ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Москаль Ирина Владимировна

педагог-психолог

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Пуровский район ЯНАО

Психологический тренинг для старшеклассников «Маски и люди»
Цель тренинга: формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски, познание самого себя и других людей с точки зрения «темперамент», «психотип», развитие умения определять «маски» людей в соответствии с их личностными особенностями.
Задачи:
1. Определить свой темперамент и понять какие «маски» соответствуют данному темпераменту.
2. Рассмотреть психотипы людей. Определить какую маску или амплуа он (психотип) оденет в интересующей Вас ситуации.
3. Ознакомиться с профайлингом, понятием «декларируемые и истинные цели людей».

Ожидаемые результаты:
• Правильно понимать основу характера каждого человека: его постоянные и переменчивые качества.
• Разбираться в психотипах людей и их влиянии на профессиональные и личностные качества.
• Быстро и четко отличать истинные цели и ценности человека от декларируемых.
• Использовать алгоритм выявления скрываемой от Вас информации.
• Уметь видеть слабые стороны людей и понимать, как их личные «тараканы» сказываются на профессиональной, личной и повседневной жизни.
Ход тренинга.
Сегодня вы находитесь на тренинге «Маски и лица». Как вы думаете, почему у него такое название? Ответы участников
Вводное слово. 3 минуты

В переводе с латинского языка слово «persona» значит «маска». В русском языке слово «персона» имеет синоним – «личность» или «лицо». Следуя общепринятым нормам, люди стали приспосабливаться к требованиям времени и надевать на себя искусственные лица, удобные для разных жизненных ситуаций.
Маску надевают, роль играют. Под маской мы скрываем свои подлинные чувства, она нас защищает и от излишне любопытных взглядов, и от нескромных вопросов.
«Снимите маску», или «вы видите всего лишь маску, а не человека», или «надел маску» – все эти выражения мы используем, желая подчеркнуть искусственность в личности человека.

Маска — это некий образ, которому мы стараемся соответствовать для создания определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую мы играем в коллективе. Маска является своеобразной защитой, которую мы часто используем, попадая в новый коллектив, знакомясь с новыми людьми. У каждого человека в запасе несколько дежурных масок, которые он применяет в случае, если основную маску срывают или она не подходит.

КАК ПОНЯТЬ МАСКУ? КАК работать с МАСКОЙ другого человека. Этому мы попробуем научиться на сегодняшнем тренинге «Маски и люди».
С давних пор не любят люди открывать свое лицо,
Под фатой невеста будет в церкви надевать кольцо,
Прячут лица, мысли прячут, прячут выраженье глаз,
Маски любят, маски плачут и смеются вместо нас.
Все мы – женщины, мужчины зачарованы игрой,
Так легко надеть личину, мир отгородив стеной
Закрывают люди лица яркой краской напоказ,
Так как с маской легче сжиться миру, чем с любым из нас.
Вот и носят люди маски, не снимая до конца,
Но под толстым слоем краски может и не быть лица.

Упражнение разминка «Бегущие огни». Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Ведущий просит выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит пол круга, добавляется еще один элемент (хлопок, «Доброе утро, друзья» и т.д.).

Принятие правил (распечатаны, размещены на видном месте в аудитории)
Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить желаемый результат.
Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:
Правило участия. Подразумевает включение в работу всех участников.
Правило уважения к говорящему. Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая.
Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения «я чувствую», «мне кажется»).
Группа принимает правила (соглашается действовать в соответствии с ними). При необходимости в ходе тренинга ведущий может обращать внимание отдельных участников на лист с правилами.

Упражнение 1. Темперамент и характер. 5 минут
Вводное слово
-Греческий врач Гиппократ, живший в (460-377 г-х), 5 век до н.э., объяснял различные болезни и темпераменты преобладанием в организме одной из жидкостей:
Сангвиник – кровь, выделяемая сердцем,
Флегматик – слизь, выделяемая мозгом,
Холерик – красно-желтая желчь, выделяемая печенью,
Меланхолик – красно-желтая желчь, выделяемая селезенкой.
Названия этих темпераментов соответствуют латинским и греческим названиям этих жидкостей: «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна холе».
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный
Холерик - сильный, не уравновешенный, с преобладанием возбуждения
Меланхолик – слабый тип

