ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 выполнила:

Кононыкина Виктория Викторовна

педагог-психолог

МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1»

Томская область., Каргасокский район., С. Каргасок

МБОУ «Каргасокская СОШ – интернат №1»

Рабочая программа для курса

 «Развитие познавательных процессов

и психомоторики у детей с ОВЗ»

5 класс (вариант 8.1)

 

Составитель: Кононыкина В.В.

педагог – психолог

первой квалификационной категории

Каргасок 2020

Пояснительная записка.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Данный курс направлен на совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.Скудность словарного запаса приводит к низкому уровню развития мышления, существует недоразвитие речи и слабость в общении и классификации понятий.

Развитие познавательных процессов тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены методы совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

В настоящее время школа нуждается в организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения в жизни каждого учащегося. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии и обучении является психологическая коррекция. Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В Международной классификации болезней дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Исследования показали, что психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что является определяющей характеристикой умственной отсталости. Например, особенностью восприятия у детей с умственной отсталостью является недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых сигналов.

У детей с умственной отсталостью проявляются различные особенности восприятия т.е  слабая способность к дифференцированию общих, особых и единичных признаков предметов, также необходимо отметить о недоразвитии скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью, а также снижение объема воспринимаемого материала. Сам процесс восприятия неотделим от внешних практических действий ребенка. По мере развития интеллекта ребенка и усложнения его деятельности наблюдается сокращение моторных компонентов восприятия. Перцептивные действия в процессе восприятия приобретают форму одномоментного охвата  признаков предмета. Эти изменения обусловлены выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсоных эталонов, которые рассматриваются как своеобразные чувственные мерки для систематизации свойств окружающей действительности. Недоразвитие перцептивных действий является существенным фактором, отражающимся на эффективности восприятия у детей с умственной отсталостью.

При психическом недоразвитии отмечаются своеобразные особенности внимания и памяти. Пассивное внимание у детей с психическим недоразвитием более сохранено, чем активное. Это обусловлено, с одной стороны, патологической инерцией нервных процессов, нарушением их подвижности, с другой стороны, нарушением баланса между возбудительными и тормозными процессами.

Особенности развития памяти у детей с психическим недоразвитием обуславливается недоразвитием смысловой памяти при относительной сохранности механической. Слабость мыслительной деятельности, мешающая детям с психическим недоразвитием выделить существенное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отобразить случайные побочные ассоциации, резко снижают качество их памяти. Кроме того, при умственной отсталости отмечаются такие особенности памяти, как замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации.

Нарушение мышления, являясь основным симптомом при психическом недоразвитии, оказывает негативное влияние на развитие других психических функций. Причем это влияние может осуществляться «сверху вниз», т.е. недоразвитие мышления препятствует развитию более элементарных психических процессов.

При анализе сложной структуры дефекта у детей с умственной отсталостью нельзя не учитывать и такие социальные факторы как неправильное семейное воспитание, социальная депривация умственно отсталого ребенка в более старшем возрасте

Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу.

Общая характеристика курса.

 

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов и психомоторики у детей с ОВЗ» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий - коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовку к усвоению ими учебного материала. Дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

— формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

—     формирование пространственно-временных ориентировок;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

 

Основные направления работы: диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

  1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

 ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

 мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

 анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: ― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), ― психолого-педагогический эксперимент, ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ― беседы с учащимися, учителями и родителями, ― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2.Коррекционно-развивающая работаобеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,298

 

―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

―социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

―занятия индивидуальные и групповые,

―игры, упражнения, этюды,

―психокоррекционные методики и технологии,

―беседы с учащимися,

―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

 

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и  формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Развитие познавательной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики руки и др.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию основных познавательных процессов включает в себя следующие разделы:

— развитие восприятия;

развитие внимания;

развитие памяти;

 — развитие основных процессов мышления и речи;

— развитие моторной деятельности;

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

— принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;

— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― занятия индивидуальные и групповые, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики и технологии, ― беседы с учащимися, ― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

 

 

Описание места учебного предмета в уч.плане.

Состав подгрупп может иметь подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (до 8 - 10 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 30 - 40 мин; на каждый класс 1 занятия в неделю. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Структура для всех занятий едина:

1.«Мозговая гимнастика» (3 - 5 минуты выполняются упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактике нарушения зрения).

  1. Разминка (5 -7 минут)

Основная задача данного этапа – включить детей в эффективную мыслительную деятельность и создать положительный эмоциональный фон, без которого усвоение знаний невозможно. В разминку входят несложные вопросы и задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, переключение внимания и т.д.

  1. Тренировочные упражнения для развития познавательной сферы.
  2. Изучение нового материала (тема занятия)

Этот этап занятия обязательно включает знакомство с теоретическими знаниями по новой теме и отработку навыка через выполнение практических заданий.

  1. Итог занятия.

 

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

— подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или  самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях.

 

Личные и предметные результаты.

