ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

учитель-логопед

Иванникова Элеонора Сергеевна

ЦРР Малышок

г. Москва

Выделим направления использования ИКТ на уроках логопедии[1]:

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями. Для повышения мотивации учащихся на логопедических занятиях используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов[2]:
  • иллюстрация в виде фотографии или рисунка;
  • текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;
  • письменные задания и образцы их выполнения.

На логопедических занятиях активно используются авторские презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта[3].

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность логопеду самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей логопата, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального результата. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей с речевыми нарушениями. Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: "педагог - компьютер - ребенок" постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую.[4]

Презентационные материалы применяются для:

  • развития речевого дыхания;
  • гимнастики для глаз;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением[5].

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

Преимущества использования мультимедиаресурсов. Основные преимущества использования ИКТ-технологий на логопедических уроках[6]:

  • развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • создание психологического комфорта на уроках;
  • повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, всех сторон речи;
  • совершенствование познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания);
  • формирование личности ребёнка в целом;
  • повышение качества обучения учащихся с ОНР.

Использование ИКТ позволит сделать процесс обучения и развития школьника достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны[7]

Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные ПК программы для детей с различными отклонениями в развитии: "Состав слова", "Развивающие игры в среде "Logo"", "Моя жизнь", "Лента времени","Мир за твоим окном",  "В городском дворе", "Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий", "Видимая речь". Здесь уделяется особое место контролирующим программам, которые специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Это разделы в программах: СИРС, связанные с диагностикой скорости чтения, усвоением прочитанной информации и объемом зрительной памяти; "Диктанты" в программе "Семейный наставник"[8].

Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, дают возможность проследить динамику каждого дошкольника, соотнести итоги обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером[9].

Основные трудности на первом этапе обучения письму и чтению обусловлены: фонематическим недоразвитием речи, несформированностью процессов анализа и синтеза звукового состава слова, недостаточностью грамматических представлений и низким объёмом словарного запаса.

Для развития фонематических представлений используются, например, такие задания: выберите слово, в котором есть звук Г или К ("Дэльфа-142"); прослушайте и выберите слова с шипящими согласными ("Семейный наставник")[10].

Для того чтобы сформировать навык звуко-буквенного анализа, детям предлагаются задания: Какой согласный звук есть в слове? Сколько гласных/согласных в слове? Есть ли среди… (данных слов) слова с первыми гласными/согласными? ("Семейный наставник")[11];

Чтобы автоматизировать чтение языковых единиц (буква, слог, слово) применяется разный скоростной режим и тексты различной сложности в программе SST QuickRead[12].

Групповая коррекционная работа требует обобщенного подхода к исправлению вербальных нарушений, таких как[13]: аграмматизмы; недостаточность словарного запаса и лексических ассоциаций; трудность в применении орфографических правил. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов[14]: иллюстрация в виде фотографии или рисунка; текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях; письменные задания и образцы их выполнения.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что целенаправленное комплексное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в условиях ФГОС. Уроки с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

 

[1] Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – М.: Академия, 2014. С. 32

[2] Там же С. 33

[3] Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. С. 107

[4] Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс. – М.: Флинта, 2014. С. 86

 

[5] Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – М.: Академия, 2014. С. 33

[6] Там же С. 35

[7] Волкова, С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Дефектология. - 2015. - № 5. С. 146

[8] Там же С. 147

[9] Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. С. 82

 

[10] Волкова, С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Дефектология. - 2015. - № 5. С. 147

[11] Дунаева, Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. С. 62

[12] Там же С. 63

[13]Волкова, С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Дефектология. - 2015. - № 5. С. 148

[14] Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А.Каверова // Специальное образование. – 2015. - №11. – том 2.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.