Характеристики типов темперамента:
Сангвиник: эмоционален, имеет высокую работоспособность, общителен, быстро адаптируется, легко переживает неудачи, невнимателен к окружающим, обходит трудности, торопится в решениях.
Флегматик: спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях, педантичен, нетороплив, инертен, медленно переключается.
Холерик: быстр в решениях, действиях, эмоционален, вспыльчив, раздражителен, во взаимоотношениях резок, конфликтен, умеет влиять на других, быстро переключается, любит быть в центре внимания.
Меланхолик: быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен, застенчив, осторожен, чувствителен, низкая трудность.
Среди известных людей Кутузов и Крылов были флегматиками, Петр 1, Пушкин, Суворов – холериками, Наполеон, Лермонтов – сангвиниками, Гоголь, Чайковский – меланхоликами.

Тест «Какой у меня темперамент?» (8 вопросов)
1. Гуляя, ты присаживаешься на скамейку и кладешь рядом свою кепку. И на неё садится какой-то тип! ты...
• Заору на него: Ты что, совсем слепой, что ли?
• Скажу ему, что моя кепка – вовсе не кресло.
• Просто попрошу встать.

2. Ты собираешься на дискотеку, и вдруг мама объявляет, что заболела бабушка и ей надо отвезти лекарства. Твоя реакция?

• Что ж, поеду в аптеку
• Вечно эти предки умудряются обламывать кайф!
• Нет! У меня свои планы!
3. Ты случайно роняешь, какую-то новую вещь и она трескается! Ты....

• Вспоминаю, что где-то лежит клей Момент. Ситуацию можно исправить!
• Становлюсь мрачнее тучи.
• В сердцах допинываю эту вещь.

4. Играя в баскетбол, ты передаешь классный пас своему однокласснику. Но он... промазывает... ты скажешь:

• Ну ты и раззява!
• Скрипну зубами, но промолчу.
• Не расстраивайся! Мы всё равно выиграем!
5. Тебе достался билет, к которому у тебя нет шпоры. А ты писал(а) их всю ночь! Ты...

• Попробую вспомнить без шпоры.
• Распсихуюсь и не пойду отвечать.
• Может, и всплакну...

6. Ты не успеваешь на свою маршрутку, двери захлопнулись перед твоим носом. Ты..

• Я затопаю ногами, и буду грозить водителю кулаком.
• Пожму плечами и стану ждать следующего.
• Прогуляюсь пешком. Это ведь полезно!
7. Твоя(й) любимая (ый) опаздывает на свидание. уже на целых сорок пять минут. При ее(его) появлении ты...
• Брошусь на встречу: Ну, наконец то! Я переживал(а)!
• Смерю его(её) мрачным взглядом.
• Завоплю: Ты испортила(л) мне весь вечер!
8. Ты идешь по улице в суперском новом прикиде. Проезжающая машина обдает тебя грязью. Твоя реакция?
• Пойду домой переодеваться.
• Швырну в машину то, что окажется у меня в руке.
• Попробую подшутить над своим прикольным видом.

Тест: какой у вас темперамент? https://onedio.ru/news/test-kakoj-u-vas-temperament-17988
Тип темперамента Положительные стороны Отрицательные стороны
Холерик сильная нервная система,
легко переключается с одной деятельности на другую конфликтен, истеричен
Сангвиник общителен, уравновешен, высокая работоспособность невнимателен к другим людям
Флегматик высокая работоспособность, целеустремлен упрям, тяжело включается в работу
Меланхолик легко переключается, чуток, внимателен низкая работоспособность


