выполнила:
Александрова Жанна Валерьевна
ГБУ РМЭ ЦППМСП «Детство»
Республика Марий Эл
Эссе на тему «Я работаю психологом»
« Все мы родом из детства! Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»
А. де Сент-Экзюпери.
Я работаю психологом в дошкольном учреждении. Пришла я в эту профессию, далеко не случайным человеком, а имея уже опыт работы с детьми в медицинской сфере, а также в центре раннего развития детей дошкольного возраста. Став педагогом – психологом, я многое для себя открыла и переосмыслила.
«Все мы родом из детства..» - писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносится с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.
В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю - помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним.
Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.
Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенст -вованием своих знаний и личностных качеств. Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?», то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые». Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе, к своим коллегам и родителям детей:
- Прежде всего, надо «жить жизнью детей», только тогда мы сможем понять их;
- Надо быть сдержанным и терпеливым. Развитие человека не терпит суетливости и нервности;
- Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения и у ребёнка и у взрослого человека;
- Надо доверять детям. Это поможет их взрослению;
- Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает мой авторитет как психолога;
- Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком;
- Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности;
- Выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребёнка;
- Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам;
- И самое главное требование, это «Не навреди».
От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.
Какими я вижу результаты своей деятельности?
Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющий переживать за другого.