Воспитатель
Пучкова Ирина Александровна
МАДОУ г Нижневартовск ДС№38 «Домовенок»
ХМАО – Югра, г.Нижневартовск
Разучивание стихотворений – занятие полезное и необходимое. И дело не только в тренировке памяти. Всё гораздо интереснее.
- Стихи развивают и тренируют память. Память человека – это комплекс познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Вместимость рабочей памяти (необходимой для мыслительной деятельности человека) напрямую зависит от того, сколько и чего мы пытаемся заучить или запомнить. Изучение иностранных языков и заучивание стихотворений лучшие виды тренировки. Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.
- Стихи развивают речь. При заучивании стихов накапливается и обогащается словарный запас за счет новых слов, красивых фраз, фразеологизмов, интересных речевых оборотов. При запоминании правильно построенных предложений развивается связная речь. Декламация учит правильно расставлять акценты, вырабатывать голос, тренировать дикцию и артикуляцию
- Стихи развивают творческие способности и креативное мышление. При рассказывании стихов происходит эмоциональный отклик человек, проживание истории, задуманной автором. Дети очень любят чтение стихов по ролям, стихи с движениями, инсценировка стихотворений.
- Стихи развивают фонематический и музыкальный слух, чувство ритма. Фонематический слух - это различение на слух звуков. Во время чтения рифмованных фраз происходит дифференциация звуков. Многие стихи наложены на музыку.
- Стихи позволяют бороться со страхом. Первые осознанные страхи тесно связаны с репрезентацией себя в социуме. Поэтому очень важно еще с детства учить детей рассказывать стихи перед публикой. Подобная практика и во взрослой жизни позволяет избавиться от многих социальных фобий.
- Стихи учат доводить дела до конца. Что может быть более легким и одновременно более сложным, чем выучить стихотворение наизусть? Как показывают исследования, те, кто нашел в себе силы заучить до конца несколько стихотворений, с большей долей вероятности найдет в себе силы закончить любое начатое дело.
- Стихи обеспечивают ментальное долголетие. Необходимо с юного возраста заботиться о своем здоровье, в том числе и ментальном. Тренировать необходимо не только тело, но также важно тренировать мозг. Для того, чтобы держать мозг в тонусе, нужны новые нейронные связи. Для этого необходимо напрягать мозг, заставлять его работать.
Как учить стихи с ребенком
Прежде чем начинать учить стихотворение, его нужно правильно выбрать, чтобы оно соответствовало возрасту, в нем не было трудных и непонятных слов, сюжет был понятен ребенку.
- Мотивация. С малышами все стихи разучиваются в игре, главная мотивация «Давай поиграем». Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выучить стихотворение для участия в конкурсе, поздравления любимой бабушки, для выступления на утреннике, для Деда Мороза…
- Знакомство со стихотворением. Читаем стихотворение ребенку целиком и обсуждаем содержание, эмоциональность произведения. Выясняем, все ли слова понятны. Наша память устроена так, что человеку практически невозможно запомнить то, что он не понимает. Поэтому важно научить ребенка задавать вопросы: «Я не понимаю это слово. Скажите, что это значит?».
- Заучивание стихотворения. «Я рассказываю – ты повторяешь» построчно заучиваем стихотворение или его часть. Ни в коем случае не нужно давить на ребенка, лучше выучить 2 строчки в хорошем настроении, чем 4 без него.
Чтобы помочь ребенку с запоминанием
- Отлично работает метод перевода текста в образы. Нужно вместе с ребенком нарисовать стихотворение, и по серии картинок, ребенок гораздо быстрее запомнит стишок.
- Кроме того можно использовать метод драмматизации. Ребенок показывает движения, как он чувствует смысл стихотворения. Важно, чтобы движения были говорящими, которые подскажут слова.
- Помогают учить стихи и ритмические движения, хлопки, перебрасывание мяча.
- Повторение стихотворения. Стихи можно повторять перед сном, по дороге в сад или школу. Можно поиграть «Я начну, а ты продолжи…». Выступает какой-то персонаж, например медвежонок, а за него говорит ребенок. Чем больше повторений, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок на выступлении перед родственниками, в саду (школе) или на конкурсе.
- Декламация стихотворения. Очень важно учить ребенка выступать перед публикой с раннего детства. Выступать нужно при любом удобном случае: пришли гости, утренник в саду, домашнее задание в школе, участие в конкурсе… Страх публичного выступления очень часто встречается у взрослых людей и с ним трудно бороться. Поэтому профилактикой нужно начинать заниматься с детства.
- Перейти к публикациям для педагогов