выполнила:
Попова Татьяна Михайловна
Старший воспитатель
МАДОУ №59 Детский сад «Золотой ключик»
Республика Бурятия
Город Улан-Удэ
Рассказываете ли вы детям сказки? Вводите ли их в прекрасный, волшебный мир, полный очарования?Рассказывайте детям сказки.
Русская народная сказка – это прежде всего произведение искусства, живое, увлекающее детей необычайностью повествования, динамикой событий,
красочное, яркое, где грань между реальностью и игрой стирается и исчезает, что чрезвычайно импонирует ребенку, соответствует его психологическим особенностям. Сложно найти лучший способ эстетического воспитания детей, чем путь приобщения их с самого раннего детства к устной народной поэзии. Находясь под воздействием сказки, у ребенка обостряется восприимчивость ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь все действие сказки проходит на фоне русской природы. Сказка скупа на слова, в ней нет больших картин природы, но ребенок видит «чистое поле», «ельничек-березничек», белую березоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку». Рисует сказка и красоту сада, где растут необычные цветы, и зимний суровый лес, где под елью Марфушенька ждет Морозко. Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются ребенком эмоционально, и, быть может, впервые он начинает понимать, как прекрасен окружающий его мир.
В.Г.Белинский писал о том, что в детях с самых ранних лет должны воспитывать чувство прекрасного, как один из первейших элементов человечности. Художественное восприятие сказки является активным для ребенка процессом, пробуждающим его нравственные качества, и прежде всего человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У ребенка сопереживание носит непосредственный характер, он отождествляет себя с полюбившимся героем произведения, проникает во внутренний мир героя, его характер-так вживается в образ, что с помощью воображения становится участником событий.
Образность, необычайная фантастика сказок развивают детское воображение, учат мечтать, вызывают желание быть похожим на положительного героя сказки, нести в мир добро и побеждать зло. Благополучный же конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка типичными народными стилистическими выражениями, сказочными эпитетами, меткими сравнениями, которые так нравятся детям.
Многообразно и велико влияние сказки на детей среди других средств воспитания. Нет более благородных слушателей, чем дети.
Сказка живет и в наше время, ее нельзя забывать. Она никогда не стареет, остается молодой, прекрасной. Она поистине бессмертна. Как устное поэтическое творчество, сказки лучше рассказывать, но бережное отношение к языку указывает нам на необходимость читать более сложные волшебные сказки, чтобы сохранить колорит их народности. В беседе с детьми о знакомой сказке следует останавливать их внимание на художественных особенностях русского языка, стремиться к тому, чтобы яркие эпитеты, меткие сравнения, метафоры, пословицы, поговорки прочно вошли и закрепились в словаре детей.
Сказка обогащает детей, они тянутся к ней. А уж если вы, создав добрую атмосферу, расскажете выразительно, то дети нескоро отстанут от вас. Важно только хорошо понять сказку, увлечься ею. В этом нам помогут иллюстрации таких замечательных художников как: Е.Рачева, Б.Дехтерева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, Т.Мавриной и других людей с живым воображением, поэтической фантазией, большим художественным вкусом.
Итак, уносясь мыслями в далекое прошлое, с плавной ритмичностью начнем сказывать слова заветные, колдовские: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…».
Перейти к публикациям для педагогов
Старший воспитатель МАДОУ №59
«Золотой ключик»
Т.М.Попова