выполнила:
Толмачева Расиля Ришатовна
педагог – психолог
МБОУ СОШ № 5
Свердловская обл., г. Алапаевск
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Устава образовательной организации.
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НО) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном и других. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека – гуманной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
- Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
- Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
- Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
- Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
- Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.
- Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
- Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.
- Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения.
Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
- Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
- Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
- Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности (лишение любимой игрушки и не предложенной в замен другой).
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.
- Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Психическое недоразвитие у детей с ЗПР проявляется, прежде всего, в снижении уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. Но в отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Психологическая азбука»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана на основе:
- Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;
- Глазунов, Д.А.Психология. 2, 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- 2-е изд.,стереотипн.-М.: Планета, 2013.-240 с.- (Школьный психолог).
- Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,
упражнения» Языкановой Е.В.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся с ЗПР.
Цель и задачи программы
Цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с ЗПР.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование познавательных процессов (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа.
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
У школьников на занятиях формируются умения проводить анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для детей 8 - 11 лет.
Срок реализации - 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения во 2 и 3 классе 34 занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общая структура занятия
Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИК, КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (4-5 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и расчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
- ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Виды и формы контроля
Не оценивается.
Метапредметные результаты освоения курса
Результатами внеурочной деятельности «Психологическая азбука» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
- Метапредметные результаты
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Личностные результаты:
- целостное восптиятие окружающего мира
-развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные результаты
-использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и качественных отношений;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов
№ п / п |
Задачи. |
Содержание |
1 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления.
|
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Подсчитай правильно. -Повтори цифры. -Найди путь. - Динамическая пауза - Графический диктант |
2 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие пространственного представления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие вербально – логического мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Куда ускакал зайчик? -Полянки. -Найди лишнее слово - Динамическая пауза - Графический диктант |
3 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Запомни и нарисуй -Выполняй правильно. -Летает – не летает. -Раздели на группы - Динамическая пауза - Графический диктант |
4 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди фигуры.
-Слова, начинающиеся с одной буквы - Динамическая пауза - Графический диктант |
5 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие пространственного представления. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Выше, слева, правее, снизу, соседнее, через одно. -Объедини слова.
-Сделаем бусы. -Вырежи фигурки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
6 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (синтез). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Полянки. -Назови по порядку.
-Что здесь изображено? - Динамическая пауза - Графический диктант |
7 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений (психомоторика) |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди фигуры.
-Раздели на части.
-Кто точнее? - Динамическая пауза - Графический диктант |
8 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений.
|
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Назови буквы.
-Какой? Какая? Какие? -Шумящие коробочки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
9 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Вычеркивай буквы и слушай. Сколько знаков? -Разложи вслепую. - Динамическая пауза - Графический диктант |
10 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (анализ и синтез). Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Отгадай слова. -Нарисуй по памяти.
-Запретный номер. - Динамическая пауза - Графический диктант |
11 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие пространственного представления. Развитие мышления (нахождение общих признаков). Развитие двигательной сферы. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Графический диктант.
-Поиск общего. -Попади в свой кружок. - Динамическая пауза - Графический диктант |
12 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди пирамиду. Нарисуй кресло.
-Полянки. -Заселение дома. - Динамическая пауза - Графический диктант |
13 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди фигуры.
-Точно такие. -Раскрашивание фигур. Заполни рисунок. - Динамическая пауза - Графический диктант |
14 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Шарики в трубочке. Подбери заплатку. -Повтори и добавь. -Найди образец. - Динамическая пауза - Графический диктант |
15 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (существенные признаки). Развитие мышления (анализ). Развитие слуховых ощущений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Выбери главное. -Найди подходящий треугольник. -Шумящие коробочки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
16 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Отгадай слова.
-Диктант пространственных действий. -Волшебный лес. - Динамическая пауза - Графический диктант |
17
|
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
|
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы)
-Шершавые дощечки. -Подбери картинку. -Найди фигуры. - Динамическая пауза - Графический диктант |
18 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Шумящие коробочки. -Крестики, точки.
-Раздели квадрат. - Динамическая пауза - Графический диктант |
19 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Тяжелые коробочки. -Подбери картинку. -Цветовая угадайка. - Динамическая пауза - Графический диктант |
20 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Делаем вместе.
-Найди отличия. -Найди девятый.
- Динамическая пауза - Графический диктант |
21 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Зашифруй предложение. -Ленточки. -Назови и проверь постукиванием. - Динамическая пауза - Графический диктант |
22 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие вербальной памяти. Развитие пространственных представлений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди слова. -Что не изменилось? Что изменилось? Превращение фигур. - Динамическая пауза - Графический диктант |
23 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (анализ). Развитие мышления (синтез). Развитие двигательной сферы (макродвижения). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Дорисуй рисунок. -Что здесь изображено? -Иголка и нитка. - Динамическая пауза - Графический диктант |
24 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди футболистов в одинаковой форме. Цирк. -Раздели квадрат. -Шершавые дощечки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
25 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Зашифруй предложение. -Цветовая угадайка.
-Зеваки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
26 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления ( сравнение). Развитие зрительной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди одинаковое и разное. -Точно такие. -Найди девятый. -Рукопожатие. - Динамическая пауза - Графический диктант |
27 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (Установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Четвертый лишний. -Найди фигуры. -Тяжелые коробочки. - Динамическая пауза - Графический диктант |
28 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие внутреннего плана действий. Развитие опосредованной памяти. Развитие произвольности. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Совмести фигуры. -Запомни фигуры. Замри. - Динамическая пауза - Графический диктант |
29 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Вычеркивай буквы и слушай. -Посмотри вокруг. -Где находится чайник. - Динамическая пауза - Графический диктант |
30 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие мышления (сравнение). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди отличающиеся. -Найди девятый. -Загадочные контуры. - Динамическая пауза - Графический диктант |
31 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие памяти (непроизвольная зрительная) Развитие внимания (устойчивость) |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Запомни точно. -Нарисуй по памяти. -Перепутанные линии - Динамическая пауза - Графический диктант |
32 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие наглядно-образного мышления
|
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Подбери картинки -Найди отличия. -Соблюдай правильно - Динамическая пауза - Графический диктант |
33 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Развитие зрительного восприятия Развитие словесно – логического мышления |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Найди картинки -Четвертый лишний -Сравни предметы. - Динамическая пауза - Графический диктант |
34 |
- Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -Обобщение - Динамическая пауза - Графический диктант |
Перейти к публикациям для педагогов
Учебно – методическое обеспечение
- Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1-4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (БитяноваМ.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
- Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
10.Глазунов, Д.А.Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- 2-е изд.,стереотипн.-М.: Планета, 2013.-240 с.- (Школьный психолог).
11.Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 ,3класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство « Экзамен»,2012.- 6-е изд.,стереотип.-109 с.( Серия «Учебно-методический комплекс»)