Упражнение 2. «Психотипы». 5 минут https://видеть-насквозь.рф/psihotipy

№1. ИСТЕРОИДНЫЙ – это выскочка, для которого важно быть в центре внимания. Данный тип получает энергию для жизнедеятельности извне, путем получения эмоций от окружающих. В лучшем случае эмоции восхищения, но если с этим туго, то любые эмоции ему подойдут. В случае игнорирования добивается своего «допинга» истерикой, отсюда и такое определение данного типа.
Внешний вид истероида
Яркость, контрастность с другими. Ему важно быть не таким, как все.
Пластичность – легкая, непринужденная походка, гибкость кистей рук, непринужденность.
Общение и поведение истероида
Поверхностность – легче поменять паству, чем вникнуть глубже в тему разговора.
Способность заинтересовать
Большие манипулятивные способности
Любит подарки, хоть может кокетливо заявить, что для него подарки не важны. Для данного типа подарки наиболее важны, нежели для представителя любого другого психологического типа.
Скандалист, заводится с пол-оборота.
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ИСТЕРОИДА:
1. Актер
2. Модель
3. Деятель шоубизнеса
4. Оратор
5. Продавец. Очень важно разнообразие и внимание со стороны окружающих.
Девиз: «Я ОСОБЕННЫЙ, СМОТРИТЕ НА МЕНЯ!»


№2. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ – склонный к припадкам, к состоянию аффекта, раздражительный. Нацелен на сохранение информации, собственного благополучия. Достигает этого путем наведения порядка везде и контролирования.
Для него очень важен распорядок, сон, еда, секс по расписанию. Тот, кто вносит в его жизнь разлад – враг. Данный психотип можно сравнить с шариком, который постоянно надувается, и вот-вот лопнет. Ему важно постоянно сдуваться во избежание взрыва.
Индивид этой категории падок на представителей противоположного пола для удовлетворения естественных физиологических потребностей, любит еду, потому что это помогает поддерживать жизнедеятельность и здоровье, в делах любит порядок, потому что все должно быть по полочкам и это правильно. Часто он учит других жизни.
Внешний вид эпилептоида:
Сильная конституция, хорошо развитая мышечная масса. Атлетическое телосложение.
Четко выраженный подбородок, сильная челюсть, возможно густые брови и мощные надбровные дуги.
Тяжелый взгляд
Короткая функциональная прическа
Аккуратность
Одежда по сценарию. То есть если принято в определенном месте быть одетым в чем-то конкретном, он оденется именно так. Даже если по ситуации окажется, что обстоятельства изменились. Например, погода не та. Но он перетерпит погоду, но оденется правильно.
Общение и поведение эпилептоида:
Ответственность. Но если ему садятся на шею, он это быстро замечает, и избавляется от манипулятора безжалостно
Субординация, трудно впускает в свой круг людей. Очень сдержан в проявлении чувств.
Возможна даже агрессивность для проверки на прочность новобранца. Таким образом отсеивает тех, кто ему не подойдет рядом.
Мстительность, долго помнит обиду
Стремится все контролировать
Не умеет продавать
Эмоции, чувства эпилептоида:
Важен процесс разрядки, нежности не будет
Манипулирует партнером
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭПИЛЕПТОИДА
1. Монотонные дела (бухгалтерия, налоговый учет, администрирование)
2. Власные структуры (армия, полиция)
3. Чиновники местного уровня
4. Охранники
Девиз: «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВИЛЬНО»


№3. ПАРАНОЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП
ПАРАНОЯЛЬНЫЙ – призван произвести глобальную реформу, преобразовать мир. Способен управлять человеческим ресурсом во имя достижения великой цели. Без жалости, без совести пройдет по костям для выполнения задачи.
В отличие от предыдущего типа, знает цель, но не знает, КАК идти к ней. Но выбрав направление, достигнет цели, чего бы ему это не стоило. Он воодушевляет и мотивирует окружающих на выполнение собственных программ.
Внешний вид паранояльного:
Напряженность, официоз, как стержень.
Приверженность стилю, в зависимости от собственной цели. Несет свою идею одеждой.
Статусность собственного стиля
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ПАРАНОЯЛА:
1. Адвокат
2. Важен карьерный рост. Продавец с возможностью стать директором
3. Политик
4. Чиновник высокого уровня
Девиз: «Цель оправдывает средства»

