ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Науменко Наталья Яковлевна

музыкальный руководитель

ФГБ ДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №43» УДП РФ

Москва

Интегрированное занятие для подготовительной группы

«Музыка в архитектуре»

Задачи:

*Развивать мышление, фантазию ,память, слух, речь.

*Познакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, средства музыкальной выразительности/темп, ритм, динамика/

*Знакомство с творчеством композиторов как отечественных, так и зарубежных.

Муз. Рук.

Знаете, ребята, у  меня сегодня с самого утра в голове звучит стихотворение:

О, древняя красавица Архитектура!

Своим творений мастерством
Рассказываешь, как литература,

Загадочную повесть о былом!

 

Архитектура –музыка, песнь камня,

Что ввысь возносится в колоннах к облакам,

Что гения влечёт так неустанно

Построить дом красивый или храм.

 

А как вы думаете, что такое архитектура?

Дети:

Это здания, какие-то постройки, дворцы.

 

 -А какие названия зданий вы знаете?/дом, изба, дворец, вокзал,  аэропорт, церковь/.

- А кто же проектирует эти здания?/архитектор/

-А кто знает стихотворение про него.

 

1Ребёнок:

                        Архитектор! Как много в этом слове:

                        И новизна, и линий простота.

                        У вас фантазия лежит в основе,

                        Проектов смелых чистота.

                        Вам покоряются объёмы и пространство,

                                                          

2 ребёнок:  Вас помнят и столетья и года.

                        От вас зависит городов убранство,

                        Вы красотою правите всегда.

Муз. Рук:

А в чём заключается работа архитектора:

Дети:

- Если бы мы были архитекторами, какой город бы мы построили?

Какие здания были бы в нём?

Ответы детей.

Педагог задаёт встречные вопросы: как называются эти здания? Для чего они нужны? Чем отличаются  от других?

 Муз.рук.: Ребята, а как вы понимаете такое выражение:

«Архитектура - это застывшая музыка в камне?» Гете.

Почему так называют архитектуру?

Дети:

Когда  мы смотрим на красивое здание, у нас в голове звучит музыка

Педагог:

А какие музыкальные понятия вы помните, с помощью которых музыка нам может рассказать о чем-то?

                                              

 

Дети: Это темп, ритм, динамика, мелодия.

Показ слайдов с музыкальным сопровождением.

1 Костёл .

Педагог: Это костёл. В нём нельзя играть, танцевать, можно только слушать музыку и молиться.

Давайте послушаем произведение Баха и определим подходит эта музыка и какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор?

Звучит музыка Баха из хорошо темперированного клавира: « Токката и фуга ре-минор»

Дети:

Да подходит, музыка мужественная, энергичная, слышится поступательное движение вверх, как будто всё устремляется в небо, ощущение дали, простора, пышная театральность.

Педагог:

Давайте послушаем следующее произведение и подумаем , что же музыка нам изображает?

Звучит музыка «Песнь Варяжского гостя»

Дети:

Грозный морской прибой. Как будто волны поднимаются и опускаются.

Музыка воинственная и суровая.

На слайде Крепость, обнесённая крепостной стеной.

Педагог:

Да, волны поднимаются и ударяются о крепостную стену. А зачем нужна крепостная стена?

Дети:

Чтобы защищаться от врагов, выдерживать осаду.

Звучит музыка «Индийского гостя»

 

 

 

                                  

Педагог:

Что изобразила музыка? О чём она нам рассказал? О волнах, оврагах, о мужественных защитниках?

Дети:

Нет!

Педагог:

А почему?

 Какие музыкальные понятия использовал композитор?                                       

Дети:

Музыка была волнообразная, лиричная, мечтательная.

Слайд с изображением Тадж Махала

Педагог:

Это дворец, а в таком дворце можно помечтать о богатстве, о камнях.

 

4 Арка

Звучит «Марш победителей» из «Аиды»

Педагог:

А что мы представим под эту музыку?

Дети:

Идут победители, храбрые отважные.

Педагог:

Да. Все они проходят через арку, как триумфаторы.

А как звучала музыка?

 

                                  

Дети:

Мощная, торжественная, важная, богатырская.

Педагог:

А можно еще сказать , что звучит аккордовая тема.

Музыкальное исполнение.

Педагог:

Это и есть аккордовая тема, давайте повторим: «Аккордовая тема».

А теперь для вас музыкальная заставка: мы слушаем два произведения и говорим, к чему они относятся./на экране дворец и русская изба/

Звучат полонез или менуэт и народная музыка.

Дети дают свои ответы.

Педагог:

-Почему вы так решили?

Дети:

Потому что мазурку танцуют во дворцах, а пляски в избах.

Педагог:

Я для вас приготовили что-то очень интересное.

Давайте немного пофантазируем и определим, о чём рассказывает музыка и какие элементы декора или архитектурные украшения можно представить по ту или иную музыку.

/На экране архитектурные  украшения./

  • Розетка/»Болеро « Равеля»

Дети:

Это розетка.

Педагог:

А почему ты так решил?

Дети:

Потому что музыка идёт как бы по кругу, ровно ритмично.

Педагог:

Правильно. А розетка имеет круглую форму.

 

                      

 

  • Колонны /»Лунная соната» Бетховена

Дети:

Это колонны.                                          

Педагог:

А как бы вы описали характер этой музыки?

Дети:

 Музыка   настороженная , таинственная .

Педагог:

В музыке слышатся размеренные , сосредоточенные ходы. Послушайте.

Исполнение «Лунной сонаты»

Педагог:

Вы согласны?

Дети:

Да!

  • «Квадрига» Звучит  «Аппассионата» Бетховена

Дети:

Это квадрига.

Педагог:

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети:

Музыка стремительная, бушующая, неудержимая.

Педагог:

Очень красиво сказал Р. Ролан

 «Пламенный поток в бушующем русле»

Педагог:

Давайте послушаем, как композитор рассказал про барельеф.

  • Барельеф /Ноктюрн с- моль  Шопена

Дети:

  Слышится скульптурная выпуклость, утонченность каждой детали, нисходящая мелодическая линия.

Педагог:

А теперь послушаем музыку и определим, о каком архитектурном украшении нам хотел рассказать композитор?

                                              

На экране изображение наличника и гирлянды.

Слушаем  «Ноктюрн А- Дур»  Шопена.

Дети:

Эта музыка рассказала про наличник.

Педагог:

А почему вы так решили?                                         

Дети:

Потому что было ювелирное, точное звучание, глубоко продуманное. Педагог:

            Какое музыкальное произведение вам запомнилось больше? Почему?

            Ответы детей.

            Педагог:

            А сейчас мы будем с вами «живыми архитектурными украшениями»,

            Мы проживём жизнь каждого из них, немного пофантазируем. Подумайте, чтобы вы хотели изобразить.

Музыкальная игра «Архитектура и мы –дети»

Педагог:   Ребята, о чем сегодня был разговор?

Дети:                              О музыке в архитектуре.

Педагог:    Эти понятия можно объединить? Каким образом?

Дети:                               Когда мы проходим мимо зданий, то в голове может звучать музыка. Она как бы рассказывает об этом здании.

Педагог:

                               Архитектура и музыка – это два вида искусства.

                              А зачем нам нужно искусство вообще? Зачем нам нужна архитектура и архитектурные украшения?

Дети:                             Чтобы дом был красивым, уютным, комфортным, светлым, чтобы отличался от других.

Педагог:

                           А музыка зачем нужна?

Дети:                           Чтобы жизнь была интересней!

Педагог:         Искусство нужно для красоты

Составила музыкальный руководитель: Науменко Наталья Яковлевна

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.