выполнила:
Косолапова Лина Анатольевна
Педагог - психолог
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска
Россия
Курская область,
город Курск
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска
Программа
«Психолого-педагогического и социального сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Курск
Пояснительная записка
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.
Данная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)», Семейного кодекса РФ .
Цель программы : сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи
· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ;
· комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;
· составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
· психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;
· формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;
Участники программы: педагог-психолог, социальные педагоги, логопед, медицинская сестра, родители и дети .
Формы взаимодействия участников сопровождения:
Семинары-практикумы, педагогические советы, заседания круглых столов, конференции, заседания ПМПк, выступления на собраниях, методических объединениях, проведение индивидуальных консультаций, бесед, анкетирование, деловые игры. Виды ресурсов
информационные кадровые
материально-технические
Собственные Сайт учреждения, локальная сеть, методический комплекс для организации сопровождения у детей. Результаты психолого-педагогического консилиума. Специалисты службы ППМС сопровождения. учителя,воспитатели. База учреждения
Этапы и сроки реализации программы
1.Этап подготовительный .
Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.
Промежуточные результаты:
1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации, социального паспорта семьи, медицинской карты);
1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения;
1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;
1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;
1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной
Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК и в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;
2.3.Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;
2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.
3. Этап аналитико-обобщающий.
Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.
Промежуточные результаты:
3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
3.2. Перспективное планирование.
3.3.Корректировка программы.
Формы работы специалистов ППМС сопровождения
Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары, консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
Структура программы:
1. Психологический блок
2. Социальный блок
Психологический блок:
Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. по плану
2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка.
5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. в течение года
Коррекционное
1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. в течение года
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Развивающее
1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. в течение года
2. Развитие универсальных учебных действий.
Консультационное
1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми для всех участников образовательного процесса.
в течение года
2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми.
3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.
5. Содействие в выборе будущей профессии.
Просветительское
1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. в течение года
2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Работа на сайте.
Социальный блок:
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве.
№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. по плану
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей- инвалидов и детей с ОВЗ, их реабилитации.
4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
5. Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно — воспитательное
1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. в течение года
2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.
3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ и ребенком – инвалидом.
5. Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.
6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).
Оздоровительное
1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. в течение года
2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.
Консультационное
1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. в течение года
2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.
Социально – правовое
1. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. в течение года
2. Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу.
3. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
Результатом сопровождения является достижения ребенка- инвалида и ребенка с ОВЗ планируемых результатов.
Литература:
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школь