ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Сергиенко Светлана Александровна

учитель начальных классов

СОШ  11

пос. Мостовой

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Но в современной школе у многих детей отсутствует  познавательный интерес и активность на уроках. 

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. [1,231]

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. И вот поэтому необходимо развивать познавательную активность у младших школьников.

Познавательная Активность - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется  когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым  и планируемым результатам образовательной деятельности.

Виды познавательной активности учащихся.[30,132]

Методически

обусловленный подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии

познавательного процесса

(по Т.И. Шамовой)

Уровень включенности

учащегося в образовательный процесс

1.Творческая

деятельность

1.Творческое

осмысление

1.Творческая

включенность

2.Поисково-

исполнительская

деятельность

2.Интерпретация

2.Исполнительская

включенность

3.Репродуктивно-подражательная

деятельность

3.Воспроизведение

3.Ситуативная

включенность

 

 

4.Нулевая

включенность

Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) представлен в таблице[28,96]:

Познавательная активность

 

Творческая деятельность

 

Сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные

Поисково-

исполнительская

деятельность

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

Репродуктивно-подражательная

деятельность

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

 

Уровень включенности учащихся в образовательный процесс, естественно, различен. На высоком (творческом) уровне  позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения. Исполнительская включенность  обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения. Ситуативная включенность характеризуется тем, учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением. При нулевой включенности учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога. [22,221]

Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:

  • обращаться к ученику только по имени;
  • не скупиться на похвалу и одобрение;
  • сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
  • при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
  • акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д.

Тактика педагога в учебном процессе с  учащимися ситуативного уровня заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия:

  • педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.;
  • концентрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: «Трудно ли для тебя это задание?», «В чем трудность?», «С чего начнешь?», «Как себя проверишь?», «Для чего нужны такие уроки?», «Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке?»;
  • создание «легальных подсказок» ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п. [2,304]

Основная цель действий учителя  заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала  учащихся исполнительского уровня:

  • Ориентация и построение субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе;
  • Опора на проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации;
  • Организация ситуация «обмена ролями» для данных учащихся: «эксперт», «режиссер», «мудрец», «хранитель знаний» и т.д.;

Развитие  поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)

Тактика занятий с учащимися творческого уровня:

- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;  

- воздерживаться от оценок;

- учить замечать противоречия;

- помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);

- настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;

- доверяться догадке, интуиции;

- привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»;

- убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок;

- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;

- показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности;

- развивать потребность в учении и самообразовании…[15,46-47]

Поскольку в каждом классе есть ученики разных уровней включенности, работа на уроке должна вестись дифференцированно, в группах и индивидуально.

Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс

  • Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся.
  • Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока.
  • «Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности передается учащимся с высоким уровнем включенности в учебную деятельность  с целью взаимообучения.
  • Урок с «комплексной» структурой: происходит совмещение всех предложенных вариантов.

Игровые технологии

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и социализацией.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии.  Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Игровые технологии используются в основном в 3-4-ых классах. Это связано с тем, что 4 класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, поэтому учителю начальной школы необходимо подготовить учащихся к новому этапу учебной деятельности. Задача учителя  в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомыми учителями не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощи приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода, уроки учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

v По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

v По характеру педагогического процесса:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

V По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

v По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. [4,159]

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

  1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. [18,149-151]

Главным результатом  развития познавательной активности учащихся должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных возможностей. [27,24-26]

перейти к публикациям для педагогов 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.