ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Павлова Полина Викторовна

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №57 г. Мурманска

Мурманская область

г. Мурманск

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу взаимодействия специалиста (педагога-психолога) дошкольного образовательного учреждения и родителей. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы педагога-психолога и семьи. Работа по взаимодействию педагога-психолога с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Статья раскрывает содержание понятия «активные формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия педагога-психолога с семьёй. К ним относятся: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные и досуговые. Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений, педагогам-психологам.
Ключевые слова: Сотрудничество, содружество, взаимодействие, формы
взаимодействия, семья, дошкольное учреждение, педагог-психолог.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы дошкольной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
В основе взаимодействия педагога-психолога и родителей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагога – психолога и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет.
А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия педагога-психолога с семьёй.
Для достижения высокой результативности психолого–педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействия педагога-психолога с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и психологом могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, анализ ситуации свидетельствует о необходимости
нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детей пребывающих в детском саду.
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями – это способы организации совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия педагога-психолога с семьёй – установление доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Перейти к публикациям для педагогов СМИ

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, тренинги так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, психологические мероприятия, квест - игры и т.п.
Планируя ту ли иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие
требования к формам взаимодействия:
• Оригинальность;
• Востребованность;
• Интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в психолого-педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
В своей практике, я использую разнообразные формы работы с родителями. Активной популярностью у родителей пользуются такие формы работы.

 Информационно –аналитические - формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта. Из психологического анкетирования педагог-психолог узнает особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.

• анкетирование;
• опрос;
• "почтовый ящик".

 Наглядно – информационные - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, стоит задача информационная просвещение родителей.
• родительские клубы;
• мини - библиотека;
• информационные стенды - очень короткие новости»;
• выпуск газеты.

 Познавательные формы направлены – на развитие и обогащение психологической компетенции родителей по разным вопросам обучения и воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

• родительские гостиные;
• нетрадиционные родительские собрания;
• устные журналы;
• экскурсии.

 Досуговые – они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе и на занятиях. Родители становятся более открытыми для общения.
• праздники;
• совместные досуги;
• акции;
• участие родителей в конкурсах, выставках.

 Одна из форм информационно - аналитической работы - почтовый ящик.
Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Ещё одна активно применяемая эффективная форма работы с родителями наглядно - информационная.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что взаимодействие педагога-психолога с родителями, через активные формы очень важны. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности применения активных форм в работе с родителями.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.