выполнила:
Бибилова Хатуна Размиковна
Опираясь на содержание Федерального государственного образовательного стандарта и требованиям нашего времени, одним из важных качеств дошкольного образования является разработка условий для всестороннего развития и воспитания детей.
С точки зрения О.В. Дыбиной, к наиболее актуальным условиям умственного развития ребёнка дошкольного возраста следует отнести: особенности взаимодействия воспитателя с ребенком, поддерживающее сохранению активного положения и эмоционального комфорта ребенка; порядок методов и приемов (словесных, наглядных, практических, игровых), подтолкнувший развитие у детей способностей к называнию и распознаванию, и описанию эмоциональных принадлежностей; применение всевозможных форм осуществления педагогического процесса, устремленного на развитие у детей понимания, восприятия и вербализации эмоциональных принадлежностей; устройство развивающей предметно-пространственной среды на основе принципов индивидуальной комфортности, эмоциогенности и эмоционального благополучия любого ребенка, безпритворности своего «Я».
Очень ответственная задача в современном дошкольном образовании учить и воспитывать дошкольников. Человек воспитывается и учится всю жизнь, но фундамент закладывается именно в дошкольном возрасте. Образование в детском саду - это неотъемлемая часть в системе общего образования. Оно должно быть направленно на умственное развитие личности ребёнка, раскрытие его способностей при условии максимально точного учета психологических особенностей. Очень важное значение в умственном развитии личности ребёнка дошкольного возраста является то, что идя в подготовительную группу ДОУ он вступает в коллектив сверстников[23].
Особое значение в развитии детей дошкольного возраста придаётся развитию психологических, физических процессов. Именно в этом возрасте закладывается основа нового человека, создается база для дальнейшего его становления. Именно детский сад должен предоставить воспитанника достаточную категория умственного развития, дать элементарные знания основ наук, сформировать у них первоначальные учебные умения.
В целях эффективного освоения программного материала ребёнок должен владеть высокой категорияю наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания. Вместе с тем, такие черты характера как целенаправленность, осмысленность к активизации усилий, умелость и способность к сотрудничеству формирует у ребенка стабильное отношение к образовательному процессу. Психологические процессы в которых человек познает окружающий мир, себя и других людей называются познавательными процессами или способностями.
Сведения специалистов по психологии (В.В.Давыдова, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, С.Л.Рубинштейна) демонстрируют, что осмысленная саморегуляция представляет существенную значимость в структуре единой обучаемости дошкольника [19].
Как подмечает В.В. Давыдов, самое ключевое в образовательной деятельности - это разворот человека на самого себя и личные перемены. Являясь основной работой в этом возрасте, тренировочная деятельность концентрирует в себе интерес ученых. Не менее важным, считается проблема появления и эмоциональных элементов формирования индивидуальной саморегуляции дошкольников.
Под личностной саморегуляцией мы понимаем целостное образование в структуре личности и рассматриваем ее как способность личности произвольно управлять собственными действиями и поступками.
Как подчеркнула Л.И. Божович, умственное развитие личности никак не может квалифицироваться независимым формированием какой-либо одной её стороны — разумной, волевой либо эмоциональной. Так как саморегулирование рассматривается как целое формирование в структуре личности, а руководство своими поступками и действиями затрагивает все составляющие личности, в таком случае и текстуру саморегуляции немаловажно исследовать с личностных позиций. Данные проявления в текстуре саморегуляции замечают себя возрасте 6-7 лет.
Специальное изучение личностной саморегуляции полнее раскроет личностный потенциал дошкольник. Опираясь на классические исследования и опытно-экспериментальную работу, мы считаем, что система личностной саморегуляции дошкольников дошкольного возраста являет собой структуру, в которой взаимосвязано и взаимообусловлено действуют одна надсистема (личностная) и три подсистемы[11].
Индивидуальная надсистема содержит в себе особенности умственного развития личности, которые начинают активно сформировываться уже в дошкольном возрасте: самостоятельность в действиях; осмысленность поступков; ответственность в делах и поступках; автономность; сравнительная независимость от влияния окружающих; гибкость к воспитательным воздействиям.
Качества личностной надсистемы раскрывают возможности трех подсистем
- Когнитивная подсистема реализует функцию познания и выявляет адекватность отражения познавательной ситуации.
- Регулятивная подсистема обеспечивает организацию деятельности и поведения, позволяет выявить цель поведения или установку, а также характер и способ ее решения.
- Аффективная подсистема дает возможность представить внутреннюю позицию дошкольника, показывает его внутренний настрой (мотивацию, осознание своих действий, поступков) рефлексию и регуляцию своих действий (самоконтроль).