№4 (5). ЭМОТИВНЫЙ (ИЛИ СЕНСИТИВНЫЙ) ПСИХОТИП
ЭМОТИВНЫЙ – человек - божий одуванчик. Он по-доброму относится ко всему, что его окружает. Он хочет гармонизировать, гуманизировать все вокруг. Это гениальный актер, потому что он не одевает роль, а проживает жизнь героя, которого играет. У них необыкновенная эмпатия к людям, они очень чутки на любые проявления лжи. Но никогда не обидят партнера подозрением.
Внешний вид эмотивного:
Одевается со вкусом, мило, эстетично, гармонично, комфортно. Тона спокойные, мягкие.
У женщины чаще всего длинные волосы
Без контрастов
Правильные черты лица
Общение и поведение эмотивных:
Доброжелательность
Ведомость
Гиперответственность
Стыдливость, застенчивость
Терпение
Надежность
Жертвенность
Неумение говорить НЕТ
Чувство вины
Любовь как глубокое чувство
Не умеет обманывать
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭМОТИВА
1. Педагог, воспитатель
2. Няня, сиделка, врач
3. Психолог
4. Дизайнер
5. Актер, поэт, художник
Девиз: «Ребята, давайте жить дружно»


№6. ПСИХОТИП ГИПЕРТИМ
ГИПЕРТИМ - вечный ребенок. Живет для получения новых эмоций, посредством высокой социальной активности.
Он быстро живет, моментально вступает в коммуникации. Это эмоциональный наркоман, он питается новыми впечатлениями, адреналином. Любит приключения.
Обращение и поведение гипертима:
Ни к чему не обязывающее
Ориентация на эмоции, новизну
Ненадежность
Любовь как развлечение. Пикап, Free Love – для него
Шумный, непоседливый, как все дети
Активный
Позитивный, общительный, адреналинщик
Внешний вид гипертима:
Функциональный (одет, чтобы быть везде). Располагает к себе, но нельзя ставить на ответственные посты
Некоторая неупорядоченность в силу поспешности
Мимика и пантомимика гипертима:
Подвижная, яркая
Ориентированная на других
Быстроменяющаяся, изобилует идеями. Важно эти идеи записывать, иначе гипертрим быстро переключается и отвлекается.
Размашистая
Заряжающая
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ГИПЕРТИМА:
1. Экскурсовод
2. Педагог, вожатый
3. Аниматор, тамада на свадьбе
Девиз: «Эх, горе не беда!»

№7. ШИЗОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ШИЗОИДНЫЙ – странный, «не от мира сего». Живут в своем мире, кажутся не совсем адекватными с точки зрения других людей. Постоянно ищет что-то новое. Не обязательно это новое будет практичным и нужным, но он всецело вовлечен в процесс. Общество не принимает его, он является объектом насмешек. Поэтому часто шизоидный замыкается в себе, уходит в виртуальный мир интернета. Его никто не понимает, поэтому он радуется и открывается тому, кто его поймет. Именно по этому каналу к нему легко втереться в доверие.
Внешний вид шизоидного:
Балахонистая одежда, капюшон, наушники
Что-то новое, нестандартное
Неопрятный
Неухоженность прически
Странность, это белая ворона
Возможна борода
Мешают руки
Необычность позы
Любит рюкзаки и большие сумки
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ШИЗОИДНОГО:
1. Программист
2. Изобретатель, если есть способности
3. Минимальное общение с людьми
Лишь понимая особенности психотипа и характера человека можно точно определить, какую маску или амплуа он оденет в интересующей Вас ситуации.
Упражнение 3. Ценности и цели.
Сегодня я предлагаю вам технику, с помощью которой вы сможете определить собственную шкалу ценностей и понять, что значит «жить в соответствии со своими ценностями».
Ценности человека:
√ это то, что лежит в основе жизненной мотивации,
√ это то, ради чего мы готовы предпринимать усилия,
√ это то, что дает нам энергию и ресурсы.

Хотя большинство наших ценностей достаточно стабильны, однако переломные моменты происходят в жизни каждого человека. В эти периоды происходит переоценка ценностей и жизненные приоритеты меняются. Если вы вдруг стали замечать, что то, что раньше приносило радость и удовлетворение, теперь перестало вас интересовать, исчезли удовольствие и мотивация этим заниматься – самое время исследовать свои ценности.
♦ Понимание своих ценностей помогает вам принимать важные жизненные решения.
♦ Вы перестаете неосознанно жертвовать тем, чего вы по-настоящему хотите.
♦ Вы начинаете уделять свое внимание, время и силы тому, что действительно способно принести вам радость и удовлетворение.

