выполнила:
Погребнова Елена Владимировна
Учитель-логопед
МБДОУ «Ягодка»
ЯНАО, г. Ноябрьск
Вступление.
Логопедический проект «Речевые тропинки», предназначен для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи, целью данного проекта является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе.
Логопедический проект «Речевые тропинки» (далее проект) - это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.
Особенностью проекта является то, что помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе применяются инновационные современные здоровьесберегающие технологии.
Проблема, актуальность: В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Эти ребята довольно быстро утомляются, утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, нарушение познавательной деятельности. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность резко меняется. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Актуальность использования шариков Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Автор проекта: Погребнова Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск, ЯНАО
Тип проекта: практико-ориентированный
По продолжительности: долгосрочный (с 01.03.2018 г. по 29.05.2020 г.)
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Краткое содержание проекта.
Проект «Речевые тропинки» разработан в рамках образовательного модуля «Здоровые дети!» и направлен на сохранение и укрепление здоровья детей посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе. Проект содержит направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Особенностью проекта является то, что помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе применяются инновационные современные здоровьесберегающие технологии.
Одной из таких технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа) и акватерапиия. Су - Джок терапия – это механическое воздействие на биологически активные точки кисти и стопы. Целью приемов Су - Джок терапии является: создание условий для активизации речевых зон коры головного мозга, нормализации мышечного тонуса.
Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения.
Данная технология направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения методов в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель проекта: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе.
Задачи проекта:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Увеличить объем коррекционного воздействия, повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Побуждать детей к совместной деятельности.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, положительной динамике речевого развития, успешной социальной адаптация в ДОУ и семье, выработке устойчивой мотивации к речевой самореализации.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах речевого развития детей через разнообразные формы и методы работы.
- Благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Этапы проекта:
1 этап Организационный (март - сентябрь 2018г)
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и изучение методической литературы.
Разработка перспективного плана работы.
Подборка методических материалов.
Мотивационная и организационная готовность участников проекта к целенаправленной практической деятельности.
2 этап Основной (продуктивный) (сентябрь 2018г - апрель 2020 г.)
Внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс.
Приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС и принципам здоровьесбережения.
Создание системы работы по здоровьесбережению дошкольников.
3 этап Итоговый (презентации) (май 2020г.)
Представить результаты и итоги проекта общественности – педагогам и родителям.
Обобщение результатов использования современных здоровьесберегающих технологий.
Распространение опыта работы по проекту (семинары, публикации, обмен опытом).
Формы и методы работы: проведение практических занятий (индивидуальные (подгрупповые) занятия с использованием здоровьесберегающих технологий); проведение игр на развитие речевого дыхания, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток; семинары, консультации для педагогов и родителей.
Продукт проекта: оформление картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Психогимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Су-джок терапия», «Акватерапия», «Кинезиологические упражнения»; презентации, буклеты для родителей и педагогов, изготовление пособий.
Практические формы работы.
- С детьми:
- Изготовление коллективной книжки-самоделки «Сказка о Веселом Язычке».
- Совместное изготовление артикуляционного куба.
- Проведение практических занятий: - Индивидуальные (подгрупповые) занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Проведение игр на развитие речевого дыхания, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток.
- Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
- Совместное с детьми изготовление офтальмотренажа.
- Викторина: «Речь развиваем - здоровье сохраняем».
- С педагогами:
- Мастер-класс:
- «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»;
- Консультация с практикумом
- «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
- «Коррекция речевых нарушений у детей с использованием элементов Су-Джок терапии»;
- «Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников»;
- «Использование пальчиковых игр в коррекционной работе»;
- «Использование приемов самомассажа».
- С родителями:
В рамках РОУ: семинар-практикумы, мастер-классы.
1.«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»;
- «Кинезиологические упражнения как средство
активизации и стимулирования речевой деятельности»;
- «Использованием элементов су-джок терапии»;
- «Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей»;
- «Наши пальчики играют» выставка нестандартного оборудования для развития мелкой моторики.
Консультации:
1.«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»;
2.«Ум на кончиках пальцев»;
- «Коррекция речевых нарушений у детей с использованием элементов су-джок терапии»;
4.«Формирование правильного речевого дыхания»;
5.«Использование приемов самомассажа»;
6.«Пальчиковые игры и упражнения»;
7.«Глазодвигательные упражнения».
Литература.
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
- Перейти к публикациям для педагогов