ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Толмачева Расиля Ришатовна

педагог - психолог

МБОУ СОШ № 5

Свердловская область, г. Алапаевск

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ.

 

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

 

          Особенности коррекционно-развивающей работы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
  • Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
    активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
  • Коррекция негативных форм поведения
  • Регулирование ожиданий взрослых
  • Изменение отношения взрослых к ребенку
  • Преобладание методов поддержки и вознаграждения
  • Двигательная коррекция
  • Коррекция внимания и развитие умственных способностей
  • Обучение социальным навыкам
  • Обучение навыкам учения и самоорганизации
 

 

 Принципы коррекционной работы:

·         Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)

·         Создание положительной мотивации, ситуаций успеха

·         Коррекция негативных форм поведения

·         Регулирование ожиданий взрослых

·         Изменение отношения взрослых к ребенку

·         Преобладание методов поддержки и вознаграждения

·         Двигательная коррекция

·         Коррекция внимания и развитие умственных способностей

·         Обучение социальным навыкам

·         Обучение навыкам учения и самоорганизации

При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:

·         Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии

·         Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития

3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий:

·         Специфика позиции психолога

При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог  проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы.
Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения  ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя  основными путями:

·         Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым     дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им  о необходимости  соблюдения норм и правил.

·         По возможности,  «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.

·         Использование различных знаков, наклеек, поощряющих  дисциплину и активную работу  на занятии

·         Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию  со стороны педагогов, родителей, администрации.

Необходимо четко определять  для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них..  Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям  не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы,  высказывания учащихся,  краткую аннотацию занятий.

·         Критерии эффективности занятия:

Уровень эмоциональной включенности  детей в занятие
Уровень открытости учащихся

4. Основные принципы составления психокоррекционных программ

·         Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)

·         Принцип единства коррекции и диагностики

·         Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.

·         Деятельностный принцип коррекции.

·         Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

·         Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)

·         Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента  к участию в коррекционной программе.

·         Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).

·         Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).

·         Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).

·         Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)

·         Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)

·         Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.

Методы работы

  1. Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации)
    Психогимнастические игры
    3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать)
    4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
    5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки»)
    6. Задания с использованием терапевтических метафор
    7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.