Ниже я привела примерный список ценностей человека:
o Семья
o Безопасность
o Работа/Карьера/Профессионализм
o Здоровье (физическое и психическое)
o Забота/Служение
o Доверие
o Интерес к познанию (общая культура, интеллектуальное развитие, законы жизни)
o Свобода
o Материальная обеспеченность/Достаток/Изобилие
o Уверенность в себе/Высокая самооценка/Ценность себя
o Любовь (духовная и физическая)
o Дружба/Верность /Надежность/Взаимовыручка
o Мудрость/Духовность/Внутренняя культура/Гармоничность
o Ответственность /Самостоятельность
o Общественное признание/Уважение/Известность/Успех
o Удовольствия и развлечения/Приключения
o Потребность к творчеству/Хобби
o Красота/Эстетичность

Возьмите листочки бумаги (7 листочков) и выпишите на каждом из них по одной ценности. В тех строчках, где перечислено несколько близких ценностей, выберите ту, которая ближе лично вам. Кроме того, вы можете добавить и свои ценности, если не нашли их в предложенном списке, но они имеют для вас значение.

Теперь нужно расставить ценности по местам: от первой самой важной для вас на сегодняшний день, и далее, по убыванию степени важности, до самой последней. Перемещайте листочки до тех пор, пока вы не получите четкую последовательность, которая полностью удовлетворит вас.

Возьмите 3 самых важных, приоритетных ценностей из вашего списка. А сейчас опишите каждую из них, что лично для вас она означает.

Например: Ответственность – это когда я ...
Семья для меня — это, прежде всего ...
Писать нужно только о том, чего вы хотите. Поэтому исключите частицу «не» из описания.
После того, как вы это сделали, ответьте себе на вопросы:
Как я пойму, что в моей жизни есть ... (ценность)?!
Что тогда я увижу? Что я чувствую? Что тогда я делаю?
И так по каждой из ваших приоритетных ценностей. Таким образом, вы создаете видение своей жизни, в которой вы живете в соответствии со своими ценностями.

Упражнение 4. «Черный» профайлинг.
Декларируемые и истинные цели людей отличаются гораздо сильнее, чем мы думаем. Например, моя главная ценность – достичь успеха. В этом же ряду стоит ценность достичь известности. Вроде бы одно и тоже. Но давайте проверим. Я предлагаю вам разбиться по парам и в каждой паре определить кто номер 1, и кто номер 2. А теперь мы будем использовать маски*****.
Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон.
В каждой группе участник №1 будет рисовать свою внутреннюю маску, а участник №2 – будет создавать, глядя на рисунок партнера его внешнюю маску, т.е. как я (№2) вижу своего партнера.

*****Ситуация, когда участник отказывается делать маски («я всегда одинаковый») или говорит «я не знаю, какие маски делать» является поводом к индивидуальному обсуждению – всегда ли одинаково проявляешь себя с разными людьми? Всегда ли одинаково действуешь? Можно помочь выбрать несколько конкретных людей в жизни участника (попросить назвать имена), чтобы он мог показать на масках разницу во взаимодействии с ними, желательно из разных социальных кругов. Например, мама/папа/брат/сестра, самый интересный учитель, кумир/ровесник, на которого ты хочешь походить, самый близкий друг, случайный взрослый и т.п.

Нарисуйте овальную форму на листе бумаги, занимая весь лист. Положите глаза, нос и рот в общей форме на бумаге, внутри овала. В нижней части листа напишите "Внутри", чтобы определить, что этот рисунок будет, тем, что на самом деле происходит внутри человека, как он чувствует себя внутри. Номер 1 должен изобразить так свою "маску", как он это сам чувствует и считает.
Номер 2. работает над созданием "маски" внешней.
Поместите слово "внешняя" в нижней части листа, чтобы идентифицировать, что этот рисунок будет маска того, что человек показывает другим. Нарисуйте то, что вы считаете ваш номер1 показывает другим -"маску".
Время работы на рисунок- 7 минут.

