выполнила:
Виленчук Надежда Андреевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
Гражданственность (греческий патрис - отечество) - это морально-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь и преданность Отечеству, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание гражданственности имеет глубокие теоретические традиции, уходящие в глубь веков. Уже у Платона есть основания полагать, что родина более ценна, чем отец и мать. В более развитой форме любовь к отечеству как высшая ценность рассматривается в работах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и другие.
В последние годы все более распространенным в этой области становится понимание гражданственности как важнейшей ценности, объединяющей не только социальные, но и духовные, моральные, культурные, исторические и другие составляющие. Подводя итог, можно дать следующее определение: гражданственность является одной из наиболее значимых, устойчивых ценностей, присущих всем сферам общества и государства, является важнейшим духовным наследием личности, характеризует высочайший уровень его развития и проявляется в своем активе а также самореализация на благо отечества [5, 73 ].
Гражданственность олицетворяет любовь к своему Отечеству, преемственность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, привлекательными и неотделимыми из-за своей уникальности и незаменимости, составляющих духовно-нравственную основу личности, формирующих ее гражданскую позицию и потребность в порядочном, бескорыстном служении Родине.
Формирование гражданственности детей является одной из основных задач учреждения дошкольного воспитания. Это сложный педагогический процесс, основанный на развитии нравственных чувств [5, 74 ].
По мнению С.А. Козловой, формирование гражданственности детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, развивать патриотические чувства, развивать нравственные навыки и привычки, а также развивать потребность в хорошей деятельности.
Л.Е. Никонов в научно-методических сборниках определяет формирование гражданственности - это процесс усвоения наследия традиционной национальной культуры, формирования отношения к стране, где живет человек [12, 48 ].
Н. Ипполитова считает, что формирование гражданственности - это процесс взаимодействия воспитателей и учеников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью формирования гражданственности является формирование основ гражданственности как нравственного качества личности, развития высокой социальной активности в человеке, гражданской ответственности, духовности, формирования личности с положительными ценностями и качествами, способной проявить их в творческом процессе в интересах Отечества; воспитание верного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своей работой и защищать его интересы.
Гражданственность можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и опыта ее духовной связи с ней, необходимости и стремления сохранить свою честь и достоинство в любых условиях, чтобы укрепить свою власть практическими делами и независимостью [12, 49 ].
Однако необходимо более детально уточнить содержание гражданственности. В частности, гражданственность включает в себя: чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос; уважение к родному языку; забота об интересах родины; проявление гражданских чувств и преданности Родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивая ее свободу и независимость; уважение исторического прошлого Родины и унаследованных от нее традиций; желание посвятить свою работу, силы и умение процветать родине [12, 50].
Но чувство гражданственности у людей не возникает само по себе. Это является результатом долгосрочного целенаправленного образовательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, которое формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом сообществе.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью своей семьи, своей нации, своей родины. Поэтому именно с дошкольного возраста нужно воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывать им истинные ценности семьи, нации и родины.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания гражданственности, поскольку дошкольника отличает уверенность во взрослой жизни; ему присущи подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Л.Н. Толстой К.Д. Ушинский Е.И. Водовозова Считается, что гражданственность следует начинать у детей дошкольного возраста. Центральной идеей образования была идея национальности.
В 60-70-х гг. Понимание гражданственности в 20 веке стало неотъемлемой частью концепции морали. Основное внимание было уделено знаниям ребенка своей страны. В это время были исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Следует понимать , что в дошкольном возрасте моральные качества не могут быть полностью сформированы - все только зарождается: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства и гражданственности. Тем не менее , почти все качества происходят в дошкольном возрасте [8, 24].
В связи с этим в Концепции дошкольного воспитания подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возраста, национальной культуры и традиций народа.
В формировании гражданственности можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный гражданственность выражается словами: «Я люблю свою Родину, за которую не знаю себя».
2 этап. Потребность в любви. Этот этап можно охарактеризовать как привязанность к социальной среде - к окружающим людям с их менталитетом, обычаями, отношениями, законами. Следует также отметить, что родина - это не только страна со своим языком, историей, обычаями, но и люди, населяющие ее.
