ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Ковалёва Анна Геннадьевна

Методист по УВР
МБДОУ ДС КВ № 64

г. Александровск

Развитие вариативных форм и моделей дошкольного образования в России является одним из актуальных вопросов образовательной политики государства, так как в настоящее время ощущается острая нехватка мест в ДОУ, недостаточен охват детей дошкольным образованием. Так, согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»), принято решение об увеличении роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования детей. «Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм и моделей дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады), что в совокупности обеспечит существенное сокращение дефицита мест».

В новом ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субсидий данным организациям на возмещение затрат (статья 8, пункт 6).

Из материала Житняковой Н.Ю. «Вариативные модели дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Вариативные модели дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями».

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» («Формы получения образования и формы обучения») образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования [9]. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, раздел II. Организация и осуществление образовательной деятельности) также говорится, что дошкольное образование может быть получено вне организаций – в форме семейного образования. «В образовательной организации могут создаваться: семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования».

В литературе отсутствует четкое разведение терминов «семейный детский сад» и «семейные дошкольные группы». Мы будем использовать понятие «семейный детский сад», т.к. оно шире и отражает все аспекты деятельности образовательной организации (финансовую, административно-хозяйственную, образовательную), реализуемые организаторами семейного детского сада. На наш взгляд, воспитатель семейного детского сада выполняет не только образовательные, но и управленческие функции (организует питание, отвечает за организацию среды, контролирует образовательные и обеспечивающие процессы).

Рассмотрим модель семейного детского сада как структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

М.М. Цапенко дает следующее определение понятию «семейный детский сад»: «это вариативная модель дошкольного образования, которая создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от двух месяцев до семи лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения методов дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства».

«Дошкольное детство» – особое время в жизни ребенка, когда формируется организм, происходит становление личности. В этот период, ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Поэтому несоответствующий уход со стороны родителей и педагогов может спровоцировать проблемы поведения, социальную дезадаптацию и эмоциональное неблагополучие у ребенка и привезти к тяжёлым последствиям в будущем. Семейный детский сад организуется для многодетной семьи, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей. С позицией М.М. Цапенко согласуется мнение Т.Н. Гусевой в отношении целей организации семейных детских садов:

  • поддержка многодетных семей;
  • предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64, п. 3) говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Семейный детский сад является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, для этого в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. Родитель (законный представитель) многодетной семьи назначается на должность воспитателя семейного детского сада.

Из опыта работы Н.Ю. Симоновой следует, что «воспитатель семейного детского сада имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.»).

Образовательная деятельность в семейном детском саду может организовываться в здании ДОУ (музыкальные занятия, физкультурные, участие в досугах, утренниках и др.) или в домашних условиях. Питание детей осуществляется в специально отведенном месте и должно соответствовать установленным нормам для детей дошкольного возраста. Обеспечение финансовыми ресурсами на питание происходит за счет средств бюджета на основе нормативного финансирования на одного воспитанника. Организация питания возможна несколькими способами: доставка в специальной таре из ДОУ или, если имеются необходимые условия, приготовление пищи в самом семейном детском саду по утвержденному ДОУ меню.

Медицинский контроль осуществляется участковым педиатром на основании договора между семейным детским садом и учреждением здравоохранения.

Управление образования оказывает воспитателю семейного сада методическую и консультативную помощь. Уставом образовательного учреждения и договором между ДОУ и родителем (законным представителем) определяются режим работы семейного детского сада и пребывание в нем детей. Контроль за функционированием семейного детского сада осуществляет администрация ДОУ.

В настоящее время семейные детские сады уже нашли свое распространение во многих городах Российской Федерации: Самара, Пятигорск, Нижний Новгород, Кемерово, Пенза, Владивосток, Санкт-Петербург, Москва и т.д. Опыт открытия и работы таких садов уникален, и заставляет задуматься об актуальности данной модели дошкольного образования. Чтобы лучше понять специфику семейных детских садов, необходимо рассмотреть примеры таких садов и проанализировать их.

 Перейти к публикациям для педагогов СМИ

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.