Рефлексия упражнения. 3 минуты
Вопрос каждой группе: Сравните маски, есть ли сходства и различия? какая маска подходит больше, почему?
Далее в парах необходимо обсудить, что мне кажется верным во внутренней маска, и что мне близко во внешней маске.
Подведение итога работы в данном упражнении: У каждого есть то, что он скрывает. Но чем сильнее он это делает, тем более заметными становятся темные качества личности и ее «тараканы». Кто-то боится своих слабостей, кто-то их игнорирует, кто-то возводит в ранг комплексов и значительных проблем. Но, тем не менее, факт остается фактом: слабости есть у всех. Умение получать скрываемую информацию и видеть слабости людей может стать Вашим важнейшим преимуществом. Если Вы, конечно, себе это разрешите.
Упражнение 5. Психологические маски. Роли и маски.
Время работы – 15 минут.
Часть 1.
Сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа ознакомится с определенным видом «масок», после чего мы проиграем некоторые роли с их «масками».
Итак, различают следующие психологические маски: основная, маска базового отношения к жизни, профессиональная маска, заимствованная маска.
Время работа в группах – 5 минут.
Психологические маски (теоретические сведения):
1. Основная маска — это маска нашей базовой психологической травмы.
Мы с Вами живем в мире, где далеко не все и не всегда складывается самым благоприятным для нас образом. Бывает так, что в нашей жизни происходят очень тяжелые события, с которыми мы не можем до конца справиться. В итоге в нашей психике возникает сильная травма, которая оказывает большое влияние на нашу жизнь, зачастую заставляя нас переосмыслять свои ценности и взгляд на мир. Это своего рода психологическая заноза, которая постоянно напоминает о себе, заставляя нас оберегать больное место и избегать лишних движений.
К базовым психологическим травмам относятся: потеря или длительное отсутствие близкого человека, унижение и потеря статуса, психологическое или физическое насилие, несчастный случай или катастрофа, крушение идеалов, отвержение. Что бы это ни было, но это настолько сильное переживание, которое заставляет человека перегруппироваться вокруг него, бережно защищая это больное место. Испытывая сильное эмоциональное потрясение, человек столь же сильно переживает его и на физическом уровне, образуя мощные зажимы на уровне тела. Естественно, что это отражается на его внешнем облике, создавая ограничения в теле и маску на лице.
Отсюда и берут свое начало такие парадоксы, как строгий начальник с выражением лица обиженного ребенка или почтенная матрона с фарфоровым личиком и наивными глазами маленькой девочки. Это происходит потому, что наше тело под влиянием эмоционального стресса как бы застывает, сохраняя навечно то самое выражение лица, которое отражает наши травматические переживания. Более того, оно запоминает не только эмоцию, но и возраст, в котором она была пережита. Именно поэтому лица людей, переживших травму в раннем детстве, сохраняют детские черты до самых преклонных лет.

2. Маска базового отношения к жизни.
Она в чем-то похожа на предыдущую, но формируется не в результате какого-то разового негативного опыта, а как отражение нашего отношения к жизни и собственной жизненной истории. Эта маска проявляется постепенно, отображая весь спектр характерных для нас эмоций, наше представление о себе и своем месте в этом мире, наши ожидания от окружающих, наш образ мыслей и действий. Эта маска способна видоизменяться с течением времени, обрастая все новыми деталями, но основные ее черты все же остаются неизменны, как неизменны и наши взгляды на жизнь.
Именно эта маска наиболее точно отражает нашу истинную сущность, те мысли и эмоции, которые у нас преобладают. Так, оптимист будет стараться при любых обстоятельствах сохранить жизнерадостное выражение на своем лице, в то время как пессимист даже в минуты бурной радости не сумеет до конца стереть привычное выражение грусти. Внимательно понаблюдайте за окружающими, и Вы увидите, что одни люди как будто бы постоянно плачут, другие вечно недовольны, третьи — презрительно-надменны.
Отчетливо видя эти черты у окружающих, мы часто не замечаем их признаки у самих себя. Но зато их видит и замечает наше бессознательное, воспринимая выражение лица как руководство к действию. Видя по отражению в зеркале, что мы недовольны, оно услужливо выискивает в нашем окружении все новые и новые поводы для недовольства, а таких можно найти множество. В результате мы еще больше укрепляемся в своем восприятии окружающей действительности, усиливая соответствующую эмоцию и ее выражение на лице. Вот так и получается, что наше лицо как печать хранит какую-то основную эмоцию, целостно отражающую наше базовое отношение к жизни.

