выполнила:
Дубенская Елена Витальевна
педагог-психолог
Государственное казённое учреждение здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребенка»
РФ
Тамбовская область
г. Тамбов
Педагог – психолог – это призвание!
На свете есть много различных профессий
и в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
чем та, кем работаю я!
Меня зовут Дубенская Елена Витальевна. Вот уже 14 лет работаю педагогом-психологом в ГКУЗ в «Тамбовском областном специализированном доме ребенка», где воспитываются дети в возрасте от 0до 4 лет.
В доме ребенка живут белокурые и темноволосые малыши, с голубыми и карими глазенками, смотрящими на каждого взрослого с надеждой.
Это учреждение на несколько лет становится основным местом пребывания для тех малышей, которых органами опеки было решено изъять из семьи, для детей, чьи родители лишены родительских прав, «отказников», подкидышей, а так же для детей, чьи родители, в силу разных жизненных обстоятельств, были вынуждены временно поместить их сюда на воспитание.
Это единственное учреждение в Тамбовской области, которое оказывает медицинскую помощь и комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию детей с органическим поражением ЦНС, нарушением психики, детским церебральным параличом, детей с различным дефектами физического и психического развития, а также осуществляет их социальное сопровождение.
Тамбовский Дом ребенка прошел свой путь длиной в 92 года.
Четырнадцать лет назад, когда я переступила порог дома ребенка, мои первые впечатления – это жалость, умиление и, конечно, страх. Страх перед неизвестным, но, скорее всего, в первую очередь перед самой собой: а смогу ли я? Но что-то подсказывало, что смогу, и это ощущение не покидает меня до сих пор. Не все сразу получалось, не хватала опыта. Но время шло, и я изучала методическую литературу, перенимала опыт от наставников, повышала квалификацию, занималась самообразованием, получая знания через Интернет и мой "багаж" копился, множился, претерпевал изменения, приобретал форму и направление в виде бескорыстной любви к детям, в виде самоотдачи и тяги к какой — то невидимой, поставленной самой же себе, планке.
Пролетело четырнадцать насыщенных событиями лет, и как-то незаметно для меня что-то изменилось. Я стала жить по-другому, думать по-другому и поступать по-другому. Дом ребенка наложил свой отпечаток на мою жизнь окончательно, и впервые за прошедшие годы я почувствовала себя педагогом – таким, каким он должен быть: мудрым, справедливым, отзывчивым, иным словом – Человечным. Иногда я задаю себе вопрос: а если бы не дом ребенка, была бы я сейчас такой? Возможно, и была бы, но несколько позже.
Моей задачей как педагога- психолога является обеспечение гармоничного развития ребенка, его эмоционально-волевой сферы. И для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в стенах дома ребенка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, покинутым и несчастным. Важно, чтобы окружающие его люди увидели реальные проблемы ребят, захотели им помочь.
В нашем учреждении находятся дети с различными проблемами развития:
- нарушением социально-личностных отношений, с преобладанием беспомощности и безынициативности, с отсутствием коммуникативных навыков; с эмоциональными нарушениями в виде депрессивности, тревожности; с проблемным поведением; с задержкой нервно- психического развития.
С детьми занимаются специалисты разных направлений, но, несмотря на все достижения, воспитанники продолжали отставать в развитии от домашних детей
Данные проблемы снижают шансы детей на усыновление, порождают многочисленные трудности в семье, усыновляющей ребенка, ограничивают возможность перевода детей с нарушениями в развитии в детские дома, а не в интернаты системы социального обеспечения. Я с коллегами хотела победить и эту проблему, но не знала как.
В то время мы стали сотрудничать с национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. С 2009года Тамбовский дом ребёнка является членом Ассоциации содействия модернизации Домов ребенка, цель которой – улучшение положения детей путем внедрения «семейной модели» проживания в Домах ребенка, и внедрение технологий ранней помощи.
Первым шагом к внедрению новых технологий было открытие нового подразделения в доме ребёнка – «Российская Лекотека» - это служба оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития с использованием игровых технологий, целью которой является создание благоприятных условий для личностного роста, развития ребенка, укрепление его психического здоровья, что помогает облегчить детям с инвалидностью вхождение в социум, как можно быстрее адаптироваться к общественной жизни, снизить число детей, которые могут попасть в интернаты системы социального обеспечения, повысить эмоциональный настрой ребенка.
Я, вместе с другими специалистами, прошла обучение по программе «Российской Лекотеки», организованное специалистами из Москвы при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Прослушала курс лекций, ознакомилась с различными технологиями ранней помощи. Лекотека дома ребёнка начала свою работу с февраля 2009года.
Была организована специальная целевая группа, в которую были зачислены дети, имеющие выраженные нарушения психо-речевого развития, проблемы поведения, нарушения в эмоционально – волевой сфере, в возрасте от 1 года до 4 лет, имеющие статус ребенка- инвалида, все дети имели сочетанные нарушения развития.
