ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Косолапова Лина Анатольевна

Педагог - психолог

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска

Россия

Курская область,

город Курск

 

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска

Программа
«Психолого-педагогического и социального сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Курск

Пояснительная записка
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.
Данная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)», Семейного кодекса РФ .

Цель программы : сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи
· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ;
· комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;
· составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
· психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;
· формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;
Участники программы: педагог-психолог, социальные педагоги, логопед, медицинская сестра, родители и дети .

 

 

 

 

 


Формы взаимодействия участников сопровождения:
Семинары-практикумы, педагогические советы, заседания круглых столов, конференции, заседания ПМПк, выступления на собраниях, методических объединениях, проведение индивидуальных консультаций, бесед, анкетирование, деловые игры. Виды ресурсов
информационные кадровые


материально-технические
Собственные Сайт учреждения, локальная сеть, методический комплекс для организации сопровождения у детей. Результаты психолого-педагогического консилиума. Специалисты службы ППМС сопровождения. учителя,воспитатели. База учреждения

 

 

 

 

Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный .
Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.

Промежуточные результаты:
1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации, социального паспорта семьи, медицинской карты);
1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения;
1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;
1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;
1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной

Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК и в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;
2.3.Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;
2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.

3. Этап аналитико-обобщающий.
Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.

Промежуточные результаты:
3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
3.2. Перспективное планирование.
3.3.Корректировка программы.

Формы работы специалистов ППМС сопровождения

Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары, консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.


Структура программы:
1. Психологический блок
2. Социальный блок

Психологический блок:
Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.


№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. по плану
2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка.
5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. в течение года
Коррекционное
1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. в течение года
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Развивающее
1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. в течение года
2. Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное
1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми для всех участников образовательного процесса.

в течение года
2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми.
3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.
5. Содействие в выборе будущей профессии.
Просветительское
1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. в течение года
2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Работа на сайте.

 

 

 

 

 


Социальный блок:
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве.

№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. по плану
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей- инвалидов и детей с ОВЗ, их реабилитации.
4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
5. Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно — воспитательное
1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. в течение года
2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.
3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ и ребенком – инвалидом.
5. Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.
6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).
Оздоровительное
1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. в течение года
2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.
Консультационное
1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. в течение года
2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.
Социально – правовое
1. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. в течение года
2. Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу.
3. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

Результатом сопровождения является достижения ребенка- инвалида и ребенка с ОВЗ планируемых результатов.

Литература:
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школь

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.