выполнила:
Хундзия И.Д.
г. Сочи
Формирование гражданственности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родной страной
Гражданственность как нравственное качество является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. Поэтому очень важно начать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом конкретном возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период, благодаря своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для формирования гражданственности, поскольку дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, легкостью в обучении, неограниченным доверием взрослых, стремлением подражать им, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему, что их окружает.
Важнейшей задачей воспитания гражданственности является планомерная, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной.
Объект исследования –воспитание гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия для формирования воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - разработка содержания и методики воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущностную характеристику воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить и охарактеризовать уровень развития гражданственности старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
- Разработать и апробировать на практике перспективно-тематический план воспитания гражданственности старших дошкольников.
- Выявление педагогических условий необходимых для внедрения методики воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.
Гипотеза. Процесс формирования воспитания гражданственности у старших дошкольников будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- учет психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы детей;
- максимальное использование воспитательных возможностей различных видов деятельности дошкольников в их тесном единстве и взаимосвязи (проведение бесед, чтение рассказов, сказок, создание педагогических ситуаций, организация подвижных игр на тему «гражданское воспитание»);
- последовательное усвоение детьми доступного их возрасту круга разнообразных знаний о явлениях общественной жизни, развитие потребности в них и интереса к окружающему;
- обогащение содержания, рост осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний, являющихся побудительной силой поведения дошкольников.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОБУ ЦРР №19 г. Сочи. В исследовании участвовало 52 детей старшего дошкольного возраста. В контрольную и экспериментальную группу входили воспитанники двух старших групп. В контрольную группу вошли 26 респондентов. В экспериментальную группу вошли так же 26 респондентов.
Для определения уровня сформированности гражданственности детям был дан перечень заданий.
- Практические задания («Памятник на моей улице).
- Практическое задание «Флаг моей страны»).
- Тематические ответы на вопросы по сказке «На берегу реки Кубани»
- Задание «Поездка в Сочи».
были выявлены следующие степени сформированности гражданственности у старших дошкольников в КГ: по показателям высокой степени имеются 2 ребенка( 7.69 % ); по показателям средней степени имеются 7 детей( 26.92 %); по показателям низкой степени имеются 17 дошкольников ( 65.38 %).
В ЭГ по показателям высокой степени имеются 2 ребенка (7.69 %); по показателям средней степени имеются 8 детей, что составило (30.77 % ); по показателям низкой степени имеются 16 дошкольников ( 61.54 %).
перейти к публикациям для педагогов
Сравнительный анализ степени сформированности гражданственности на констатирующем этапе экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков. Таким образом, разработка программы, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование гражданственности у старших дошкольников представляется актуальной педагогической задачей.
С учетом проанализированных условий была разработана система организации учебного процесса, а также долгосрочный план работы с дошкольниками по гражданской позиции.
Задачи формирующего эксперимента: 1. Создание благоприятных условий для воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста 2. Предоставить понимание о события собственного родного города, его памятниках и зодчестве. 3. Чтобы вызвать у детей чувство гордости и интереса к своей земле, развивать уважение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; вызвать интерес к жизни наших соотечественников. Задачи были реализованы в различных видах деятельности, в том числе в играх, где были созданы условия для использования впечатлений, полученных в группе ДОУ. Мероприятия: «Флаг, герб и гимн Кубани» ОД "Костюм Кубани" Чтение В. Бакалдина «Я вырос на Кубани» Беседа "Жизнь кубанской семьи" (просмотр иллюстраций) Просмотр иллюстраций: "Природа Краснодарского края", "Сочинские сады ", «гордость Кубани», «Любите и знайте свою родину», стихотворение В.Нестеренко "Кубань", упражнение «Мы олимпийцы», Квест-игра «Построим город вместе». Элементы театрально-художественной деятельности «Потерянный ребенок», «Помогите иностранному туристу». |
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез с целью определения эффективности процесса развития гражданственности у детей старшей группы.
Цель: выявить степень развития гражданственности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родной страной..
Для решения задач мы провели повторную диагностику аналогичную констатирующему эксперименту.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что процент детей с высоким уровнем восприятия существенно вырос. Можно сделать вывод, что знания детей о достопримечательностях родной земли значительно обогатились. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной нами программы и способе ее реализации с точки зрения воспитания дошкольников старшего возраста в смысле гражданственности в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края.
Таким образом, гражданственность, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное детство является благоприятным периодом для ребенка, чтобы войти в национальную культуру. Поэтому очень важно начать воспитывать настоящего патриота своей страны в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период наиболее благоприятен для формирования гражданственности благодаря высокой чувствительности, простоте обучения, неограниченному доверию к взрослым, стремлению подражать им, эмоциональной отзывчивости и интересу ко всему окружающему. Важнейшей задачей гражданственности является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников со своей родиной.