ВЫПОЛНИЛА:
Рубцова Зульфия Расимовна
Воспитатель
МБДОУ ДС №22 «Голубок»
г.Туапсе
Конспект занятия по познавательной деятельности для старшего
дошкольного возраста
Тема: «Дикое поле».
Цели и задачи:
-Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.
-Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего жилья.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Ход занятия:
Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации. Воспитатель предлагает сесть.
Воспитатель:
Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захария Чепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город.
Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).
Воспитатель: «Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?
Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель: Казаки очень много строили. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады стали обычными городами, стали расти и развиваться.
Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.