ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Виленчук Надежда Андреевна

воспитатель

МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе

Гражданственность (греческий   патрис   - отечество) - это морально-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь и преданность Отечеству, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.   Понимание гражданственности имеет глубокие теоретические традиции, уходящие в глубь веков.  Уже у Платона есть основания полагать, что родина более ценна, чем отец и мать.   В более развитой форме любовь к отечеству как высшая ценность рассматривается в работах таких мыслителей, как Макиавелли,   Крижанич, Руссо, Фихте и другие.

В последние годы все более распространенным в этой области становится понимание гражданственности как важнейшей ценности, объединяющей не только социальные, но и духовные, моральные, культурные, исторические и другие составляющие.   Подводя итог, можно дать следующее определение: гражданственность является одной из наиболее значимых, устойчивых ценностей, присущих всем сферам общества и государства, является важнейшим духовным наследием личности, характеризует высочайший уровень его развития и проявляется в своем активе   а также   самореализация на благо отечества   [5, 73 ].

Гражданственность олицетворяет любовь к своему Отечеству, преемственность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, привлекательными и неотделимыми из-за своей уникальности и незаменимости, составляющих духовно-нравственную основу личности, формирующих ее гражданскую позицию и потребность в порядочном, бескорыстном служении Родине.

Формирование гражданственности детей является одной из основных задач учреждения дошкольного воспитания.   Это сложный педагогический процесс, основанный на развитии нравственных чувств   [5, 74 ].

По мнению С.А. Козловой, формирование гражданственности детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине,   развивать патриотические чувства, развивать нравственные навыки и привычки, а также развивать потребность в хорошей деятельности.

Л.Е. Никонов в научно-методических сборниках определяет формирование гражданственности - это процесс усвоения наследия традиционной национальной культуры, формирования отношения к стране, где живет человек   [12, 48 ].

Н. Ипполитова  считает, что формирование гражданственности - это процесс взаимодействия воспитателей и учеников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью формирования гражданственности является   формирование   основ гражданственности как нравственного качества личности, развития высокой социальной активности в человеке, гражданской ответственности, духовности, формирования личности с положительными ценностями и качествами, способной проявить их в творческом процессе в интересах Отечества;   воспитание верного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своей работой и защищать его интересы.

Гражданственность можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и опыта ее духовной связи с ней, необходимости и стремления сохранить свою честь и достоинство в любых условиях, чтобы укрепить свою власть практическими делами и независимостью   [12, 49 ].

Однако необходимо более детально уточнить содержание гражданственности.   В частности, гражданственность включает в себя: чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;   уважение к родному языку;   забота об интересах родины;  проявление гражданских чувств и преданности Родине;   гордость за ее социальные и культурные достижения;   отстаивая ее свободу и независимость;   уважение исторического прошлого Родины и унаследованных от нее традиций;   желание посвятить свою работу, силы и умение процветать родине   [12, 50].

Но чувство гражданственности у людей не возникает само по себе.   Это является результатом долгосрочного целенаправленного образовательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, которое формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом сообществе.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью своей семьи, своей нации, своей родины.   Поэтому именно с дошкольного возраста нужно воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывать им истинные ценности семьи, нации и родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания гражданственности, поскольку дошкольника отличает уверенность во взрослой жизни; ему присущи подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.   Знания, впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н.   Толстой К.Д.   Ушинский Е.И.   Водовозова   Считается, что гражданственность следует начинать у детей дошкольного возраста.   Центральной идеей образования была идея национальности.

В 60-70-х гг.   Понимание гражданственности в 20 веке стало неотъемлемой частью концепции морали.   Основное внимание было уделено знаниям ребенка своей страны.   В это время были исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.    Следует понимать , что в дошкольном возрасте моральные качества не могут быть полностью сформированы - все только зарождается: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства и гражданственности.   Тем не менее , почти все качества происходят в дошкольном возрасте [8, 24].

В связи с этим в Концепции дошкольного воспитания подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возраста, национальной культуры и традиций народа.

В формировании гражданственности можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап.   Инстинктивный гражданственность выражается словами: «Я люблю свою Родину, за которую не знаю себя».

