ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Зиянгирова Лиана Талгатовна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Республики Башкортостан
город Уфа


Цель: информирование о причинах, признаках, характере подросткового суицида, а также способах профилактики.
Задачи:
• - расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
• - предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;
• - формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;
• - -осознать важность проявления уважения к личности подростка, понимания его проблем;
• - предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.
Целевая аудитория – родители обучающихся 5-11 классов.
Продолжительность собрания – 30 мин.

Ход родительского собрания
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Меня зовут ______________(должность, место работы).
Сегодня наша встреча будет посвящена безопасности жизни детей, а именно- проблеме суицидов в подростковый период.
Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. И к сожалению, наиболее уязвимы и подвержены суицидальному поведению- это дети подросткового возраста.
Что же такое суицид? Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Суицидальное поведение – это ответ на глубинные переживания ребенка.

Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отцаи т.д.
Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.
Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.
Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.
Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.
Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.
Особенности подросткового суицида:
- суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
- суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;
- средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);
- у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.
Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде - есть слишком мало или слишком много;
– во сне - спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде - стать неряшливым;
– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если вы обратили внимание на то, что ребенок проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, необходимоустановить доверительный контакт с ребенком, побеседовать с ним о том, что его тревожит.Вероятнее всего, у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попробуйте убедить подростка обратиться к специалистам – психологу или врачу. В противном случае, обратитесь к специалистам сами, чтобы вместе с ними разработать стратегию помощи ребенку.
Мы дарим детям любовь, и формы любви бывают разные. Существуют несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений Гэри Чепмен выделяет пять основных языков любви: слова поощрения, прикосновение, время, помощь, подарки.
Ведущий:Любовь - наша основная эмоциональная потребность, и, когда другой человек удовлетворяет её, мы испытываем к нему тёплое эмоциональное чувство. Эмоциональный климат семьи может в значительной степени измениться, если все члены семьи научаться говорить на «родных языках любви» друг друга. Давайте наполнять сосуды, говорить на доступном для вашего ребёнка языке.
Предлагаю вам ознакомиться с памятками, которые сейчас получите.
Что может удержать ребенка от совершения суицида?
Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
•Будьте внимательным слушателем
• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
• Помогите определить источник психического дискомфорта
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
• Внимательно выслушайте ребенка!

Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2.Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3.Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4.Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти ребенку жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
Литература
1. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 22 (ноябрь, 2009г, стр. 37), «Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков».
2. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 24 (декабрь, 2009г, стр. 38), «Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков».
3. Павлова И.М. «Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста: методическое пособие». – М., 2005г.
4. Чепмэн Гэри «Пять языков любви». М., 2003.

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

Приложение № 1
Дети и языки любви

Язык любви 1: «Слова поощрения»
Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Еслипонимать это буквально, то, чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь – во власти языка». Похвала и благодарность всегда помогут вам выразить любовь. И лучше облечь их в простые искренние слова.
Например, «Как тебе идёт этот наряд».«Ты – моё солнышко».«Я вчера сидел записьменным столом и думал: «Как я скучаю по своей дочурке!», «Какой молодец, помыл посуду!», «Спасибо, что вынес мусор».
Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это - не любовь. Хвалит детей, чтобы доставить им радость. И всё-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.
Другой диалект этого языка – ободряющие слова. «Ободрять» значит «придавать бодрость, мужество». Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы мы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно, ваш ребёнок ждёт, чтобы вы поддержали и ободрили его.
Добрые слова. Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова. Просьбы. Любовь просит, а не требует.

Язык любви 2: «Время»
Проводить с ребёнком время – значит отдавать ему всё ваше внимание. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребёнок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол – он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино – сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребёнку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.
Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали.
Язык времени, как и предыдущий, объединяет множество диалектов. Один из самых распространённых – беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.
Язык времени включает ещё один диалект – совместные занятия. Вместе мы можем делать всё, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно – для чего вы это делаете. Цель - быть вместе.

Язык любви 3: «Подарки»
На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребёнку всё, о чём сам мечтал в детстве. Однако если ребёнок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.
Если подарки быстро надоедают ребёнку, если он не бережёт их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки – его родной язык. Напротив, если ребёнок благодарит вас, если показывает, подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки – родной язык вашего ребёнка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребёнка самодельные игрушки иногда дороже игрушек, купленных в магазине. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.
Подарок – это не плата за оказанную ребёнком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребёнком. Его вручение должно сопровождаться определённой церемонией.Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребёнком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.
Язык любви 4: «Помощь»
О ребёнке нужно заботиться всё время. Это требует много сил. Ребёнок подрос – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в нихлюбовь.
Если ребёнок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребёнок во всём старается помочь вам, возможно, помощь – его родной язык.

Язык любви 5: «Прикосновения»
Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они ее чувствуют. Ребёнку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.
Если подросток то и дело берёт вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, - значит, прикосновения важны ему.


Приложение № 2
Язык любви ребёнка (ситуации)
1. «Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на мой день рождения»
2. «Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие отметки»
3. «Вчера мама сказала, что я безответственный и что, если я не изменюсь, я никогда не поступлю в колледж. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый»
4. «Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты то шьёшь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор. Ты всегда чем-то занята. У меня такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется, чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время»
5. Двенадцатилетний Паша спрашивает: «Папа, когда мы пойдём в поход?»
6. Мария, 15 лет: «Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной».

 

Приложение № 3

Методика «Неоконченные предложения».

«Вначале мероприятия я чувствовал (а)…»,
«Сейчас я чувствую……»,
«Я уверен (на), что …»,
«Я понимаю, что…»
«Теперь я знаю…»
«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…»
«Думаю, что…».

 

Приложение № 4
Памятка для родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2.Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремитьсяк ним.
3.Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4.Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйтесловомиделом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти ребенку жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

Причины проявления суицида:
•Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
•Резкое повышение общего ритма жизни
•Социально-экономическая дестабилизация
•Алкоголизм и наркомания среди родителей
• Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
•Алкоголизм и наркомания среди подростков
•Неуверенность в завтрашнем дне
•Отсутствие морально-этических ценностей
•Потеря смысла жизни
•Низкая самооценка, трудности в самоопределении
•Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
• Безответная влюбленность

Что может удержать ребенка от совершения суицида:
•Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
•Будьте внимательным слушателем
• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
• Помогите определить источник психического дискомфорта
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
• Внимательно выслушайте ребенка!


Приложение № 5
Презентация (слайды)

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.