ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Худяева Наталья Владимировна

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область) г.Нефтеюганск

Эссе «Психолог - это призвание»

Обдумывая человеческие поступки, я начинаю

не с того, чтобы смеяться, скорбеть или

порицать, а с того, чтобы понять.

Спиноза

Эпиграф моего эссе очень перекликается с моим педагогическим кредо, ведь эти слова очень чётко отражают  то, с чего начитаются любые доверительные отношения,  особенно между психологом и ребёнком. 

Большинство моих учеников находятся в возрасте ранней юности.  В этом возрасте человек напоминает лирического героя с тонкой, ранимой душой, старающегося понять не только себя, но и все сущее в этом мире. Эти страдания ярко отражены в ранней лирике моего любимого поэта Владимира Маяковского, в котором описывается обращение героя  к Творцу:

    «…плачет,

 целует ему жилистую руку,

 просит —

 чтоб обязательно была звезда! —

 клянется —

 не перенесет эту беззвездную му́ку!»

Это обращение, очень эмоциональное и сильное. По сути, это крик,  который вырывается из души каждого юноши терзающегося в поисках смысла жизни. Так кричит человек в большом отчаянии, не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь. Но не всегда мир вокруг наших учеников готов понять их и помочь.

В  работе с детьми я опираюсь на их скрытый внутренний потенциал, на их порой очень сильно скрываемое, но обязательно имеющее место быть, стремление чувствовать себя успешным, быть принятым обществом, желанием проявить себя. Моя задача, как психолога, подвести ученика к этапу саморазвития и самовоспитания. Психология имеет в своем арсенале большой запас техник, программ, методик…. Выбирай любую… Но, главным в своей работе, я считаю веру в то, что каждый ребенок по-своему уникален, внутри каждого скрыта яркая и неповторимая индивидуальность.  А я лишь помогаю этой индивидуальности проснуться, снять шоры ... и  проявиться. Этим объясняется мое педагогическое кредо «принятие ученика как ценности, и глубокое эмпатийное понимание».

Ещё в студенчестве, изучая труды выдающегося психолога, психотерапевта, мыслителя Карла Р. Роджерса, я была полностью поглощена его взглядами на тему отношений, которые содействуют развитию личности. Основные его идеи я попробую преподнести Вам в аспекте отношений «педагог-психолог – ученик».

Для меня всегда было сложной задачей оказаться лицом к лицу с беспокойной, конфликтной личностью, ищущей и надеющейся на помощь. Есть ли у меня знания, возможности, психическая устойчивость, умение — обладаю ли я тем, что нужно, чтобы помочь такому взрослеющему человеку?  Только обеспечив понимающее отношение, я, как психолог, могу способствовать тому, чтобы этот взрослеющий человек,  смог обрести понимание по отношению к себе.

Уже в начале моей карьеры педагога-психолога мною было замечено, что чем больше я расположена к ученику, чем больше я принимаю его, тем вернее, что я смогу создать такие отношения, которые будут ему полезны. Под принятием я подразумеваю, теплое отношение к нему как к индивидуальности, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Принятие означает уважение и расположение к ученику как к отдельной личности, желание того, чтобы у него были собственные чувства. Принятие означает уважение ко всему спектру отношений человека в определенный момент времени, независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат они прежним отношениям или нет. Такое принятие каждого меняющегося аспекта ребёнка создает для него ощущение безопасности, а безопасность является очень важной и необходимой для признания себя как личности.

Принятие само по себе мало что значит без понимания. Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли подростка, которые кажутся ему ужасными или неинтересными, сентиментальными или эксцентричными, только когда я смотрю на них его глазами и принимаю и их, и его, он становится по-настоящему свободным  для того, чтобы исследовать самые укромные уголки  своего внутреннего  мира. Эта свобода является необходимым условием отношений «педагог-психолог - ученик». Она предполагает исследование сознательных и одновременно бессознательных уровней личности с такой скоростью, с которой только можно решить окунуться в это нелегкое испытание. Здесь также необходима полная независимость от любых нравственных или диагностирующих оценок, потому что такие оценки, я уверена, всегда пугают.

Таким образом, я вижу, что основными условиями психологически комфортных и эффективных отношений являются принятие ученика как ценности, и глубокое, эмпатическое понимание, которое позволяет ему увидеть свой собственный мир своими глазами. Если эти условия достигаются, я становлюсь спутником, сопровождающим взрослеющих учеников в  его поиске себя.

Безусловно, я не всегда могу достичь таких отношений с ребёнком, но я хотела бы сказать, что, когда я внутренне так настроена,  тогда, я уверена, в нем обязательно возникнут изменения, и он начнет конструктивно развиваться. И именно такие отношения дают возможность мне, как психологу, подняться на более высокий уровень взаимодействия с учениками, иметь дело с их развитием и потенциальными возможностями, помогают открывать всё новые и новые страницы в юной душе и найти резерв в давно забытой крупице воспоминаний о своём детстве. 

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.