выполнила:
Абрамова Светлана Владимировна
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МКДОУ «Детский сад №7»
Аннотация. МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №7 «Крепыш» второй год работает по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение». Методическое обеспечение данной программы позволяет совместную образовательную деятельность сделать более интересной и разнообразной не только в центрах активности, но и на логопедических занятиях. Благодаря учебно-дидактическому комплекту «Речь: плюс», речевое развитие ребёнка проходит в двух векторах: общее овладение ребенком речью (обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи) и развитие предпосылок формирования грамотности (развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой, понимание им на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование речевой активности).
Ключевые слова и словосочетания: учебно-дидактический комплект "Речь: плюс", магнитные буквы, магнитный планшет, детская типография.
Использовать учебно-дидактический комплект «Речь: плюс» можно как для совместной образовательной деятельности в центрах активности, логопедическом кабинете, так и для самостоятельной деятельности. В рамках детского проекта, задача взрослого заключается в создании и поддержки детских речевых ситуаций, в которых разворачивается речевой материал, на основе которого дети обучаются языковым правилам. Дети активны, находятся в контакте и взаимодействии, а взрослый поддерживает и стимулирует речевую активность детей.
Рассмотрим использование данного комплекта по общему овладению речью и развитию предпосылок формирования грамотности на примере игрового тренинга в рамках детского проекта «Вовка в тридевятом царстве».
Конспект игрового тренинга по развитию общего овладения речью и предпосылок формирования грамотности с использованием учебно-дидактического комплекта «Речь: плюс»
Тема: «Новые истории Вовки в тридевятом царстве»
Цель: развитие общего овладения речью и предпосылок формирования грамотности.
Задачи:
- Совершенствовать навык внятной и правильной связной и осмысленной речи.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать речевой слух и понимание устной речи.
- Развивать зрительное восприятие, осознание звуко-буквенного соответствия.
- Развивать графо-моторные навыки.
- Воспитывать умение работать в группах; навыки самостоятельной деятельности, доброту, чувство взаимовыручки и помощи.
РППС: детская типография, таблица-алфавит простого и повышенного сложности уровня (формат А3), кроссворд по сказке (формат А3), карточки (простого и повышенного сложности уровня), магнитный планшет, магнитные буквы и элементы магнитных букв, шаблоны детских книг (в форме печки, сундука, короны).
Ход игрового тренинга
- Организационный момент
Игра – приветствие «Мой друг»
Логопед: Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
А сейчас мы потренируем язычок.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
- Рот откройте, пальцы врозь,
Рот закройте, пальцы вместе.
- На губу язык кладите и немного подержите,
Пальцы вниз вы отпустите и немного подержите.
- «Часики»
Руки вправо – язык влево,
Язык вправо – руки влево.
Делаем мы все умело!
- «Качели»
Язык вверх мы поднимаем - руки вниз мы отпускаем,
Ну, а руки поднимаем, язык тут же опускаем!
- «Лошадка»
На лошадке поскакали, громко цоколи, стучали,
А руками помогали, пальцы сжимали и разжимали. Молодцы!
- Основная часть
Вчера я ходила в гости к маленькому мальчику Кириллу, мы с ним смотрели мультфильм про Вовку в тридевятом царстве. Ему очень понравилась эта история, он задал мне очень много вопросов: «Почему он ничего не любил делать?», «Можно ли издать детям свою книгу?», «А что с Вовкой будет дальше?», «Что такое ларец?», «Полезно ли быть ленивым?» и много других вопросов. Я ему сказала, что вы мне поможете ответить на все его вопросы и выполнить задания по сказке «Вовка в тридевятом царстве», а потом я ему всё расскажу. Вы согласны? (Да!)
Ребята, мы тоже смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». Скажите, а какой Вовка был в начале сказки? (Ответы детей) А какой он стал в конце сказки? (Ответы детей) Чему на учит эта сказка?
Много приключений его ожидало в сказке? (Да!)
С кем он встретился в самом начале сказки? (… с библиотекарем). Чего много в библиотеке? (В библиотеке много книг). Какие книги бывают? Мы с вами умеем издавать свои книги, давайте сделаем книгу для моего друга с новыми историями Вовки? (Да!) А помогут нам речевые кубики зелёного, красного и синего цветов. Бросив кубики, вы можете подобрать картинки или напечатать слова в книге.
Вспомните все слова из сказки, а затем напечатайте их в карточке при помощи детской типографии, или наклейте слова – картинки.
Ещё есть одно интересное задание – это кроссворд! Разгадывая кроссворд, ответы тоже будем вписывать или впечатывать.
Следующее задание – интересные карточки, в которых необходимо выложить написанное слово из магнитных букв (простой уровень) или выложить название картинки и определить первый звук в слове, поместив соответствующий символ под первую букву в слове (повышенной сложности уровень).
Подумайте, куда вы пойдёте и какое задание будете выполнять.
Звучит музыкальная шкатулка.
Раз, два, три, в сказку попади! (Дети делают выбор)
Заключительная часть. Рефлексия
Расскажите, где вы были, что делали, что вам для этого надо было, с кем вы работали, что получилось (индивидуальные ответы детей).
Трудно было или легко выполнять задание?
Вы – большие молодцы! Что же мне ответить Кирюше, можно ли детям создать книгу, полезно ли лениться?.. (Ответы детей)
С вами в сказке побывали,
И совсем мы не скучали:
С Вовкой мы читали,
С Вовкой мы писали,
Чётко звуки называли,
И конечно же, играли!
Может вы мне дадите подарок для Кирюше, чтобы я могла ему передать все ваши ответы и показать подарки – задания. Спасибо большое!
Таким образом, использование учебно-дидактического комплекта «Речь: плюс» позволяет выполнять как совместную образовательную деятельность в центрах активности, так и самостоятельную деятельность в интересной, увлекательной и достаточно простой форме.