В развитии личностной системы саморегуляции у ребёнка дошкольного возраста преобладают свойства, отвечающие за исполнение учениками норм, правил, требований взрослых - податливость воспитательным воздействиям и ответственность в делах и поступках.
Как выявили исследования О.Ю. Осадько, немаловажно привлекать внимание детей дошкольного возраста к независимому нахождению методов самоорганизации. Элементы организации наиболее выражаются в целеустремленности, распределении собственных сил согласно движению исполнения работы, планировании, доведении процесса вплоть до окончания. организованность своей работы — требуемая часть саморегуляции в старшем дошкольном возрасте[31].
Такая характерная черта, как доведение дела до конца, неярко выражена, это объясняется тем, что в упомянутый возрастной этап, ребёнок ещё находится под наблюдением педагога.
М.К. Акимова и В.Т. Козлова отмечают отличительную для этого периода активность, которая выражается в самостоятельных действиях.
Можно выделить компоненты персональной системы, которые менее развиты по сравнению с другими компонентами: самостоятельное преодоление трудностей; проявление доминирования в некоторых ситуациях; определение действий и действий; предприимчивость в различных ситуациях. В сфере образовательных задач на первый план выходит развитие усердия, ответственности и осознания своих действий и действий. Некоторые исследователи говорят об актуальности развития в этом возрасте внутренней позиции дошкольника, самооценки. Между тем в деятельности по работе с детьми не уделяется должного участия проявлению их внутренних личных ресурсов - самостоятельности, инициативы, решительности, предприимчивости, что может значительно расширить возможности ориентации во внешнем мире.
Таким образом, менее сформированными оказываются у дошкольников те качества индивидуальности, которые дают право продемонстрировать себя, свои наилучшие особенности, что не может не сдерживать положительные возможности личностного созревания.
Развивающаяся способность подчинять мотивы свидетельствует о формирующейся социальной ориентации поведения детей.
Предметная деятельность постепенно теряет для них свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения его авторитета среди других (сверстники, взрослые), признание его личных достижений и качеств.
Формируется достаточно устойчивая самооценка (представления о себе - «Кто я?» И оценка - «Кто я?»). Общение детей со взрослыми принимает сверх-креативную личную форму, которая наиболее приспособлена к процессу познания ребенка для себя и других людей. Дети охотно обсуждают со взрослыми действия людей, их качества, мотивы действий[40].
Интерес к внутреннему миру людей, особенности их взаимоотношений углубляются. Личная форма общения становится способом обогащения социальных идей, ценностных ориентаций, изучения норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, а также познания ребенком своего внутреннего мира. Особенностью всестороннего развития детей дошкольного возрастаявляется появление интереса к проблемам, которые выходят за рамки детского сада и личного опыта. Детей интересуют события прошлого и будущего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие отношений между детьми и сверстниками.
На седьмом году жизни возможности развития самостоятельной познавательной деятельности расширяются. Дети имеют доступ к различным способам познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное исследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простые измерения, эксперименты с природными и искусственными объектами. Возможности памяти развиваются. Увеличивается его объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторениям, группированию, составлению простого референсного плана, который помогает воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства. Проявление интеллектуальной пассивности является для воспитателя сигналом о проблемах в развитии ребенка, его неподготовленности к предстоящему школьному образованию. Дошкольники дошкольного возрастаначинают проявлять интерес к будущему обучению. Интерес детей к школе естественным образом развивается в общении с воспитателем, совместных делах со школьниками, посещение школы, ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («я хочу стать школьником»), с ощущением роста их достижений, независимости и необходимости учиться и осваивать новое[27].
В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать в соответствии с правилом, концепцией, моделью, ориентируясь на способ действия, навыки контроля и оценки. Наряду с этим ведется работа по развитию фонематического слуха детей, подготовке к овладению грамотой. Взрослые должны подчеркнуть, насколько умными, умелыми и независимыми становятся дети, насколько успешно и агрессивно они готовятся к школе, чтобы сравнить свои новые достижения с их предыдущими, недавними способностями.
Это становится стимулом для развития у детей чувства самооценки, самооценки, столь необходимого для полноценного личностного развития и успешного обучения. Ребенок увеличивает возможности саморегуляции поведения.
публикации в печатном сборнике
Уровень умственного развития, которого достигает ребенок, и категория приобретенных им моральных качеств зависят от педагогических навыков каждого педагога, его культуры, любви к детям. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, воспитатели дошкольных образовательных учреждений вместе со семьями воспитанников должны стремиться сделать детство каждого ребенка счастливым. К концу дошкольного возраста у ребенка Высокая категория когнитивного и личностного развития, что позволяет ему продолжать успешно учиться в школе.