выполнила:
Науменко Наталья Яковлевна
музыкальный руководитель
ФГБ ДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №43» УДП РФ
Москва
Интегрированное занятие для подготовительной группы
«Музыка в архитектуре»
Задачи:
*Развивать мышление, фантазию ,память, слух, речь.
*Познакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, средства музыкальной выразительности/темп, ритм, динамика/
*Знакомство с творчеством композиторов как отечественных, так и зарубежных.
Муз. Рук.
Знаете, ребята, у меня сегодня с самого утра в голове звучит стихотворение:
О, древняя красавица Архитектура!
Своим творений мастерством
Рассказываешь, как литература,
Загадочную повесть о былом!
Архитектура –музыка, песнь камня,
Что ввысь возносится в колоннах к облакам,
Что гения влечёт так неустанно
Построить дом красивый или храм.
А как вы думаете, что такое архитектура?
Дети:
Это здания, какие-то постройки, дворцы.
-А какие названия зданий вы знаете?/дом, изба, дворец, вокзал, аэропорт, церковь/.
- А кто же проектирует эти здания?/архитектор/
-А кто знает стихотворение про него.
1Ребёнок:
Архитектор! Как много в этом слове:
И новизна, и линий простота.
У вас фантазия лежит в основе,
Проектов смелых чистота.
Вам покоряются объёмы и пространство,
2 ребёнок: Вас помнят и столетья и года.
От вас зависит городов убранство,
Вы красотою правите всегда.
Муз. Рук:
А в чём заключается работа архитектора:
Дети:
- Если бы мы были архитекторами, какой город бы мы построили?
Какие здания были бы в нём?
Ответы детей.
Педагог задаёт встречные вопросы: как называются эти здания? Для чего они нужны? Чем отличаются от других?
Муз.рук.: Ребята, а как вы понимаете такое выражение:
«Архитектура - это застывшая музыка в камне?» Гете.
Почему так называют архитектуру?
Дети:
Когда мы смотрим на красивое здание, у нас в голове звучит музыка
Педагог:
А какие музыкальные понятия вы помните, с помощью которых музыка нам может рассказать о чем-то?
Дети: Это темп, ритм, динамика, мелодия.
Показ слайдов с музыкальным сопровождением.
1 Костёл .
Педагог: Это костёл. В нём нельзя играть, танцевать, можно только слушать музыку и молиться.
Давайте послушаем произведение Баха и определим подходит эта музыка и какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор?
Звучит музыка Баха из хорошо темперированного клавира: « Токката и фуга ре-минор»
Дети:
Да подходит, музыка мужественная, энергичная, слышится поступательное движение вверх, как будто всё устремляется в небо, ощущение дали, простора, пышная театральность.
Педагог:
Давайте послушаем следующее произведение и подумаем , что же музыка нам изображает?
Звучит музыка «Песнь Варяжского гостя»
Дети:
Грозный морской прибой. Как будто волны поднимаются и опускаются.
Музыка воинственная и суровая.
На слайде Крепость, обнесённая крепостной стеной.
Педагог:
Да, волны поднимаются и ударяются о крепостную стену. А зачем нужна крепостная стена?
Дети:
Чтобы защищаться от врагов, выдерживать осаду.
Звучит музыка «Индийского гостя»
Педагог:
Что изобразила музыка? О чём она нам рассказал? О волнах, оврагах, о мужественных защитниках?
Дети:
Нет!
Педагог:
А почему?
Какие музыкальные понятия использовал композитор?
Дети:
Музыка была волнообразная, лиричная, мечтательная.
Слайд с изображением Тадж Махала
Педагог:
Это дворец, а в таком дворце можно помечтать о богатстве, о камнях.
4 Арка
Звучит «Марш победителей» из «Аиды»
Педагог:
А что мы представим под эту музыку?
Дети:
Идут победители, храбрые отважные.
Педагог:
Да. Все они проходят через арку, как триумфаторы.
А как звучала музыка?
Дети:
Мощная, торжественная, важная, богатырская.
Педагог:
А можно еще сказать , что звучит аккордовая тема.
Музыкальное исполнение.
Педагог:
Это и есть аккордовая тема, давайте повторим: «Аккордовая тема».
А теперь для вас музыкальная заставка: мы слушаем два произведения и говорим, к чему они относятся./на экране дворец и русская изба/
Звучат полонез или менуэт и народная музыка.
Дети дают свои ответы.
Педагог:
-Почему вы так решили?
Дети:
Потому что мазурку танцуют во дворцах, а пляски в избах.
Педагог:
Я для вас приготовили что-то очень интересное.
Давайте немного пофантазируем и определим, о чём рассказывает музыка и какие элементы декора или архитектурные украшения можно представить по ту или иную музыку.
/На экране архитектурные украшения./
- Розетка/»Болеро « Равеля»
Дети:
Это розетка.
Педагог:
А почему ты так решил?
Дети:
Потому что музыка идёт как бы по кругу, ровно ритмично.
Педагог:
Правильно. А розетка имеет круглую форму.
- Колонны /»Лунная соната» Бетховена
Дети:
Это колонны.
Педагог:
А как бы вы описали характер этой музыки?
Дети:
Музыка настороженная , таинственная .
Педагог:
В музыке слышатся размеренные , сосредоточенные ходы. Послушайте.
Исполнение «Лунной сонаты»
Педагог:
Вы согласны?
Дети:
Да!
- «Квадрига» Звучит «Аппассионата» Бетховена
Дети:
Это квадрига.
Педагог:
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Дети:
Музыка стремительная, бушующая, неудержимая.
Педагог:
Очень красиво сказал Р. Ролан
«Пламенный поток в бушующем русле»
Педагог:
Давайте послушаем, как композитор рассказал про барельеф.
- Барельеф /Ноктюрн с- моль Шопена
Дети:
Слышится скульптурная выпуклость, утонченность каждой детали, нисходящая мелодическая линия.
Педагог:
А теперь послушаем музыку и определим, о каком архитектурном украшении нам хотел рассказать композитор?
На экране изображение наличника и гирлянды.
Слушаем «Ноктюрн А- Дур» Шопена.
Дети:
Эта музыка рассказала про наличник.
Педагог:
А почему вы так решили?
Дети:
Потому что было ювелирное, точное звучание, глубоко продуманное. Педагог:
Какое музыкальное произведение вам запомнилось больше? Почему?
Ответы детей.
Педагог:
А сейчас мы будем с вами «живыми архитектурными украшениями»,
Мы проживём жизнь каждого из них, немного пофантазируем. Подумайте, чтобы вы хотели изобразить.
Музыкальная игра «Архитектура и мы –дети»
Педагог: Ребята, о чем сегодня был разговор?
Дети: О музыке в архитектуре.
Педагог: Эти понятия можно объединить? Каким образом?
Дети: Когда мы проходим мимо зданий, то в голове может звучать музыка. Она как бы рассказывает об этом здании.
Педагог:
Архитектура и музыка – это два вида искусства.
А зачем нам нужно искусство вообще? Зачем нам нужна архитектура и архитектурные украшения?
Дети: Чтобы дом был красивым, уютным, комфортным, светлым, чтобы отличался от других.
Педагог:
А музыка зачем нужна?
Дети: Чтобы жизнь была интересней!
Педагог: Искусство нужно для красоты
Составила музыкальный руководитель: Науменко Наталья Яковлевна