2 этап.   Потребность в любви. Этот этап можно охарактеризовать как привязанность к социальной среде - к окружающим людям с их менталитетом, обычаями, отношениями, законами. Следует также отметить, что родина - это не только страна со своим языком, историей, обычаями, но и люди, населяющие ее.

3 этап.   Привязанность к физической среде с ее реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в страсти к окружающей природе, играх с первых лет жизни, вызывающих приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

4 этап.   Привязанность к духовной среде: народному искусству, литературе, искусству, науке. Важнейшим компонентом гражданственности являются также знания и уважение к родному языку.

5 этап.   Этот этап характеризуется формированием гражданственности как высшим проявлением гражданственности.   Важно поставить вопрос о гармонизации прав детей и взрослых в семье.

6 этап.   Изучение историко-культурного развития других народов в условиях перехода от идеи своего народа к идее народа и государства в целом.   На данном этапе между патриотическим и международным образованием молодого поколения существует органическая связь.   Отличительной чертой гражданственности является исключение враждебности по отношению к другим народам и готовности человека работать на все человечество, если он может принести ему пользу.

7 этап.   Активный характер гражданственности проявляется в практической деятельности на благо отечества   [8, 26 ].

Основным этапом формирования гражданственности среди детей должно стать накопление ребенком социального жизненного опыта на своей родине и усвоение принятых в нем норм поведения и отношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает одним из важнейших условий воспитания гражданственности уже на этапе дошкольного детства.   Но это становится таковым с целенаправленной педагогической работой, которая предполагает вовлечение детей в различные виды деятельности и использование специальных методов и приемов воздействия на эмоциональную сферу ребенка.   [24, 67 ].

Исследователь Е. Ривина считает, что молодое поколение нужно учить искренне уважать государственный герб, флаг,гимн .   С раннего детства необходимо формировать у детей правильные представления о важнейших нравственных ценностях.

Гражданственность - это одно из моральных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте и, как и любое моральное качество, включает в себя:

¾         контентная составляющая - это овладение детьми доступа к их возрасту объемом идей и представлений об окружающем мире: социальной структуре общества, жизни людей, истории страны, культуре, традициях людей, характер родного края, выработка правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

¾         эмоционально мотивирующий   - переживание личности с позитивным эмоциональным отношением к усвоенным знаниям, окружающему вас миру, любви к своему родному городу (деревне), земле, стране, гордости трудовыми и военными успехами народа, уважению к историческому прошлому своей родины восхищение народным творчеством, любовь к родному языку, природа родного края;

¾         активный компонент является реализацией эмоционально войлока и сознательное знание, наличие комплекса морально-волевых качеств, развитие которых обеспечивает эффективное отношение к окружающей среде   [24, 68].

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование системы знаний о своей родине у детей, которая может быть представлена следующим образом: естественная история и географическая информация, информация о жизни их людей, социальная информация, некоторые исторические сведения.
  2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему их миру, эмоционального реагирования на события в общественной жизни.   Он включает в себя активацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родственникам и друзьям, родной город, уважение к истории людей, восхищение произведениями народного творчества, любовь к природе и ненависть к врагам.
  3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.   Включает в себя формирование определенных навыков у детей: способность отражать накопленные знания в игре, художественную и трудовую деятельность, способность участвовать в социально ориентированной работе, способность заботиться о природе, результаты других, способность отражать знание в речи, общении   с   взрослые и сверстники.

Перейти к публикациям для педагогов

 

Решая задачи патриотического воспитания, каждый учитель должен организовать свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей с учетом следующих принципов:

¾         «Позитивный центризм» (выбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

¾         преемственность и преемственность педагогического процесса;

¾         дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, способностей и интересов;

¾         рациональное сочетание различных видов деятельности, соответствующим возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

¾         деятельность   подход;

¾         проявляющий характер обучения   [15, 60]   ,

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно сложна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы гражданственности и гражданства не считаются важными и зачастую вызывают только недоумение.  Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений работы.   Все предметы образования: семья, учителя, персонал, этнические общины, общественные организации, средства массовой информации - в процессе взаимодействия превращаются в целостную, единую систему, которая влияет на человека.   Однако роль семьи как исконного Отечества невозможно переоценить.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.