ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Блохина Алена Николаевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ «ДСКВ №36 «Жемчужинка»

Россия

Кемеровская область

Город Юрга

Особое родительство

Кто они, родители ребенка с особыми образовательными потребностями? «Особые образовательные потребности» - так сейчас принято говорить? Инвалиды обидно, ОВЗ слишком широкое понятие. Но как бы мы не называли «особых детей», какие бы слова не употребляли в обиходе, суть остается неизменной. Мы имеем дело в первую очередь с семьей, с «особенной семьей».

 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Важно понимать, что период детства значим тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть временной отрезок подготовки к следующему этапу взросления.

Моя совместная работа с родителями предполагает достижение успеха в коррекционной работе по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с особенностями развития. Взаимосвязь участников образовательного процесса обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия и решения общих задач ДОУ и моих личных задач как специалиста. Для меня значимы:

  • установление степени выраженности отклонений в познавательном развитии ребенка
  • включение родителей в коррекционно-педагогический процесс и оказание им необходимой консультативной помощи;
  • организация и проведение работы с педагогическим коллективом и родителями по совершенствованию познавательной деятельности детей;
  • анализ познавательного развития каждого ребенка и определение эффективности усвоения программного материала ребенком
  • подведение итогов проведения коррекционной работы с родителями за учебный год и определение путей ее оптимизации на следующий учебный год.

Это говоря красивым научным языком. Любая коррекционная программа для детей с особенностями развития рассматривается во взаимосвязи с различными формами помощи родителям.

Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Нашу группу «особенных деток» в данный момент посещают 7 детей.  И на первоначальном этапе все дети нуждались в помощи взрослых при самообслуживании. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности. Они манипулировали отдельными предметами. Выполнять соответствующие действия с той или иной игрушкой не умели. Куклу брали за волосы, бросали игрушки, а не клали на определенное место. Не все дети умели и хотели пользоваться карандашом, пластилином, кисточкой, салфеткой. Понятия о количестве и счете у них отсутствовали. Многие дети и в настоящее время имеют отставание в физическом развитии: неустойчивая походка, неумение управлять своим телом, нарушение координации движений, слабость тонкой моторики рук, стереотипные и навязчивые движения в жестах и мимике. Детки все разные по поведению, темпераменту, умениям и взаимоотношениям с родителями и близкими. Одни любят посидеть на руках у взрослых, поиграть с мячом, конструктором, водой, крупой. Другие держаться обособленно и осторожно, малоконтактны. Объединяет их то, что они слабо эмоционально отзывчивы, холодны, часто не дружелюбны, не потому что не хотят, а просто не умеют. Задача меня, как педагога помочь им в этом, и помочь родителям найти подходы и решения. Облегчить их взаимоотношения. Речь у наших детей состоит из аморфных слов - корней, отдельных звукопроизношений, редко речевых фраз. У них ограниченный словарный запас. Грубое нарушение понимания речи. Преобладает механическая память, повышенная отвлекаемость и слабая переключаемость с одной деятельности на другую, восприятие фрагментарное, познавательная активность снижена, причинно — следственные связи не устанавливают. Мне как специалисту трудоемко играть в одни ворота по всем направлениям, поэтому без взаимодействия с родителями просто не обойтись.

При поступлении ребенка в группу мы узнаем от родителей сведения социального характера, факторы развития ребенка, состояние здоровья. Беседуем об индивидуальных особенностях и привычках ребенка (культурно — гигиенические умения, самообслуживание, излюбленные занятия, дистанция общения, поведение). Знакомим семью с режимом дня в группе на протяжении 3-х часов и в период адаптации ребенка к новым условиям в дошкольном учреждении. В течение адаптационного периода родители по — новому знакомятся со своим ребенком. Узнают о его взаимоотношениях с другими детьми, об умении (порой нежелании) выполнить поручения, о культурно - гигиенических навыках, об опрятности и поведении своего ребенка в разных видах деятельности и новых условиях. Мы показываем игрушки, пособия, наглядный и дидактический материал для подгрупповых и индивидуальных занятий, которыми будет пользоваться вновь прибывший ребенок. Предлагаем познакомиться с информационными материалами, который есть на сайте детского сада.

С первых дней посещения ребенком группы наблюдаем за ним, уточняем необходимые сведения у родителей. При желании и необходимости родители могут посетить индивидуальные и подгрупповые занятия в течение года.

Но не будем забывать о главной составляющей семьи, как правило, это мама, той самой «рябинки, от которой как бы мы не хотели – апельсинки не родятся».

Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Вот здесь действительно нужно время, чтобы тактично прощупать маму или папу. Со временем картинка часто меняется, и часто отличается от той, что мы получаем на первоначальном этапе взаимоотношений.

Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Это да! Нужно 10 раз подумать, прежде чем сказать. Но говорить надо. Да, обиды случаются, да реальная картинка не всегда радужна, да ожидания не всегда оправдываются, но, кто, как не мы можем помочь родителю, показать реальность, помочь снять «розовые очки». Вот с очками бывает сложно. Часто родителю легче жить в иллюзии, в придуманном мире. И здесь мы не в силах надавить и повлиять. Потому как принятие «особого ребенка», это как проживание всех стадий горя, нельзя перепрыгнуть на следующий этап, не пройдя предыдущий. А сколько на это понадобиться маме или папе времени, сил, зависит не от нас.

Немаловажная часть работы с родителями – получение обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации взаимодействия с семьей.  Как по мне наиболее успешны и приемы для получения результата, таких как:

-анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам. Проанализировав результаты анкетирования родителей, можно составить дальнейший план работы с ними и формы взаимодействия.

Потом уже можно выбрать и формы проведения работы с родителями:

-узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их   решения. Это беседы, консультации, тесты- опросники, тренинг, видеоматериал, встреча -дискуссия.

- индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.

- интересная и результативная форма работы с родителями - практическая деятельность педагога с родителями. Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке. Здесь просто можно поставить родителей в ситуацию, близкую ребенку, например, завязываем глаз, рот, заткнуть уши, чтобы понять, насколько сложно выполнять ребенку задания с РАС. Такое игровое моделирование родительского поведения в ситуациях общения с ребенком может побудить родителей к использованию альтернативных средств коммуникации и общения.

- показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.

Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения с ребенком.

Проведенное анкетирование по результатам работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, показало, что родители достаточно высоко оценили открытость и доступность информации, позитивно оценили роль детского сада как источника обогащения их педагогического опыта.

Линии взаимодействия с родителями могут быть различными. Есть «родитель — зритель», ему все интересно, а есть «наблюдатель», критичный, задающий вопросы, тот, с которым будет в дальнейшем интересно работать специалистам. Кроме того, встречаются родители — исполнители, участники, инициаторы и организаторы. С каждым из них нужно суметь выстроить взаимодействие.

Не нужно пытаться найти «скелеты в шкафу» семьи с «особым ребенком». Это не моя задача. Моя задачи стать другом, вызвать доверие, показать авторитет, успокоить маму в первую очередь, чтобы направить ее, наконец, по направлению к ее ребенку. Так как мама ребенка с РАС – это неделимая часть личности ребенка аутиста!

Учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ «36 «Жемчужинка»

   Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.