выполнила:
Толмачева Расиля Ришатовна
педагог - психолог
МБОУ СОШ № 5
Свердловская область, г. Алапаевск
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ.
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Особенности коррекционно-развивающей работы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
- Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками) - Коррекция негативных форм поведения
- Регулирование ожиданий взрослых
- Изменение отношения взрослых к ребенку
- Преобладание методов поддержки и вознаграждения
- Двигательная коррекция
- Коррекция внимания и развитие умственных способностей
- Обучение социальным навыкам
- Обучение навыкам учения и самоорганизации
Принципы коррекционной работы: · Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток · Создание положительной мотивации, ситуаций успеха · Коррекция негативных форм поведения · Регулирование ожиданий взрослых · Изменение отношения взрослых к ребенку · Преобладание методов поддержки и вознаграждения · Двигательная коррекция · Коррекция внимания и развитие умственных способностей · Обучение социальным навыкам · Обучение навыкам учения и самоорганизации При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии: · Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии · Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития 3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий: · Специфика позиции психолога При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы. · Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил. · По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д. · Использование различных знаков, наклеек, поощряющих дисциплину и активную работу на занятии · Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию со стороны педагогов, родителей, администрации. Необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них.. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы, высказывания учащихся, краткую аннотацию занятий. · Критерии эффективности занятия: Уровень эмоциональной включенности детей в занятие 4. Основные принципы составления психокоррекционных программ · Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов) · Принцип единства коррекции и диагностики · Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа. · Деятельностный принцип коррекции. · Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. · Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии) · Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе. · Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие). · Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий). · Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному). · Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения) · Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции) · Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. |
Методы работы
- Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации)
Психогимнастические игры
3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать)
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки»)
6. Задания с использованием терапевтических метафор
7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)