Баторшина Лариса Николаевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Остерский детский сад «Солнышко»
Смоленская область, Рославльский район,
с. Остер.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Остёрский детский сад «Солнышко»
ТВОРЧЕСКИ - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Старшая и подготовительная к школе группы.
Музыкальный руководитель:
Баторшина Лариса Николаевна
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Актуальность
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». По- обычаю отмечается ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
В преддверии этого праздника и возникла идея проекта.
Проект осуществлялся в МБДОУ «Остёрский детский сад «Солнышко» музыкальным руководителем Баторшиной Л.Н.
Тип проекта: творчески – познавательный
Продолжительность проекта: 17.02. -01.03.2020г.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Предполагаемый результат:
В результате реализации этого проекта дети приобретут знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
- Обучающие:
- Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
- Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
- Формировать любовь к Родине, ее традициям.
- Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности;
- Развивать память, мышление, внимание;
- Развивать интерес к русским народным традициям;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
- Практический.
- Заключительный.
- Подготовительный этап:
- Разработка содержания проекта, составление плана работы;
- Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, заклички, загадки, , художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, мультфильмы, тематическое занятие);
- Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
- Информация родителям о предстоящем проекте.
- Практический этап.
- Речевое развитие
- Чтение художественных произведений по теме «Масленица»;
- Разучивание русских народных песен, закличек;
- Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?».
2.Познавательное развитие
- Тематическое муз. занятие «Госпожа Масленица»
- Отгадывание загадок по данной теме;
- Просмотр мультфильмов «Ишь ты, Масленица!», «Смешарики. Масленица».
- Художественно-эстетическое(музыка) развитие
- Слушание Н. Римского-Корсакова «Проводы Масленицы».
- Повторение песни «Снежная песенка»
- Разучивание и исполнение песни «Ой, блины мои блины», песня -хоровод «А мы масленицу дожидаем»
- Танец «Весну звали»
- Хороводная игра «Топа топ».
4.Физическое развитие
- Народные игры – забавы «Гори, гори ясно», «Горелки», «Заря-зарница»
- Подвижные игры «Метелки-веники», «Блины», «Быстрые лошадки»
Привлечение родителей к участию в проекте.
- Изготовления чучела масленица (наряженная кукла из соломы)
- Подготовка к участию в сельском праздничном мероприятии «Масленица»
- Заключительный этап
- Праздник «Здравствуй масленица»
- Сельский праздник «Масленица»
3.Презентация проекта
Результат проекта:
Дети имеют представление о народных праздниках, играх.
Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения.
С интересом участвуют в народных играх.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель -сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества
В дальнейшем я совместно с воспитателями и родителями дошкольников продолжим работу по воспитанию детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством проведения НОД, праздников и т. д.