3. Профессиональные маски.
Занимаясь большую часть жизни определенной деятельностью, мы хотим того или нет, вырабатываем и развиваем у себя ряд черт, характерных для людей этой профессии. Это называется профессиональная деформация. Естественно, что эти новые черты тут же находят свое выражение на нашем лице. С течением времени эта маска так сильно к нам привыкает, что становится неотделима от нас самих.
Плохо то, что мы часто переносим эту маску и характерное для нее поведение из профессиональной деятельности в свою личную жизнь. Так строгая учительница продолжает поучать и строить своих домочадцев. В итоге эти маски, призванные вначале защитить человека, помочь ему выработать правильную линию поведения в его профессиональной деятельности, начинают подчинять его себе.
Профессиональная маска страшна тем, что под ней человек теряет свою индивидуальность, становится просто представителем определенной категории людей. А ведь нам хорошо известно, что может и чего не должен делать тот или иной профессионал. Мы навряд ли ждем от интеллигентного архитектора, что он будет в припрыжку скакать по коридору, да и рослый военный, беззаботно рвущий на лугу цветочки покажется нам довольно странным. Вот так, выбирая себе профессию, мы неизбежно накладываем на себя ограничения, развивая одни свои черты и пренебрегая другими.
Поэтому, если Вы хотите оставаться многогранной личностью, не ограниченной определенным набором черт и напротив, не хотите переносить на свою семью тот тип отношений, который есть у Вас с подчиненными (или с начальником), научитесь разотождествлять себя со своей профессиональной маской.

4. Заимствованные маски.
Живя среди людей, мы волей или неволей приобретаем черты тех, с кем мы постоянно общаемся. При этом важна не только продолжительность и интенсивность этого общения, но и значимость для нас данного человека. Все мы в подростковом возрасте старались подражать какому-то кумиру, а будучи маленькими, повторяли все за родителями. Так мы учились новым для себя моделям поведения, расширяя свой арсенал общения. Но даже став вполне взрослыми и самостоятельными, мы продолжаем копировать тех, с кем проводим значительную часть времени. Для кого-то таким образцом для подражания становится любимый начальник, кто-то восхищен своим лучшим другом, а другие видят достойные примеры на экране телевизора.
Но в подобном копировании есть и своя опасность. Ведь вместе с хорошим мы вполне можем перенять и то плохое, что есть у человека. А кроме того, примеряя на себя чужую личину изо дня в день, мы постепенно и незаметно для себя изменяемся, утрачивая свою индивидуальность.
Наиболее часто мы перенимаем, даже сами того не замечая, некоторые черты своих родителей. Именно так мама поджимает губы, когда чем-то недовольна, а папа также выкатывает глаза в приступе злости. Чем более сильна наша связь с кем-то из родителей, тем больше ужимок из его арсенала перейдут к нам. И даже если мы пытаемся от них избавиться, контролируя свое поведение и выражение лица, в момент сильных эмоций эти черты неизбежно к нам возвращаются, конечно, если мы не сумели сменить их на какую-то другую модель поведения.
Поэтому так важно окружить себя «правильными» людьми. Постоянно вращаясь в обществе успешных людей, мы приобретаем частичку успеха и для себя самих, а наши манеры и выражение лица становятся все более спокойными и уверенными. Общаясь с людьми набожными (не фанатичными), мы и сами становимся более терпимыми, оптимистичными и доброжелательными.

Часть 2.
Каждый из нас играет в жизни много ролей. Сегодня я предлагаю вам проиграть одну из ролей. Подойдите к столу. Выберите ту роль, которую вы бы хотели сыграть. (Если вы затрудняетесь, можете выбрать нейтральные роли).
Социальные роли:
 Искатель правды
 Я не такой, как все
 Все меня достали
 Взрывоопасная смесь
 Излучатель тепла
 Мне никто не нужен
 Розовый романтик
 Вечный клоун
 Душа компании
 Царь, просто царь
 Трагик Пьерро
 Победитель
 Баловень судьбы
 Татьяна Ларина
 Чужак
 Я мне все равно
 Сама мудрость
 Вечный критик
Одеваем каждый свою маску и встаем в круг. Займите позу, соответствующую вашей маске.
Ведущий: давайте представим, что ваши маски попали на бразильский карнавал. Как бы они двигались под музыку? (звучит музыка)
Вопросы:
1. Какие чувства испытывали вы в этой маске?
(свободу, радость, удовольствие и др.)
2. Чтобы вы хотели взять у этой маски?
(независимость, смелость, силу и др.)
3. Где и в какой ситуации в жизни вы применили бы эту роль?
(на экзамене, в конфликтной ситуации, в преодолении препятствий и др.)
4. Когда эта маска может помочь, когда навредить?
(когда человек хочет совершить хитрость или подлость, или не может снять маску и ходит в ней всю жизнь и др.)
Маска позволяет открыть ту часть своего образа, которую в обычной жизни почему-то показать либо не хочется, либо не уместно. Дает возможность стать иным.
Карнавал закончен. Теперь мы снимаем маски, возвращаемся в реальную жизнь.

