выполнила:
Черепанова Валентина Васильевна
Музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»
Хабаровский край
Комсомольский район
п.Снежный
Использование методов и приемов мнемотехники в работе музыкального руководителя при разучивании песенного материала с детьми с ОНР
Одной из приоритетных задач работы МБДОУ «Радуга» на 2019- 2020 учебный год является: активизирование работы с детьми по обогащению активного, пассивного словаря, развитию грамматического строя речи, умений, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка». Решение данной задачи особенно важно в группе компенсирующей направленности с ОНР. Работа по развитию речи в группе с ОНР проводится в течение всей НОД и ООД, в том числе и музыкальной.
Работая в детском саду музыкальным руководителем, я сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок. У детей с ОНР возникают трудности в развитии метроритмического, ритмического, интонационного слуха. Они быстро устают.
Как помочь ребенку запомнить текст песни, почувствовать ритм, мелодию, пережить содержание песни? Ответы я нашла в методике мнемотехника и на ее основе составила музыкально-дидактические игры, которые помогают при разучивании песен.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий.
Сегодня я предлагаю музыкально-дидактическую игру: «Вьюга». Данная песня рекомендована для разучивания с детьми старшего дошкольного возраста, имеет несколько (4) этапов, с каждым этапом даются новые задания по тексту песни. Схема разучивания песни может использоваться для разучивания любого песенного материала, с какими либо изменениями на выбор музыкального руководителя.
Музыкально-дидактическая игра: «Вьюга»
Цель: Исполнять песню напевно, в умеренном темпе, не торопясь.
Программное содержание:
- учить начинать песню с высокого звука на пятой ступени.
- учить правильному дыханию: незаметный вдох и бережному распределению выдоха.
3.работать над дикцией, правильным произношением и пропеванием слов.
Задачи речевые:
1.расширять активный словарь детей.
2.развивать фонематический слух и фонематические представления у детей.
3.формировать произвольность внимания.
Оборудование: карточки с изображением явлений природы, птиц, деревьев.
Ход игры:
1 занятие
- Дети внимательно слушают песню, которую исполняет педагог, отвечают на вопрос педагога: О чем песня?
- Педагог размещает карточки картинки на доске и задает вопрос: «Как можно распределить картинки? ( явления природы, животные, птицы, деревья)
На данном занятии дети подпевают песню
- занятие
1.Педагог исполняет песню, и дети подпевают
2.Педагог раздает детям разлинованные листочки, карандаши и предлагает проговорить текст еще раз и схематично нарисовать последовательность опорных слов.
3.Дети поют песню глядя на картинки, которые они нарисовали. (первый раз дети рисуют с педагогом).
- занятие
1.Дети исполняют песню глядя на схему, а затем по памяти.
- Педагог, расположив карточки на доске, предлагает детям выбрать картинки, начинающиеся на звук «В», затем расположить их последовательно по тексту. Песня вновь исполняется детьми.
- Дети поют песню без наглядного материала
4 занятие
Дети исполняют песню глядя на схемы, последовательно расположенные картинки и потом самостоятельно.
Данная методика разучивания очень эффективна при разучивании песен, стихов и рассказывании. Первое время детям сложно ориентироваться в выделении звуков, составлении схем, но целенаправленная и постоянная работа дает свои результаты.
Текст песни:
- Вьюга выла, веселилась, вьюга с ветром закружилась.
Воем всех перепугала, грустно всем в лесу так стало:
- Волку, ворону, лисе, воробьям, кустам, сосне.
Веткам снежным у березы, подо льдом воде в морозы.
3.Вьюга быстро вдаль умчалась и до вечера скрывалась.
Верба солнце вспоминала, о весне она мечтала
Перейти к публикациям для педагогов