выполнила:
Иванова Таисия Сергеевна
МУЧ № 6
пос. Темижбекский
В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать у детей эти способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в дошкольном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого мышления[8, 73].
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Накопление знаний, опыта - это предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным[8, 74].
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются неповторимостью, вариативностью, креативностью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности[5, 29].
Перейти к публикациям для педагогов СМИ
Основной педагогической задачей развития творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектического и системного мышления, поскольку развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным [4].
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность ее составляющих компонентов: мотивационного, познавательного, оперативного, эмоционально-волевого.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленного досуга старших дошкольников в дошкольных учреждениях и семьях: обогащение их яркими впечатлениями, предоставление эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для появления идей и материала, необходимого для работы воображения [5].
Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Непременным условием для творческой деятельности, организуемой взрослыми, должна быть атмосфера творчества: «под взрослым подразумевается стимулирование такого состояния детей, когда их чувства пробуждаются, воображение, когда ребенок увлечен тем, что он делает.
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, методы действия и способности, позволяющие ребенку реализовать свой план. Для этого знания навыки должны быть гибкими, переменными, навыки - обобщенными, что применимо в разных условиях. В противном случае у старших дошкольников возникает так называемый «спад» творческой активности. Таким образом, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческой активности дошкольника в целом [2].
Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и систематическое использование методов и приемов. Мотивация задания - это не просто мотивация, а предложение эффективных мотивов и поведения детей, если не для самоопределения, то для принятия задачи, поставленной взрослыми.
Чтобы оптимизировать творческий процесс, как указано в печатном сборнике "Мудрец" необходимо сформировать для каждого ребенка индивидуальную зону - ситуацию творческого развития.
Окружающая среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка. До сих пор решающую роль играет особая микросреда, в которой формируется ребенок, и, прежде всего, влияние семейных отношений. Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, способствующей появлению идей и мнений [2].