В заключение следует заметить, что маски помогают не просто жить, а выживать. В то же время их надо периодически снимать, чтобы они не вросли в душу и не заменили собой подлинную человеческую сущность. В противном случае высока вероятность навсегда остаться на сцене. Ведь мир - это театр, а мы все актёры.
Вопрос к участникам: А, какие психологические роли играете вы? Что вы возьмете для себя из сегодняшнего тренинга для понимая себя и окружающих людей? С какой маской вы бы хотели распрощаться?


Упражнение***** 6. To take off one's mask. (Снимите маску с себя). (при наличии времени на упражнение)

Сперва, раскроем энергетику ладоней и пальцев:
Разотрите хорошенько ладошки активными круговыми движениями. Почувствуйте в ладонях жар.
Теперь «умойте» ладони, как будто вы моете руки.
Промассируйте на ладонях межпальцевые промежутки (промежутки между пястными костями). Вы можете почувствовать, особенно у кого остеохондроз, болезненные зоны. С этими зонами стоит поработать отдельно, но это уже другая тема.
Потяните пальцы вперед (растяните суставы пальцев).
Все это сделайте сначала на одной руке, потом на второй.
Потом снова разотрите руки.
Все, теперь ваш персональный физиотерапевтический аппарат готов к работе.
Положите ладони на лицо, очень мягко, не прилагая никаких усилий.
Почувствуйте тепло от ладоней.
Ощутите, как под ладонями находится мягкая теплая кожа лица, а под ней мимические мышцы, глаза, кости.
Осознайте, как ваша мимика крепко связана с мозгом. Как только вы это осознаете, вы начнете себя исцелять.
Вы можете ощутить «щекотку» под руками.
Теперь ваше лицо живет своей жизнью и представляет собой живую маску. Маску, которая двигается.
Вы даже можете легкими движениями ладоней подвигать эту маску, как вам захочется. Либо можете не двигать, если вы этого не хотите.
Теперь, представьте, что вы собираете эту маску в ладошки, как будто вы скатываете (стягиваете) пластилин или глину.
Когда вы полностью собрали маску – окончательно стяните ее с лица и скатайте в комочек.
Откройте окошко или балкон и выбросите этот комочек на улицу. Не оставляйте его в доме! В комочек вы собрали негативную биоинформацию, проблемы, неврозы и прочую гадость.
Если вы не верите в биоэнергетику, то считайте, что такой практикой вы расслабили мощные психосоматические триггерные зоны.
Теперь прислушайтесь к приятным ощущениям на вашем лице.

Упражнение 7 «Рукопожатие». 2 минуты
Ведущий: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».
Резюме тренинга: Роли разные, значит, и маски должны быть разные. От каждой роли ждут определенного поведения. Каждая из масок не хороша и не плоха, она необходима для существования в социуме. Нужно понимать, что это маска, и уметь ее вовремя «снять» или сменить на более подходящую. И всегда помнить, что маска – это не «Я», не личность, а только ее часть.
Литература:
1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»);
2. Дженнингс С, Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии/ Пер. с англ. И. Динерштейн. – Изд-во Эксмо, 2003;
3. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. – М.: Изд-во Института терапии, 2001. – 76 с.;
4. Л. Мардер. Мир цветов и чувств // Школьный психолог, 2006, №20;
5. М.Б. Битянова. Система развивающей работы школьного психолога. М., 2005;
6. М.В. Кисилева. Арт-терапия в работе с детьми. СПб., 2007;
7. Н. Сакович. За маской трудного подростка //Школьный психолог, 2002, №32.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.