вопросах воспитания ребенка, так как каждый родитель может поделиться своим опытом, помогает родителям принять своего ребенка таким какой он есть. (Приложение 1);
• информационные уголки позволяют знакомить родителей с разнообразными приемами взаимодействия с детьми (« Страхи аутичных детей »и др.) (Приложение 2);
• памятки, буклеты - эта форма удобна тем, что родители могут использовать рекомендации педагога-психолога в семейных условиях («Психологические приемы поддержки детей» и др.) (Приложение 3).
Работа с родителями видеться как одна из наиболее необходимых, так как многие родители имеющие детей с ОВЗ, не идут на контакт, отрицают болезнь детей, испытывают тревогу и страх, или не принимают своих детей такими какие они есть.
Работа с педагогами носит информационный характер, способствует профилактике эмоциональных нарушений у детей.
• познакомить с особенностями и закономерностями развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением в интеллекте;
• проводятся групповые занятия с воспитателями, с целью обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, овладения навыками практического самопознания. Способствовать развитию личностно- значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, гибкости установок;
• индивидуальные, групповые консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
При разработке диагностического комплекса методик исхожу из основных принципов психолого-педагогической диагностики: системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность, прогностичность, оптимизация форм и методов диагностики, сочетание её констатирующей и коррекционно-развивающей функций, доступность методик и процедур.
В настоящее время существует большое количество программ, методических пособий, разработок практической направленности по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, но в них не делается акцент на специально организованные, целенаправленные занятия с детьми с нарушением в интеллекте.
В связи с этим возникла необходимость создания программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с отклонением в развитии «Учимся общаться ». Разработана на основе программы по развитию эмоционально- волевой сферы детей О.В. Хухлаевой « Тропинка к своему я ». Психологические этюды, предлагаемые данной методикой, не только помогают детям осознать основные человеческие чувства, такие как радость, грусть, страх, злость, любовь, но и учат контролировать своё эмоциональное состояние.
У них сформируются начальные навыки саморегуляции, положительный образ своего тела, дети научатся принимать себя такими, какие они есть.
Цель программы : Знакомство детей с чувствами и эмоциями, помочь прожить и понять свои собственные эмоциональные состояния.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с эмоциями.
2. Способствовать выражению своих эмоций и понимания их.
3. Создание психологически комфортного пребывания в группе.
В ходе реализации программы активно используются: ролевые игры построены на понимании необходимости ро¬левого развития человека; коммуникативные игры, используемые в программе, де¬лятся на три группы:
1) игры, направленные на формирова¬ние у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное эмоциональное «поглажива¬ние»;
2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
3) игры, обучающие умению сотрудничать;
4) игры и упражнения на обыгрывание положительных и отрицательных эмоция, с целью вырабатывания общего эмоционального фона.
Занятия проводиться психологом один раз в неделю в течение всего года.
Для детей с нарушением в интеллекте рекомендуемое время продолжительности— 10 -15 минут. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на не¬котором расстоянии от купола. Это дает возможность ведуще¬му держать в поле своего вниманию всю группу, а детям — хорошо его видеть. Занятия проходят в мини- группах по 4- 5 человек в каждой( учитывается возраст детей и особенности дефекта) .

 

 

 

 

 Перейти к публикациям в печатном сборнике "Мудрец"

 

 

 

 

 


Заключение
Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы показал низкий показатель продуктивности данной программы, что поспособствовало в дальнейшем разработке программы комплексного сопровождения детей с ранним детским аутизмом « Волшебные ниточки», направлена на развитие эмоциональной и познавательной сфер дошкольников с диагнозом ранний детский аутизм. Данная программа находиться в разработке совместно с учителем- дефектологом.
Так же необходимым видится работа с некоторой категорией детей в индивидуальном формате, например, дети имеющие диагноз ЗПР.
В группе находились дети, которые по окончании детского сада, пошли в общеобразовательную школу. С ними проводилась работа по развитию познавательных процессов в индивидуальной форме.
Наиболее благотворная работа проходила в направлении с родителями, в рамках тренинга « Я и мой ребенок», родители выпустившихся детей , отмечали необходимость подобных мероприятий.
В работе с воспитателями так же видится позитивная динамика, педагоги стали более открыты. По результатам диагностики, снизился уровень тревожности, они стали более эмпатичны к детям. Воспитатели так же отмечают необходимость в групповых занятиях с психологом.

 

 

 


Литература
1. Белопольская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспевае¬мостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 2002.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 2002.
3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М.,2003.
4. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999.
5. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.
6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
7. Корнеев А. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиа-гностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 2001.
8. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
9. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нару¬шениями общения. — М., 1989.
10. Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.
11. Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмо-циональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4.
12. Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Между-народная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Те¬зисы докладов. — М., 1998.
13. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т — М 2002.
Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Ро-зановой, Н.В.Яшковой. — М., 2000


