выполнила:
Жуменко Р.С.
г. Сочи
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В дидактических играх и дидактических упражнениях ставятся следующие конкретные задачи:
- согласование прилагательных и местоимений с существительными особенно среднего рода и неизменяемыми (н-р, мой кофе, красивое пальто);
- образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;
- образование форм существительных множественного числа в родительном и винительном падежах;
- работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением;
- словообразование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды.
- Образование глаголов при помощи приставок и от звукоподражательных слов.
Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера( с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные( построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Игры и упражнения на словоизменение
С помощью этих дидактических игр:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа( игры: "Чего не стало?": ленточки ? ленточек, карандаши - карандашей, помидоры - помидоров; "Чего не хватает кукле?": шапки, варежек, брюк и т.п.).
- обращают внимание на неизменяемые слова типа пальто, кофе, радио, кенгуру( игры "Ателье", "Кафетерий" и др.)
- учат правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами.(игры и упражнения: "Какой, какая, какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
- учат различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дошкольников учат правильно употреблять категорию рода глаголов прошедшего времени (игры "Кто, что делал?", Как ты провел выходные"); образовывать форму повелительного наклонения глаголов (игры "Зайка сделай", "Кукла станцуй" и др.). Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.). Составляя с глаголами словосочетания и предложения дети учатся строить связные высказывания( упражнение " Закончи предложение", "Что умеют делать звери?" и т.п.)
- дошкольники учатся образовывать степени сравнения прилагательных( "Маленький пакет тяжелый, а большой … тяжелее, синяя лента длинная, а красная .. длиннее").
Игры и упражнения на словообразование
Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- Образование названий детенышей животных
- Образование названий профессий
- Образование названий посуды
- Образование однокоренных слов
Важное место занимает ознакомление детей со способами образования названий детенышей животных, предметов посуды, профессий, рода деятельности людей. (игры "Кто у кого?", "Магазин посуды", "Все профессии важны, все профессии нужны", "Мишка - музыкант" и т.д.). (Работаем по "Пралеске" стр. 61-63) Приемы образования таких слов аналогично с образованием однокоренных слов, так как многие таковыми и являются.
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;
- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа ? настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик - котище( Игры "Скажи ласково", "Кузовок", "Кто сумеет похвалить" и др.). В этой подгуппе следует уделить внимание образованию прилагательных. Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый - чище - более чистый. Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш(синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный). Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое); и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности)
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение детьми разных проблемных ситуаций - загадывание и отгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок.
Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводиться в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает составленный им текст.