выполнила:
Бибилова Хатуна размиковна
Дошкольное детство – это период времени, в котором формируется основание будущей личности. Именно этот период детства становится главной ступенью начального изучения окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии умственное развитие ребенка рассматривается как процесс и результат присвоения культурно- исторического опыта предшествующих поколений [10,29].
А. В. Запорожец указывает развитие ребенка – как путь амплификации, обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает подразумевает не ускорение развития ребенка через обучение (переход к скорейшему решению школьных проблем), а расширение его возможностей в дошкольных сферах жизни[5].
Как указывает К. Леонгард, в проблеме формирования умственных способностей личности ребёнка различаются два взаимосвязанных канала воздействии общества на процессы социализации, которые оно предоставляет своим субъектам, – направления и возможности актуализации и контекст мотивации, своеобразие форм, способов проявления активности каждого из них в реализации своего личного потенциала. Несомненно, большая часть нагрузки ложится на общественную систему воспитания и образования[8,12]
Однако не меньшая роль принадлежит и самовоспитанию, самообразованию и самосовершенствованию каждого отдельного члена общества. Людей отличают друг от друга не только врожденные имманентные черты, но также и разница в индивидуальном развитии, отношениях и принципах, связанная с течением их жизни. Даже не обнаруживая черт, выделяющих их на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой.
Л.С. Выготский писал о том, что нет умственного развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации).
Так, А.А. Реан подчёркивает, у каждого человека в процессе его умственного развития вырабатываются идеи и концепты, которые отражают его видение мира. В его сознании они представлены как система социальных и культурологических ценностей, сформировавшихся в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Их набор и значимость не являются абсолютными или неизменными.
В любой исторической эпохе наравне с сохранением строя универсальных ценностей совершается переоценивание взгляда к изменившейся действительности. Новейшие требования социальной жизни предъявляют нестандартные условия к действиям социализации человека и модифицируют мотивировку его самореализации. Движения актуализации его возможных способностей, их усовершенствование, адаптирование и объединение в образовавшиеся в процессе изменений в социальной практике формы деятельности и ценности приобретают другие, несхожие с прошлого, импульсы.
По исследованиям З.Ф. Чехловой, активное развитие ребёнка существует как интегративное качество личности, которое образуется в процессе какой-либо деятельности и выражающуюся в действиях саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке [5,7].
В.К. Буряк, Г.Ц. Молонов, Т.И. Шамова и другие описывают процесс формирования умственных способностей ребёнка как интеллектуальную деятельность, направленную на достижение определенного познавательного результата; повышенную умственную, ориентировочную реакцию на изучаемый материал на основе возникающей потребности.
Ананьев Б.Г. рассматривает новые знания, как важный материал, с помощью которых и происходит умственное развитие личности ребёнка. Обладая сильной побудительной силой, они заставляют действовать ребенка к познанию. Несомненно, познавательная активность взаимосвязана с волевыми усилиями, она является важным условием воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к завершению деятельности.
По мнению Ананьева Б.Г., в процессе критической самооценки человека, происходит стремление изменить негативные черты характера, избавиться или, наоборот, приобрести те или иные привычки и модели поведения. В результате возникшей потребности к самоанализу происходит стремление к самосовершенствованию, что так же немаловажно для развития и становления полноценной личности ребёнка дошкольного возраста.
В исследованиях М.И. Лисиной указано, что развитие ребёнка дошкольного возраста формируется в процессе взаимодействия познавательной, коммуникативной и рефлексивной деятельности, где включены интеллектуальные и личностные моменты. Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности [3,7].
По мнению М. И. Шиловой, благодаря личностному развитию, человек привлекается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация - длительный и многократный процесс. Ведь общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. Вместе течение жизни многократно меняются человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря всестороннему развитию личность реализует свои потребности, возможности и способности, налаживает отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом.
Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что возраст дошкольного возраста играет особую роль в умственном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
- устойчивая структура мотивов;
- новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстниками. Дошкольники дошкольного возрастапроявляют активный интерес к коллективным формам активность и в то же время - стремление в игре и других действиях быть первыми, лучшими; необходимо действовать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами);
- возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения;
Леарн считает, что ребенок старшего дошкольного возраста усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и действовать не так, как он хочет в данный момент, а как необходимо.
Л.С. Выготский выделил три основных психологических момента в умственном развитии детей:
- Установление зависимости между понятиями, формирование их системы;
- Осознание собственной умственной деятельности;
- Благодаря обоим, ребенок приобретает особое отношение к объекту, позволяя ему отразить в нем то, что недоступно повседневным понятиям (понимание сущности объекта).
При такой организации познавательной деятельности ребенок с первых шагов обучения устанавливает логические отношения между понятиями, а затем пробивается к объекту, общаясь с опытом. Здесь происходит движение от понятия к предмету, от абстрактного к конкретному. Решающую роль играет слово как средство привлечения внимания к соответствующей общей характеристике как средство абстракции.
Основываясь на учении Л.С. Выготского о обучении и ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, психологи и дидакты внесли значительный вклад в развитие теоретических основ развивающего обучения. [9].
Умственное развитие детей дошкольного возраста проходит постепенно, в соответствии с познанием предметов окружающего мира и отношении себя самого к окружающей среде.
В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, узнает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия социальным нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально прямого к опосредованным моральным критериям и отношениям.
Якобсон С.Г. считает, что полное умственное развитие ребенка - это процесс воспитания в сознании ребенка его структуры, включающий следующие три элемента в их отношениях: все более глубокое понимание морального значения действий, их оценочной стороны и эмоциональности отношение к ним. В дошкольном возрасте происходит переход от прямого эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения моральных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять саму эмоциональную сферу[18].
В работах Люблинской А.А. отмечается, что усвоение понятий в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка дошкольного возрастана новый уровень развития. Действия ребенка, отношения со взрослыми и сверстниками больше не носят непосредственный эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами.
Ж. Пиаже установил основные генетические этапы развития детей. Период от 2 до 4 лет характеризуется развитием символического и концептуального мышления. С 4 до 7–8 лет формируется интуитивное (визуальное) мышление, которое тесно ведет к операциям. От 7–8 лет до 11–12 формируются специфические операции. Средства познания, которые находятся в распоряжении ребенка на этом этапе, недостаточно «формальны», еще недостаточно очищены и отделены от предмета, для которого они предназначены действовать, и поэтому не позволяют субъекту структурироваться независимо контента структурирован и одинаково подходит для любого контента.
В исследованиях П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова указывается, что возникновение логических операций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста обусловлено передачей знаний и логического опыта в общении и обучении. Интеллектуальная деятельность в этом случае должна выступать в процессе обучения как объект специального обучения.
В дошкольном возрасте продолжают формироваться этические стандарты, которые содержат более или менее обобщенное представление о позитивном или негативном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок связывает свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным взглядом. То есть внешний паттерн поведения взрослого человека переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок дошкольного возраста демонстрирует попытки совершать нравственные поступки и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную ориентацию на окружающих[22].
Урунтаева Г.А. указывает, что в своём развитии дошкольник дошкольного возраста понимает социальный смысл моральных норм, осознает его объективную необходимость в регулировании отношений между людьми. Дети используют в речи слова, обозначающие моральные качества и их антиподы (добрый, боец, жадный, честный, скрытный), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется особой образностью мышления детей.
Таким образом, основными признаками всестороннего развития детей дошкольного возраста является то, что у детей вырабатываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание социального значения моральных норм; эффективность моральных идей возрастает; Возникает сознательная мораль, то есть поведение ребенка начинает опосредовано моральной нормой.