Личностные результаты:

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 

 

 


Содержание учебного предмета.

Название темы

Кол-во часов

Содержание темы

Вводная диагностика позновательных процессов

4

Определение актуального уровня развития с целю мониторинга результатов.

Развитие восприятия

6

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных

возможностей. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве – вправо- и влевоориентации.

Развитие внимания

10

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Основной задачей раздела «Развитие внимания» будут специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности.

Развитие памяти

8

Память детей с психическим недоразвитием отличается снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим, важными направлениями психокоррекции памяти являются:

—формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной;

—развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов;

Развитие основных процессов мышления и речи

34

У умственно отсталых детей мышление формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют у детей с умственной отсталостью возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в недоразвитии их словесно-логического мышления.  Полнее, чем другие операции, рассматривается сравнение, которому посвящено большее количество исследований, чем другим операциям.

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — способность ребенка действовать в уме, оперируя представленными образами. Требуется обучить этому детей с психическим недоразвитием, чтобы они могли находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами. Одной из наиболее сложных проблем для детей страдающих умственной отсталостью, является переход от наглядно-чувственного познания к словесно-логическому. В качестве предпосылки развития логических операций необходимо формировать у детей операции сравнения.

Развитие моторной деятельности

5

Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.

Заключительное занятие

1

Обобщение знаний.

 

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Коррекционные занятия — это специальная работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм

деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

 


Тематическое планирование занятий

 

урока

Название

темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

 

 
 

1. Диагностический блок

 

1-4

Вводная диагностика и тестирование. (Диагностика динамики развития когнитивной сферы)

4

Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.

Модификация метода Пьера – Рузера

 Методика «Тренируем память»;

Методика «10 слов » Лурия Л.Р. Методика «Собери по образцу»;

Методика «Собери в единое целое» по представлению.

 

 

Развитие восприятия

 

5

Развитие зрительного восприятия.

1

Упр.  «Найди окошко для фигуры», ««Кляксы», «Необычные рисунки», «Графический диктант».

 

6-7

Сравнение предметов по качественным признакам.

2

Упр. «Скопируй правильно», «Выполни по образцу», «Графический диктант».

 

8

Цвета и оттенки.

1

Упр. «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур»,

 

9-10

Ориентировка на плоскости. Восприятие простых сюжетных рисунков.

2

Упр. Разрезанные картинки, «Копирование точек», «Графические диктанты»

 

Развитие Внимания

 

11-12

Развитие произвольного внимания и поведения.

2

Упр. «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер».

 

13-15

Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль.

3

Упр. «Разведчики», «Запомни предметы», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

 

16-17

Увеличение объема внимания.

2

Упр. «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба»

 

18-20

Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции

3

«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Развитие памяти

 

21-22

Развитие мнемических способностей

2

 Упр. «Раздели слова на группы», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». «Внимательный художник».

 

23-24

Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

2

Упр. «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру», «Зрительный диктант».

 

25-26

Обучение способам эффективного запоминания.

2

Методики опосредованного запоминания.

 

 

27-28

Развитие моторно-слуховой памяти.

2

Упр. Раскрась одним цветом одинаковые фигуры», «Точные движения».

 

 

Развитие основных процессов мышления и речи

 

29-32

Развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

4

«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру». «продолжи числовой ряд», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», .«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».

 

33-36

Развитие вербально – смыслового анализа.

4

Упр. «Раздели слова на группы»,  «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения».

 

37-39

Причина и следствие

3

Упр. для развития условий при которых осуществляется причинно-следственная связь.

 

40-42

Причинно-следственные цепочки

3

Упр.  составление причинно-следственных цепочек.

 

43-46

Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

4

«Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру». «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат». Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот»,

 

47-49

Развитие мыслительной операции анализ через синтез.

3

Упр. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру». «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

 

50-52

Развитие вербально - понятийного мышления.

3

Упр. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару».

 

53-55

Развитие логического мышления.

 

3

Упр. Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название»,.

 

56-58

Логические задачи

3

Умение решать логические задачи на упорядочивание.

 

59-62

Логическое и понятийное мышление.

4

Упр.  «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».

 

Развитие моторной деятельности

 

63-67

Развитие зрительно-моторной координации

5

Упр. «Найди путь», «Составь план (класса, своей

квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

Игра «Муха» на развитие ориентировки.

Графические диктанты.

Рисование двумя руками одновременно.

 

 

68

Заключительное занятие

1

Обобщение знаний.

 

 

 


 

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.

На занятиях используются: таблицы, карточки, иллюстрации, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), компьютер.

 

Планируемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию основных познавательных процессов школьники должны научиться:

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать наиболее полное описание объектов и явлений;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая помощь школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Список используемой литературы:

 

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2003.
  2. Рыднина Н. Д. Мир логики. Развивающие занятия. Ростов н/Д., 2008.
  3. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. СПб. 2003..

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.