ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Педагог-психолог

Зайнуллина Елена Евгеньевна

МБДОУ детский сад № 23 «Родничок»

Кемеровская область, Таштагольский район, пгт. Каз

Семинар-практикум для родителей «Год до школы»
Цель семинара: расширить представление родителей о готовности детей к школе.
Задачи: помочь родителям осознать собственные переживания и механизмы, как их установки влияют на психическое состояние детей в предшкольный период.
Участники: родители детей старшей и подготовительной группы.
Оборудование: бейджики для родителей с солнышками и цветочками, макет школы, мягкие игрушки, полоски черного, синего и красного цветов, карандаши или фломастеры, мяч, листы бумаги, рисунки детей на тему «Каким я представляю себя в школе», карточки «Проблемные коммуникации» с фразами родителей
Приветствие и знакомство
Педагог-психолог:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть и благодарю за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. На встрече мы обсудим подготовку к первому классу. Вы заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому цель нашего разговора – понять, что нужно для этого сделать. Как помочь ребенку пойти в школу подготовленным, учиться хорошо и получать только положительные эмоции от занятий.
Вначале предлагаю познакомиться. Представьтесь и скажите, что для вас значит слово «школа». Прошу вас.
Родители отвечают.
Упражнение-воспоминание «Как мамы и папы ходили в школу»
Педагог-психолог:
Теперь сядьте удобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Обопритесь спиной на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.
Представьте себя в детстве – в том времени, когда вы были ребенком. Представьте теплое осеннее утро. На деревьях уже появились первые желтые листья, на заборе блестит паутинка. Вам семь лет. Вы идете по улице с близким человеком – мамой, папой. Сегодня первое сентября. Первый раз в жизни вы идете в школу. (Пауза). У вас в руках цветы, за спиной – школьный ранец. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Какое у вас сейчас настроение? О чем вы говорите с родными? (Пауза). Теперь вы снова стали взрослыми – мамами и папами. Откройте глаза.
Получилось ли у вас представить себя первоклассником? Расскажите, что вы чувствуете?
Родители отвечают на вопросы.
Упражнение «Дорожка к школе»
Педагог-психолог предлагает родителям мягкие игрушки.
Педагог-психолог:
Дети любят играть с игрушками. Вы тоже выберите себе по игрушке, которая вам нравится. Посмотрите на нее и наделите чертами, которые, на ваш взгляд, помогают учиться в школе.
Похож ли этот образ на вашего ребенка? Чем?
Родители отвечают.
Педагог-психолог:
Посмотрите, вот наша школа.
Педагог-психолог показывает макет школы.
Педагог-психолог:
К школе ведут три дорожки. Черная дорожка означает сильное беспокойство, синяя дорожка – умеренное беспокойство. На красной дорожке особенного беспокойства нет. А теперь поставьте свою игрушку на одну из трех цветных дорожек, которые ведут к школе. Цвет дорожки будет означать, в какой мере вы испытываете беспокойство из-за школьной жизни ребенка, которая наступит совсем скоро.
На что может быть похожа жизнь в вашей семье в последние дни перед школой? Прислушайтесь к своим ощущениям. С чем вы можете их сравнить?
Родители отвечают.
Метафора «Здание школы»
Педагог-психолог:
Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надежное здание. Кирпичики ее фундамента – это психические процессы, которые необходимы, чтобы учиться. То есть фундамент – это память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, развитие мелкой моторики, воля и мотивация. Стены – это учебные навыки, то есть умение считать, писать и читать, уровень саморегуляции, уровень психического развития ребенка. А крыша – это успеваемость в школе.
Чтобы подготовить ребенка к первому классу, сначала нужно заложить прочный фундамент психических функций и возвести крепкие стены навыков и умений. Это и есть задача педагогов детского сада и родителей дошкольников.
Информирование «Понятие готовности к школе»
Педагог-психолог:
Когда ребенок переходит из детского сада в школу, меняется жизнь всей семьи, но его жизнь – особенно сильно. С первого дня в классе он сталкивается с непривычными задачами. Ребенок привыкает к новому режиму, ему трудно сидеть на одном месте, не отвлекаться, долго слушать учителя. У него появляется множество новых впечатлений и эмоций, которые он вынужден сдерживать на уроке, чтобы подчиняться новым правилам.
Первоклассники испытывают целый комплекс нагрузок – физических, психологических и интеллектуальных. В первые месяцы они находятся в состоянии постоянного стресса, который иногда называют «школьным шоком». Родители не всегда могут заметить и понять это состояние. Поэтому возникают вопросы: «А как подготовить ребенка к школе, чтобы минимизировать этот стресс?», «В чем заключается эта готовность?».
Как вы считаете, в чем заключается готовность к школе? Как ее можно определить?
Родители отвечают.
Педагог-психолог:
Готовность к школе – это целый комплекс показателей физического и психического развития. Если она не сформирована, ребенок не способен справляться с требованиями школы, испытывает трудности в обучении и может иметь психологические проблемы. Важная составляющая готовности к школе – психологическая готовность, то есть мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуальная.
Психологическая готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформированы психологические черты, которые свойственны школьнику. Он хочет ходить в школу, быть первоклассником, стать взрослее, учиться. Мотивацию ребенка могут снизить родители, когда они высказываются о школе в негативном ключе.
С другой стороны, рассказывать о школе в радужных тонах тоже не стоит. Контраст между словами и реальностью может привести к тому, что ребенок возненавидит учебу. Поэтому важно говорить правду, не расхваливать школу, но и не пугать ребенка.