3 этап. Привязанность к физической среде с ее реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в страсти к окружающей природе, играх с первых лет жизни, вызывающих приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4 этап. Привязанность к духовной среде: народному искусству, литературе, искусству, науке. Важнейшим компонентом гражданственности являются также знания и уважение к родному языку.
5 этап. Этот этап характеризуется формированием гражданственности как высшим проявлением гражданственности. Важно поставить вопрос о гармонизации прав детей и взрослых в семье.
6 этап. Изучение историко-культурного развития других народов в условиях перехода от идеи своего народа к идее народа и государства в целом. На данном этапе между патриотическим и международным образованием молодого поколения существует органическая связь. Отличительной чертой гражданственности является исключение враждебности по отношению к другим народам и готовности человека работать на все человечество, если он может принести ему пользу.
7 этап. Активный характер гражданственности проявляется в практической деятельности на благо отечества [8, 26 ].
Основным этапом формирования гражданственности среди детей должно стать накопление ребенком социального жизненного опыта на своей родине и усвоение принятых в нем норм поведения и отношений.
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает одним из важнейших условий воспитания гражданственности уже на этапе дошкольного детства. Но это становится таковым с целенаправленной педагогической работой, которая предполагает вовлечение детей в различные виды деятельности и использование специальных методов и приемов воздействия на эмоциональную сферу ребенка. [24, 67 ].
Исследователь Е. Ривина считает, что молодое поколение нужно учить искренне уважать государственный герб, флаг,гимн . С раннего детства необходимо формировать у детей правильные представления о важнейших нравственных ценностях.
Гражданственность - это одно из моральных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте и, как и любое моральное качество, включает в себя:
¾ контентная составляющая - это овладение детьми доступа к их возрасту объемом идей и представлений об окружающем мире: социальной структуре общества, жизни людей, истории страны, культуре, традициях людей, характер родного края, выработка правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
¾ эмоционально мотивирующий - переживание личности с позитивным эмоциональным отношением к усвоенным знаниям, окружающему вас миру, любви к своему родному городу (деревне), земле, стране, гордости трудовыми и военными успехами народа, уважению к историческому прошлому своей родины восхищение народным творчеством, любовь к родному языку, природа родного края;
¾ активный компонент является реализацией эмоционально войлока и сознательное знание, наличие комплекса морально-волевых качеств, развитие которых обеспечивает эффективное отношение к окружающей среде [24, 68].
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- Формирование системы знаний о своей родине у детей, которая может быть представлена следующим образом: естественная история и географическая информация, информация о жизни их людей, социальная информация, некоторые исторические сведения.
- Воспитание у дошкольников интереса к окружающему их миру, эмоционального реагирования на события в общественной жизни. Он включает в себя активацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родственникам и друзьям, родной город, уважение к истории людей, восхищение произведениями народного творчества, любовь к природе и ненависть к врагам.
- Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Включает в себя формирование определенных навыков у детей: способность отражать накопленные знания в игре, художественную и трудовую деятельность, способность участвовать в социально ориентированной работе, способность заботиться о природе, результаты других, способность отражать знание в речи, общении с взрослые и сверстники.
Перейти к публикациям для педагогов
Решая задачи патриотического воспитания, каждый учитель должен организовать свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей с учетом следующих принципов:
¾ «Позитивный центризм» (выбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
¾ преемственность и преемственность педагогического процесса;
¾ дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, способностей и интересов;
¾ рациональное сочетание различных видов деятельности, соответствующим возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
¾ деятельность подход;
¾ проявляющий характер обучения [15, 60] ,
В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно сложна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы гражданственности и гражданства не считаются важными и зачастую вызывают только недоумение. Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений работы. Все предметы образования: семья, учителя, персонал, этнические общины, общественные организации, средства массовой информации - в процессе взаимодействия превращаются в целостную, единую систему, которая влияет на человека. Однако роль семьи как исконного Отечества невозможно переоценить.