выполнила:
Павлова Полина Викторовна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №57 г. Мурманска
Мурманская область
г. Мурманск
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу взаимодействия специалиста (педагога-психолога) дошкольного образовательного учреждения и родителей. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы педагога-психолога и семьи. Работа по взаимодействию педагога-психолога с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Статья раскрывает содержание понятия «активные формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия педагога-психолога с семьёй. К ним относятся: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные и досуговые. Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений, педагогам-психологам.
Ключевые слова: Сотрудничество, содружество, взаимодействие, формы
взаимодействия, семья, дошкольное учреждение, педагог-психолог.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы дошкольной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
В основе взаимодействия педагога-психолога и родителей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагога – психолога и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет.
А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия педагога-психолога с семьёй.
Для достижения высокой результативности психолого–педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействия педагога-психолога с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и психологом могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, анализ ситуации свидетельствует о необходимости
нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детей пребывающих в детском саду.
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями – это способы организации совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия педагога-психолога с семьёй – установление доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Перейти к публикациям для педагогов СМИ
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, тренинги так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, психологические мероприятия, квест - игры и т.п.
Планируя ту ли иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие
требования к формам взаимодействия:
• Оригинальность;
• Востребованность;
• Интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в психолого-педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
В своей практике, я использую разнообразные формы работы с родителями. Активной популярностью у родителей пользуются такие формы работы.
Информационно –аналитические - формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта. Из психологического анкетирования педагог-психолог узнает особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.
• анкетирование;
• опрос;
• "почтовый ящик".
Наглядно – информационные - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, стоит задача информационная просвещение родителей.
• родительские клубы;
• мини - библиотека;
• информационные стенды - очень короткие новости»;
• выпуск газеты.
Познавательные формы направлены – на развитие и обогащение психологической компетенции родителей по разным вопросам обучения и воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.
• родительские гостиные;
• нетрадиционные родительские собрания;
• устные журналы;
• экскурсии.
Досуговые – они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе и на занятиях. Родители становятся более открытыми для общения.
• праздники;
• совместные досуги;
• акции;
• участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно - аналитической работы - почтовый ящик.
Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Ещё одна активно применяемая эффективная форма работы с родителями наглядно - информационная.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что взаимодействие педагога-психолога с родителями, через активные формы очень важны. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности применения активных форм в работе с родителями.