Приложение 1
Содержание первой встречи тренинг- группы « Я и мой ребенок»
Цель группы : Снижение тревожности у родителей воспитывающих детей с отклонением в развитии. Создание благоприятной и дружелюбной атмосферы в группе для совместного решения поставленных задач.
1 встреча. Знакомство.
Цель встречи: Знакомство и сплочение участников группы.
Материалы:
1. Релаксационная музыка.
2. Бейджики.
3. Карандаши, фломастеры.
4. Газеты.
План:
1. Знакомство с психологом и правилами поведения на тренинге.
2. Расстановка приблизительных целей и приоритетов группы.
3. Игра « Я и мое имя».
Каждый участник пишет имя на бейджике, а потом называет его группе, давая себе характеристику, на каждую букву в имени.
4.Упражнение « Надувная кукла»
Это упражнение нацелено на преодоление скованности и напряжения участников группы.
Ведущий играет роль « насоса», делая движения руками, имитирующие работу с насосам. Участники группы сначала расслаблены, а с каждым движение насоса как бы « надуваются».
5.Упражнение « Печатная машинка»
Участники загадывают слово или фразу. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами хлопает в ладоши.
6.Упражнение « Без масок»
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Задача участника, закончить фразу. Такой вид упражнений позволяет участникам лучше узнать друг друга, а так же узнать и о себе что то новое.
7. Упражнение « Цвет эмоций».
Выбирается водящий , по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением и эмоциональным состоянием пытаются изобразить этот цвет. А водящий должен отгадать.
8. Упражнение « Снежный бой».
Группа делиться на две команды, им раздаются газеты, из них делают шарики и начинается бой бумажными шариками. Этот вид упражнения способствует снятию психологических барьеров.
Заключительный этап, рефлексионный. Каждый из участников делиться своими впечатлениями и чувствами.

 

 

 

 


Приложение 2
Консультация для родителей на тему» Страхи аутичных детей»
У детей с аутизмом, в отличие от здоровых детей, наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Возникнув однажды, страх у ребенка с аутизмом впоследствии не исчезает и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни. Страхи, которые появляются у детей с аутизмом в раннем возрасте, отличаются неконкретностью, диффуз-ностью и часто не имеют причины, возникая на фоне общей тревоги и беспокойства, вместе с тем объектов страха у детей с аутизмом чрезвычайно много. Нередко ребенок боится определенных предметов и явлений: это может быть шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.
Страхи у детей с аутизмом могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внутренним факторам относятся гиперчувствительность ребенка с аутизмом, которая проявляется в повышенной чувствительности к звуковым, световым, тактильным, вестибулярным и другим сенсорным воздействиям. Например, у большинства людей свет и звук люминесцентной лампы в помещении не вызывают неприятных ощущений, в то время как для ребенка с аутизмом они могут оказаться чрезмерно неприятными, стать источником эмоционального дискомфорта.
Внешние причины страхов у детей с аутизмом можно условно разделить на две группы. В первом случае объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в аффективных переживаниях ребенка, то есть опасность как бы переоценивается ребенком. Такого рода страхи — их называют сверхценными — могут наблюдаться и у здоровых детей. Однако если у здоровых детей повторные взаимодействия с пугающим объектом уменьшают страх, то у детей с аутизмом, наоборот, усиливают его, повышают фиксацию на источнике страха, делают страх устойчивым. Ко второй группе можно отнести страхи, которые могут быть связаны с реальным пугающим событием.
В связи с этим становится очевидным, что крайне важно своевременное, или раннее, выявление страхов у детей. В преддошкольном возрасте (до развития экспрессивной речи) определить наличие страха у детей возможно только по особенностям их поведения. Радикалами страхов у детей в этот возрастной период являются:
• повышение мышечного тонуса;
• немотивированные крики;
• замирание или внезапное «бегство» от предмета;
• закрывание глаз, затыкание ушей;
• искажение лица и пр.
1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста и обусловленные реакцией ребенка на реальную, значимую опасность (например, боязнь остаться одному, потерять мать, страх чужих людей, незнакомой обстановки). Такие страхи наблюдаются у 28% детей с ранним детским аутизмом.
2. Страхи, обусловленные характерной для детей с аутизмом аффективной и сенсорной гиперчувствительностью. Такие страхи наблюдаются значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх различных бытовых шумов (пылесоса, шума воды и пр.), зрительных, тактильных раздражителей: света люстры, попадания на тело комаров или др. объектов. Ряд страхов связан с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере: объектами страха становятся незнакомые люди, новые места и пр.
3.Неадекватные бредоподобные страхи, возникающие в связи с крайней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутичного ребенка об окружающем его мире.

 

 

 

 


Приложение 3
Психологические приемы поддержки детей
Маленькие советы

Первый совет: наблюдайте ребёнка, анализируйте и замечайте, что ему нравится, а что вызывает плач, протест, отторжение. Будьте с ребёнком единым целым: чувствуйте его и понимайте. Иногда родители могут рассказать врачу и педагогу гораздо больше, чем те поведают родителям. Надо верить в себя, осознавать свой долг и свято следовать ему.
Второй совет: кажется простым и сложным одновременно. Ребёнка нужно включить во взаимодействие, т.е. получить от него ответную реакцию.
Третий совет: будьте с ребёнком спокойны, терпеливы, выдержанны в любой ситуации. Если у него что-то не получается, ищите причину прежде всего в себе: нет ли с вашей стороны перегибов, недопонимания, контрастности родительских влияний и проявлений. Даже взрослый человек страдает, когда его радостные ожидания сталкиваются с печальной действительностью. Но особенно разрушительно это действует на ребёнка. Жизнь беспечальной и бесконфликтной не бывает, поэтому быть всегда спокойным, уравновешенным сложно.
Главное - научиться понимать и любить ребёнка. Воспитание ребёнка начинается с первого дня рождения и даже до его рождения. Родители наблюдают за ребёнком, анализируют его действия. Они могут знать особенности и потребности ребёнка лучше других.
Ребёнок включается во взаимодействие. Он выполняет действия совместно, по образцу, показу, при оказании полной, частичной помощи.
Ребёнку обеспечиваются положительные эмоции. Родители допускают ошибки: впадают в уныние, сомневаются, теряют себя как индивидуальность. Важно надеяться, действовать и ждать.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.