выполнила:
Сысоева Марина Анатольевна
МБДОУ ЦРР 10
г. Александровск
Дошкольный возраст- период качественных и количественных изменений в составе словаря ребенка. Количественный рост словаря зависит от условий воспитания детей, что обусловливает наличие значительных индивидуальных различий. В младшем дошкольном возрасте в словаре ребенка примерно насчитывается 1200 слов, а активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста достигает 3000-3500 слов[1].
При этом части речи в составе словаря дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных навыков представлены по-разному. Так, у детей с доминирующей ситуативно-деловой формой общения в словаре есть большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства объектов (цвет и размер), почти все глаголы обозначают только конкретные действия[2].
У детей с доминирующей внеситуативно-познавательной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные свойства, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия..
Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что сначала дети овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. Абстрактных понятий в словаре дошкольника почти нет.
Дети дошкольного возраста постепенно учатся строить словосочетания и предложения в соответствии с правилами грамматики.
Для речи дошкольников характерным является словотворчество, которое выражает недостаточный уровень овладения разнообразными грамматическими формами родного языка и в котором проявляются способности детей создавать неологизмы.
Выделяют три основных принципа, в соответствии с которыми дети образуют новые слова:
- часть слова выступает в качестве целого слова;
- к корню одного слова добавляется окончание другого слова;
- слово составляется из элементов двух других слов.
К старшему дошкольному возрасту словотворчество начинает ослабевать, так как ребенок уже хорошо усваивает грамматические формы и свободно ими оперирует.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается синтаксическая сторона речи . В речевых высказываниях младших дошкольников преобладают простые предложения. Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения употребляются чаще только при дословном пересказе[3]. Используются также элементарные сложноподчиненные предложения, союзная связь в которых часто заменяется интонацией. В среднем дошкольном возрасте в речи также преобладают простые предложения, но более сложные по структуре, встречаются предложения с однородными членами. В речи старших дошкольников увеличивается количество распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и возрастает объем простых и сложных предложений. В конце дошкольного возраста ребенок использует почти все союзы, однако в речи большинства детей доминируют простые предложения.
Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного речевого развития . Усложняются коммуникативные формы и функции языковой деятельности, усваиваются практические речевые навыки, начинается осознание речевой действительности. В свою очередь, более развитая речь обеспечивает выполнение более сложных видов деятельности, способствует решению более сложных коммуникативных задач и совершенствованию других психических процессов.
перейти к публикациям для педагогов
БИБИОГРАФИЯ
- Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Практическое приложение; Академия Развития, Академия Холдинг - Москва, 2010.
- Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. 3. Родная природа. Наглядно-дидактическое пособие; Мозаика-Синтез - Москва, 2005.
- Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр "Участие" - Москва, 2011.
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010.
- Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008.
- Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009.
[1]Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития -, 2008.
[2] Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр "Участие" - Москва, 2011.
[3] . Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Практическое приложение; Академия Развития, Академия Холдинг - Москва, 2010.