ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Иванова Екатерина Сергеевна

г. Сочи

Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII—XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе — с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII—XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII—ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.

Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, в которых создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением и которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы, так как бюргерство завоевывало все новые права. Нарождавшаяся буржуазия, неустанно богатевшая на торговле, утверждала в культуре, и значит, в искусстве свои представления и вкусы со склонностью ко всему положительному, конкретному. Огромное влияние на умы оказывали сочинения отца логики как науки, величайшего философа древности Аристотеля, становившиеся известными в латинских переводах.

Процессы, которые развивались в общественной жизни государств Загадкой Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.

Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.

Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт, напоминающий латинскую букву "S".

Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру - она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы - появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г. ). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были : вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.

Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

Мужчины продолжали носить "пейзанские" прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.

Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.

Крестьяне, горожане стриглись "под скобку" , "в кружок". Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.

Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.

Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".

Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.

Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.

Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы , которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.

В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

В готическую эпоху красивым считался высокий чистый лоб и «лебединая» длинная шея. Чтобы соответствовать этому идеалу, дамы выбривали волосы в лобной зоне и на затылке, выщипывали брови, а иногда и ресницы. в печатном сборнике "Мудрец" Считается, что этот обычай ввела Изабелла Баварская, в короткое время он завоевал всю Западную Европу и не потерял своей актуальности даже в начальный период эпохи Возрождения.

Женские готические прически, как и головные уборы, были весьма разнообразны. Впрочем, дамы не отказались полностью от парикмахерских достижений романской эпохи. Например, женщины все так же продолжали укладывать заплетенные косы вокруг головы в виде обруча. Иногда на висках укладывали горизонтальные ряды, сложенные из кос, жгутов или небольших валиков, поддерживаемых лентами.

Но особой популярностью в период готики пользовались прически «Улитка» и «Бараний рог». В первом случае волосы разделяли на прямой пробор от лба до затылка, на висках перекручивали их вместе с лентой в жгут, после чего укладывали по кругу на висках. Аристократки дополнительно украшали прическу «Улитка» нитями из жемчуга или драгоценных камней.  Прическа «Бараний рог» делалась аналогично, с той только разницей, что вместо жгутов заплетались косы. 

В эту эпоху в парикмахерском искусстве стали использовать темплеты – несколько коротко подстриженных косичек. Выполняли прическу с темплетами следующим образом: делали прямой пробор только до макушки, с двух боков заплетали 3-4 косички, подстригали их на уровне подбородка или подгибали в середину. На затылке оставшиеся волосы расчесывали вверх и формировали из них небольшой узел.

Существовал и другой вариант прически с темплетами. Косички заплетались только на висках, затем их прятали в специальные футляры или сетки. Волосы от лба до макушки укладывали в несколько горизонтальных жгутов, а на затылке формировали все тот же узел.Несмотря на разнообразие сложных причесок, дамы, как и прежде, продолжают использовать покрывала, платки и вуали.

Прическа с «петлями» –  еще один вариант, к которому охотно прибегали средневековые модницы. Для этого волосы разделяли на прямой пробор, зачесывали вверх, заплетали косы, укладывая их по бокам в форме петель. Поскольку Церковь продолжала преследовать непокрытые волосы у замужних женщин, дамы придумали, каким образом можно было обойти церковный запрет: они «изобрели» барбет – длинную, широкую полоску ткани, которой перевязывали прическу. С одной стороны, волосы были вроде бы покрыты, а, с другой, давали возможность продемонстрировать прическу. Нередко барбет надевался вместе с высоким шарфом, закрывавшим шею и доходившим порой до ушей. Он назывался горж. 

У мужчин модными считались длинные волосы с подкрученными вверх концами, что делало прическу похожей на колокол. Но бывали также прически средней длины с ровно подстриженными на затылке волосами и короткой челкой. Щеголи, наравне с дамами, завивали волосы разогретыми щипцами в пышные кудри, за что нещадно клеймились блюстителями нравов.

Таким образом, женские готические прически действительно отличались большим разнообразием: от мудреных укладок до высоко выбритых на лбу волос. Мужчины же предпочитали носить длинные до плеч волосы с завитыми вверх концами.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.