Эмоционально-волевая готовность проявляется, когда ребенок умеет управлять своим поведением и поддерживать порядок, стремится достигать результата и доводить дело до конца. Интеллектуальная готовность – когда у ребенка есть определенные знания об окружающем мире, он достиг определенного уровня речевого и умственного развития, у него развиты память, внимание, мышление, воображение.
Рисование «Каким я представляю своего ребенка в школе»
Педагог-психолог:
А теперь я предлагаю порисовать. Возьмите бумагу, карандаши и фломастеры. Тема нашего рисования: «Каким я представляю своего ребенка в школе». У вас есть 15 минут.
Родители рисуют.
Педагог-психолог:
У вас получились интересные рисунки. А теперь я раздам вам рисунки ваших детей на тему: «Каким я представляю себя в школе».
Педагог-психолог раздает родителям рисунки их детей.
Педагог-психолог:
Сначала рассмотрите рисунок ребенка. Давайте попробуем на его основе поразмышлять над тем, хочет ли ребенок стать школьником. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее – привлекательным или не очень? Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта, общения, оценки его умений другими и оценки самого себя.
Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка. Какое настроение ребенка он передает? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой? Есть ли на рисунке ученики, учителя? Каковы размеры фигуры учителя по сравнению с фигурами детей?
Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать вам своим рисунком? «Я не боюсь школы, и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске…», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно, и не на кого рассчитывать, мне страшно войти в школу…», «Мне радостнее возвращаться из школы домой, чем идти в школу».
Родители отвечают.
Педагог-психолог:
Теперь рассмотрите собственный рисунок и сравните его с рисунком ребенка. Есть ли сходство между рисунками, в чем оно заключается? Возможно, в сюжете или в переданных чувствах? Чей рисунок получился более оптимистичным – ваш или ребенка? В чем проявился оптимизм?
Как вы думаете, вы нарисовали, каким хотите видеть своего ребенка в школе или, наоборот, каким не хотите видеть? Изобразили ваши ожидания или опасения? Какой образ ребенка у вас получился – положительный или отрицательный? Какой он в вашем представлении как ученик, школьник?
Что вы как родитель можете сделать сегодня, чтобы изображенный на вашем рисунке школьник стал реальностью? Что ему позволено, что запрещено?
Родители обсуждают рисунки.
Педагог-психолог:
Вы можете взять рисунки с собой. Когда вы придете домой, поговорите с ребенком о его рисунке. Спросите, есть ли он сам на рисунке? Где? Если нет, поинтересуйтесь, где хотел бы быть? Ребенок может дорисовать рисунок по своему желанию.
Упражнение «Будущее моего ребенка в школе»
Педагог-психолог:
Я предлагаю вам приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Сейчас я буду зачитывать незаконченные предложения, которые вам необходимо завершить. Основное условие – отвечайте сразу, не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни. Отвечать будем по кругу.
Фразы для упражнения «Будущее моего ребенка в школе»
«Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…»;
«Главное в учебной деятельности ребенка – это…»;
«Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому…»;
«В моем понимании, хорошо учиться – это…».
«Я всегда мечтала, чтобы в школе мой ребенок…»;
«Когда ребенок оказывается не на высоте, я…»;
«Когда моего ребенка хвалят, я…»;
«Когда ребенок пойдет в первый класс…»;
«Когда он получит двойку, я…»;
«Я думаю, что в школе мой ребенок…»;
«Когда мой ребенок поступит в школу, я мечтаю, чтобы…»;
«С началом школьной жизни ребенок все больше становится…»;
Педагог-психолог:
Задумайтесь, совпадают ли ваши предложения с возможностями вашего ребенка? Какое значение именно для вас имеют процессы, которые связаны со школьной жизнью ребенка? Какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу?
Решение и обсуждение проблемных коммуникаций
Педагог-психолог:
У ребенка еще задолго до начала учебы складывается отношение к школе. Представление о школе формируется в первую очередь из рассказов близких ему людей – родителей. Вспомните, что вы рассказываете своему ребенку о школе. Какие напутственные фразы и слова говорите? (Пауза). Как вы считаете, эти фразы влияют на будущего школьника, какие чувства и переживания они вызывают у него?
Я приготовила для вас несколько обычных фраз, которые довольно часто употребляют в семьях. Подумайте, что ребенок будет думать о школе, когда услышит следующие наставления и фразы.
Педагог-психолог раздает карточки с фразами. Родители обсуждают, какие эмоции могут вызвать эти фразы у ребенка. Если у них возникают затруднения, педагог-психолог может направить их с помощью возможных ответов.
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…»
«Ты, наверное, будешь двоечником?»
«Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!»
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не пришлось!»
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»
«Попробуй мне только ещё сделать ошибки в задании»


Педагог-психолог:
Уже через год наступит этот волнующий день – 1 сентября. Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, это естественно, но ваша родительская тревога не должна перерасти в школьную тревожность ребенка. Пусть ваши дети идут в школу с уверенностью: они многое умеют, а всему остальному обязательно научатся, и мама с папой помогут.
Будьте готовы к тому, что у ребенка не все будет получаться сразу. Да, это может огорчать. Но на самом деле это только повод, чтобы еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!
Рефлексия
Педагог-психолог:
Наша встреча подходит к концу. Давайте поделимся своими мыслями о прошедшей встрече. Я буду бросать мячик вам по очереди, а тот, кто поймает мяч, скажет несколько слов. Расскажите, что вы чувствовали во время семинара и что вы чувствуете сейчас.
Родители ловят мяч и отвечают.
Педагог-психолог:
Мы очень хорошо поработали сегодня и узнали много нового. Давайте похлопаем друг другу и пожелаем удачи. Спасибо!

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.