ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Бутова Виктория Игоревна

Учитель начальных классов

МБОУ «Косиловская ООШ»

Белгородская область, Грайворонский район, село Косилово

Лингвотеоретические предпосылки использования пословиц и поговорок в процессе совершенствования языковой культуры

Аннотация. В статье описываются предпосылки использования пословиц и поговорок. Ключевые аспекты пословиц и поговорок.

Совершенствование языковой культуры – важная задача изучения языка. Особенно эта задача актуализируется в рамках изучения родного языка.

Изучение языка предполагает не только усвоение особенностей построения языковых структур, языковых единиц и их функциональных особенностей, но и ознакомление с культурой народа, являющегося носителем данного языка. Особенности национальной культуры отражены в пословицах и поговорках, которые вызывают устойчивый интерес не только среди филологов, лингвистов, но и среди педагогов. Образовательная функция пословиц и поговорок настолько очевидна, что в общей педагогике и дидактике языка выделяются отдельные области, связанные с изучением данных паремий.

Лингвокультурологический анализ пословиц и поговорок, возникший в конце XX в., позволил выделить особую категорию паремий, которые формировались в результате становления мудрости и духа народа, являющегося носителем данной языковой системы. Речь шла, прежде всего, о пословицах и поговорках. Знание таких устойчивых сочетаний, которые несут в себе педагогическую функцию, способствовали продуктивному пониманию характера народа, национального образа мыслей.

Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.

Использование паремий в языке обусловлено их сжатостью, лаконичностью, простотой в коммуникации. Паремии относятся к речевым клише и в некотором смысле близки крылатым выражениям, однако паремии зачастую не имеют авторства, возникают из народного творчества, составляя канву фольклора.

Пословицы и поговорки возникли в XX в., и уходят своими корнями в глубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому правильнее будет сказать, что пословицы и поговорки имеют народное происхождение, что их первоисточник находится в коллективном разуме народа.

Существует множество интерпретаций паремий, представленных пословицами и поговорками. В.И. Даль определяет паремии как продукт устного народного творчества. В монографии «Пословицы русского народа» В.И. Даль пишет, что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет, в образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Готовых пословиц высшее общество не принимает, потому что это картины чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, может быть, из вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз.

М.А. Шолохов приводит следующее определение пословиц: под данной категорией паремий понимаются афористически сжатые изречения с назидательным смыслом в ритмически организованной форме. Также исследователь называет пословицы коммуникативными устойчивыми сочетаниями, отмечая при этом их культурно-воспитательную функцию.

В.П. Аникин понимает под пословицей краткое, законченное, образное изречение обобщающего характера; поучительное жизненное наблюдение, применимое к самым различным случаям и ситуациям; малая жанровая форма фольклора.

Н.Д. Горбунова определяет поговорку как широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, к которым они близки по своей форме, поговорки лишены прямого поучительного смысла и ограничиваются образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

Поговорка, в отличие от пословицы, является фразой, словосочетанием, которые могут употребляться контекстно в составе сложных синтаксических конструкций. Поговорка не относится к категории завершенных высказываний и практически не имеет поучительного смысла.

Следовательно, поговорки не поддаются педагогическому анализу, в них невозможно выявить дидактический потенциал. Вместе с тем, будучи употребленными в воспитательных целях, поговорки могут принимать некоторые педагогические функции. Это связано с возможностью перехода пословицы в поговорку в процессе осуществления речевой деятельности. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» в процессе коммуникации превращается в поговорку «жар загребать», которая представляет собой устойчивое сочетание, употребляющееся в составе синтаксических конструкций.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание (Овчинников, 1987).

Исследуется потенциал пословиц и поговорок в совершенствовании языковой культуры обучающихся начальной школы. Большой вклад в исследования этого потенциала пословиц и поговорок внесли: А.Л. Албычакова, И.Н. Батырева, И.Н. Гвоздева, Т.В. Яковлева.

Пословицы и поговорки как средства развития языковой культуры младших школьников раскрываются в лингвометодологическом контексте, что подразумевает расширение их образовательных функций.

Языковая культура в этом контексте раскрывается в двух аспектах:

1) культура письменной речи;

2) культура устной речи.

Пословицы и поговорки характеризуются лаконичностью, сжатостью. На письме они представляют для младших школьников несложные по структуре сентенцию. Младший школьник обычно легко воспринимает и воспроизводит пословицы и поговорки на письме.

Обычно пословицы и поговорки представляют собой простые предложения, но встречаются и сложные пословицы и поговорки:

  1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  2. Не имей сто динаров, имей двух родственников.

С позиции письменной стороны языковой культуры пословица и поговорка – это своеобразный текст или часть текста, несущая культурные основы языка.

Устная сторона языковой культуры выражается в некоторых параметрах, определяющих основы овладения детьми устной речи.

Диагностика сформированности языковой культуры и формирование последней на основе пословиц и поговорок обязательно включает в себя все функциональные особенности паремий, а также письменную и устную стороны этой культуры в целом.

Пословицы и поговорки являются достаточно устойчивыми словосочетаниями и предложениями, несущими в себе культурно-языковую основу. Их потенциал в формировании языковой культуры у младших школьников существенен.

Список использованной литературы:

  1. Абакумова О.Б. Сопоставительный анализ семантики и прагматики пословиц. Сопоставительные исследования / О.Б. Абакумова. – Воронеж: Истоки, 2009. – 120 с.
  2. Аникин В.П. Старинные русские пословицы и поговорки / В.П. Аникин. – М.: [б.и.], 1983. – 100 с.
  3. Барли Н. Структурный подход к пословице. Паремиологические исследования / Н. Барли. – М.: Наука, 2014. – 214 с.
  4. Горбунова Н.Д. Работа с пословицами и поговорками как способ развития речи младших школьников / Н.Д. Горбунова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №3. – С. 57-58.
  5. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. – 616 с.
  6. Овчинников В.В. Все о пословицах и поговорках / В.В. Овчинников. – М.: Советский писатель, 1987. – 680 с.
  7. Сошникова Н.В. Проблема лингвистического статуса пословиц / Н.В. Сошникова, Т.Н. Федуленкова // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы межвуз. конф. – СПб: Изд-во Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2008. – С. 100-101.
  8. Тарланов З.К. Пословицы как материал для изучения синтаксиса. К истории изучения и определения пословиц / З.К. Тарланов // Уч. зап. Ленинград. пед. ин-та. – Т. 467. – Петрозаводск, 1972. – С. 69-106.
  9. Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.