выполнила:
Жуменко Р.С.
г. Сочи
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Для развития речи дошкольников необходима организация следующих центров, стимулирующих речевую активность детей: литературный центр (книжный уголок), центр речевого развития, музыкально-театральный центр, центр сенсомоторного развития.
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Книжный уголок. книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.
Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.
Уголок речевого развития.
предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных);
картинки по лексическим темам;
картинки: а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
каталог игр:
а) по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик», «Чей домик?»);
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) словесные дидактические игры.