Российская Лекотека рассчитана на работу с домашними детьми – инвалидами. Данную программу я адаптировала для работы в нашем учреждении, сохранив все принципы Лекотеки, где главным принципом является игровое взаимодействие. Каждый ребенок, находящийся в данном детском учреждении ограничен в общении. Я уделяю персонально каждому ребенку внимание, заботу, стараюсь создать комфортную обстановку, где ребенок чувствует себя защищённым, тем самым, приближая отношения к семейным.
Всю игровую деятельность строю на интересе ребенка, инициатива исходит от него, а я поддерживаю игру и взаимодействую с ним, так же я инициирую и поддерживаю игру с несколькими детьми одновременно. Стараюсь проявлять родительский стиль организации игры и пространства.
Ознакомилась с методами и техниками работы домов ребенка, работающих по проекту «Снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, воспитывающихся в домах ребенка», увидела изменения, произошедшие в их учреждении, и поняла, что я на верном пути. Я поняла, чтобы достигнуть лучших результатов, необходимо обучить персонал дома ребенка, чтобы создать условия для развития теплого, социально отзывчивого взаимодействия и отношений привязанности между взрослыми и детьми в группе. Стала вместе со специалистами лекотеки проводить обучающие семинары и консультации, направленные на эмоциональную отзывчивость, чувствительность, свободу движения и безопасность пространства, соответствие поведения взрослого потребностям ребенка.
Ребёнок должен быть к кому – то привязан, кого-то любить и получать любовь взамен, чтобы было как в обычных семьях, чтобы папа и мама понимали бы ребенка. Организуя обучение и досуг своих воспитанников, становясь для них самыми близкими людьми, воспитатели приобрели ещё одну профессию – мама.
Я и мои коллеги хотим победить отрицательные привычки ребёнка, чтобы не было угроз социальной адаптации, чтобы дети умели переносить сформированные здесь знания и умения в новые условия, в новую жизнь, в новые отношении.
Я добиваюсь того, чтобы Дом ребенка стал местом, где любят каждого ребенка, где всегда уютно и никто не нарушит покой. Ребёнку должно быть всё доступно, ему должно быть безопасно, как дома. Это не дом ребёнка, а дом для ребёнка! А дом должен быть у каждого!
Я думала, что должно пройти много лет пока программа даст результаты. Но уже спустя несколько месяцев результаты порадовали.
Появились результаты наблюдений за детьми в группах:
Дети стали меньше проявлять неразборчивого дружелюбия; проявляют тревогу при встрече незнакомого человека (случаи неразборчивого дружелюбия уменьшились).
• Меньше стремятся выбежать за пределы группы.
• Возвращаются к близкому взрослому после контакта с незнакомкой.
• Во время прогулок держатся ближе к воспитателю.
• Проявляют меньше стереотипии и поведение самостимуляции.
А дети целевой группы лекотеки стали общительнее, научились лучше двигаться и обслуживать самих себя А это значит, что у них появилось больше шансов найти маму и папу. Но самый главный результат-это снижение количества переводов детей- инвалидов в интернат системы соц.обеспечения.
Работа лекотеки - это большой шаг для дома ребенка, он даёт детям шанс обрести счастливое будущее, они будут готовы к выходу в большой мир, научатся общаться друг с другом, будут чувствовать заботу близких. Это даёт надежду, что дальнейшая жизнь сложится успешно.
Сегодня социальный заказ общества домам ребёнка – это жизнеустройство воспитанников в семью. Детей усыновляют, берут под опеку, на патронатное воспитание, а также в приемные семьи. Для бездетных пар это шанс стать настоящими родителями.
Но среди усыновляющих немало пар, у которых уже есть свои дети – и они просто хотят спасти малышей от несчастного детства, стать им семьей и поддержкой. Это дело сложное и длительное. Для него требуется столько сил, что родителям это выдержать помогает только лишь желание оказаться рядом с малышом, не бросить его на полпути, не подвести.
Важно, чтобы этому процессу не мешали заведомо неверные представления о ребенке. Чтобы родители смогли полюбить его не за какие-то конкретные качества, которых, возможно, в нем и не окажется. А чтобы они сумели полюбить его без условий – как своего родного. Это я стараюсь донести до кандидатов во время беседы с ними. Рассказываю о ребенке, о его развитии, о его режиме дня. Стараюсь создать комфортную обстановку для общения, наблюдаю за взаимодействием потенциальных родителей и ребёнка, веду беседы, консультации на темы, более волнующие будущих родителей. Это помогает будущим родителям и опекунам, а также ребёнку быстрее привыкнуть друг к другу, адаптироваться, почувствовать привязанность. Такая же ведется работа и с родителями, временно поместивших детей.
Нельзя назвать легкой работу педагога-психолога. Это кропотливый ежедневный труд, и я осознаю, что на мне лежит огромная ответственность за развитие маленького человека, за его дальнейшую жизнь. Я точно знаю, что сделала правильный выбор. Счастливые лица и улыбки моих детишек подтверждение тому. Моя профессия как никакая другая окружена любовью, и прекрасно, когда эта любовь взаимна.