выполнила:
Шахова Мадина Аслановна
г. Махачкала
Педагогические условия по формированию коммуникативных умений на занятиях по развитию речи посредством ИКТ
В философском словаре условие понимается как «отношение объекта к явлениям, окружающим его, без которых оно не может существовать [4 ].
Более того, условия составляют среду, в которой явления возникать, существовать и развиваться.
М. Ярецкий дает следующее определение: «Педагогические условия связанные с фактором педагогических обстоятельств, способствуют (или противостоят) проявлению педагогической закономерности, обусловливают действие факторов» [12, с. 63].
Под педагогическими условиями мы подразумеваем совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную среду (или среду) для успешного функционирования модели формирования коммуникативной компетентности учащихся на занятиях речевого развития с помощью ИКТ.
Первым и очень важным условием является создание субъектно-развивающей речевой среды.
Под речевой объектно-развивающей средой понимается организованная объектная среда, которая влияет развитие всех аспектов детской речи. Правильно организованная речевая среда имеет эффект образовательного влияния, направленное при формировании активного когнитивного отношения к окружающему миру, а также система родного языка и речи. Его влияние на развитие и воспитание дошкольников многогранно. Любой центр в группе должен быть многофункциональным: быть легко трансформируемым, учитывать возраст детей и должен быть местом для полноценного развития речи детей. Речевой носитель должен способствовать, расширению и бетоны речевые представления. Правильно организованная предметно-развивающая среда на занятии по развитию речи через ИКТ дает ребенку чувство комфорта, защитный внутрисемейный, помогает развитию его личности, стимулирует познавательная и речевая склонность, воображение приводит к игре. Предметно-развивающая среда должна быть открытой и открытый, способный изменение, корректировка и развитие, т.е. оно должно иметь характер не только развивается, но также развивается.
Предметно-развивающая среда должна быть открытой и незамкнутой, способной к изменению, корректировке и развитию, т. е. она должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся. Она все время должна пополняться и обновляться различными дидактическими материалами, наглядностью по различным лексическим темам, различными пособиями и игровым материалом. Предметно-развивающая среда по развитию речи посредством ИКТ должна отвечать некоторым психолого-педагогическим критериям: многофункциональность, трансформируемость, модульность, вариативность по содержанию и функциональным возможностям.
Второе условие по формированию коммуникативных умений на занятиях по развитию речи посредством логопедических ИКТ – речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства [3].
Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства [4]. Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От него зависит и качество речи, успешность обучения ребенка. Обогащение речевой мотивации детей в процессе обучения имеет немалое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.
В ходе занятия по формированию коммуникативных умений часто пропадает естественность и непринужденность общения, сбивается натуральная коммуникативность речи: ребенок просто отвечает на вопрос педагога, пересказывает сказку, что-то повторяет. При этом зачастую всего не учитывается потребность это делать. Как отмечают психологи – положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Существенной задачей является формирование педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, активизирующих потребность в общении. Также здесь важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приемы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию творческих речевых умений и навыков [5, с. 58].
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [5, с. 13].